Особенности создания ситуации успеха для младших школьников с ОВЗ как средство их социальной адаптации


Министерство образования и науки РФ
Областное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №3» г. Курска
Выступление на заседании МО учителей начальных классов
на тему:
« Особенности создания ситуации успеха для младших школьников с ОВЗ как средство их социальной адаптации»
Учитель начальных классов
Киреева Н.Б.
Курск-2015
Проблема социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья является на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем психологии, социальной педагогики, практики социального воспитания подрастающего поколения в России. Процессы реформирования системы образования в РФ затрагивает широкий круг вопросов, требующих безотлагательного и продуктивного решения. К младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья предъявляются высокие требования со стороны всех социальных институтов общества: начиная с требований готовности к обучению в школе и заканчивая особенностями современного семейного воспитания. Всё это затрудняет социальную адаптацию младших школьников с ограниченными возможностями здоровья, снижает её продуктивность, что приводит к различным видам дезадаптации ребёнка (например, к условиям жизнедеятельности в школе), к сложностям в освоении социальных ролей, характерных для данного возрастного периода развития и др. негативным последствиям. Одним из эффективных средств способствующих социальной адаптации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья является создания для них ситуаций успеха в различных видах деятельности (учебно-познавательной,социально-ориентированной).
Результатом созданной ситуации успеха может стать успех младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья. Под успехом младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья следует понимать когнитивно-аффективное, оценочно-самооценочное, нервно-психическое состояние радости, удовлетворения от реализации своих возможностей, способностей, от достижения цели, от выполнения деятельности на высоком уровне качества, от принятия и признания проявлений личности школьника значимым для него социальным окружением. Этому состоянию сопутствуют: уверенность в себе, ощущение компетентности; повышение социальной активности; повышение самооценки и уровня притязаний; повышение уровня мотивации достижения успеха; благодарность по отношению к значимым другим; формирование оптимистической перспективы к результатам дальнейшей деятельности в этом направлении и в целом; воспитание установки на содействие с более и менее значимыми сверстниками и окружающими людьми; формирование эмпатии по отношению к успехам и неудачам других.
Немаловажную роль в социальной адаптации младших школьников играет формирование положительного отношения к учебным предметам. В настоящее время лишь у незначительной части школьников с нарушением интеллекта учеба является жизненно необходимым видом деятельности, приносящим личностно значимые переживания. Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
Успех в учении – один из источников сил и положительной мотивации школьника. Для младших школьников успех играет особую роль, являясь важнейшим стимулом учения. Уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе, весьма важен. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания (пусть и через значительные трудности), не приобретёт умения учиться, не научиться дружить, не обретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо больше душевных и интеллектуальных затрат.
В младшем школьном возрасте у детей с ограниченными возможностями здоровья учебная деятельность приносит наиболее серьёзные результаты в процессе её осуществления совместно с другими детьми. Приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием классного коллектива и пониманием своих возможностей, пробуждают познавательную активность и стремление лучше учиться. Впечатление от успеха бывает так велико, что может кардинально изменить сложившееся отрицательное отношение к процессу обучения.
В связи с этим важное значение приобретает создание на уроках специальных ситуаций, способствующих достижению обучающимися даже незначительных успехов в различных видах учебной деятельности. Такая работа позволяет обеспечить постепенное продвижение и развитие каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей.
Очень важным приёмом является словесная поддержка педагога, т.е использование фраз типа: «Постарайся приложить усилия, и у тебя получится это задание», «Не расстраивайся, в следующий раз тебе удастся выполнить задание быстрее и качественнее», «Я сейчас подскажу тебе, как правильно выполнить задание, а в следующий раз ты всё сумеешь сделать сам», «Я очень рада, что ты смог преодолеть себя и сделал это задание» и т.д.Младшие школьники, имеющие отклонения в умственном развитии, склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример. Поэтому содержание похвалы и ее формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность выполнения домашних заданий, настойчивость в поиске решения, усвоение каких-либо знаний. Таким образом, создание ситуации успеха способствует решению важнейших задач обучения и воспитания.
В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания и т.д. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится говорить об их успехах. Редкие вспышки активности у таких учащихся проходят бесследно, их гасят пробелы в знаниях, отсутствие интереса в получении информации. В связи с этим появилась необходимость создавать ситуации успеха искусственно.
Большое внимание необходимо уделять организации системы уроков таким образом, чтобы каждый из них способствовал вовлечению учащихся в работу на разных этапах, поддержанию устойчивого познавательного интереса и активности каждого ученика. Особое значение приобретает подбор специальных индивидуальных заданий и упражнений с учётом уровня знаний и способностей каждого ученика. Как правило, результат положительный.
Значительная часть слабоуспевающих учеников стали максимально активно работать на уроках чтения, математики, письма и развития речи, проявляя устойчивый интерес к получению знаний и выражая желание «хорошо учиться».
Таким образом, при условии постоянного стимулирования успешности обучения младших школьников с нарушением интеллекта, отмечается значительная позитивная динамика в формировании устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности.
Доступное, интересное содержание учебного материала способствует возникновению успеха. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит педагогу незаметно (в зависимости от индивидуальных психофизических особенностей ребёнка) повысить уровень требований к нему, и тем самым мотивировать его на познание более сложного материала.
Если учитель оценит ученика относительно достижения более успешных одноклассников, то эффект воздействия уменьшится. Ученику не будет доставлять радости похвала, если он «все равно хуже», преувеличение успеха создает впечатление несправедливости. Чтобы этого не происходило, нужно сравнивать ученика не с другими учащимися, а с его прежними достижениями, т.е. оценивать продвижение.
К примеру, анализируя готовые работы, нужно обращать внимание детей и на такую работу, в которой хорошо выполнены лишь отдельные элементы задания. При этом важно особо отметить даже малейший успех, подчеркивая, что ученик «раньше этого не умел, а теперь научился».
При организации ситуации успеха немаловажное значение имеет изучение индивидуальных особенностей и способностей своих учеников, иначе вся работа может обернуться неудачей и приведет к негативному результату. Все эти моменты очень важны, иначе ситуация успеха может «сорваться».
Успех, достигнутый без особого труда, часто быстро забывается. Чтобы поддержать степень увлечённости, на последующих уроках должны быть организованы условия для создания новых ситуаций успеха, не связанных с предыдущей; на основе напоминания о предшествующем успехе должны определяться новые задачи в рамках того же предмета.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что создание ситуации успеха – это эффективное средство формирования положительного отношения к процессу учения.
Успех (успешность) ребёнка – качественная оценка результатов деятельности, которая складывается из объективных результатов и субъективного к ним отношения самого ребёнка. Может быть, что ребёнок достигает многого, но такой ценой, что чувствует себя неудачливым, а не успешным. Может быть, он продвинулся вперёд совсем чуть – чуть (если судить объективно). Но для него самого – это преодоление, победа, и радость от своего успеха. И в наших силах организовать процесс обучения таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно, уверенно, был мотивирован на успешную учебную деятельность.
Результатом пережитого младшим школьником с ограниченными возможностями здоровья состояния успеха, радости, удовлетворения являются позитивные изменения в структуре потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, ценностной и других сфер личности, формируются социально значимые качества растущего человека. Это в свою очередь способствует более эффективной социальной адаптации младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья к условиям природно- социальной среды.