ПОРТФОЛИО Цыреновой Дулмы Анатольевны


-1137285-710565Министерство образования и науки Республики Бурятия
Хоринское районное управление образования
МБОУ «Тэгдинская средняя общеобразовательная школа»
2533651905Аттестационные материалы
Цыренова Дулма Анатольевна
Должность учитель английского языка

2016г
Оглавление
Раздел 1. Общие сведения
Раздел 2. Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
Раздел 3. Результаты педагогической деятельности педагога. Образовательные продукты
Раздел 1. Общие сведения
1. Фамилия, имя, отчество: Цыренова Дулма Анатольевна
2. Дата рождения: 10 июня 1994
3. Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Тэгдинская средняя общеобразовательная школа»
сокращенное наименование МБОУ «Тэгдинская СОШ»
4. Занимаемая должность – учитель английского языка
5. Образование: средне-специальное ГБОУ СПО «Бурятский республиканский педагогический колледж»; факультет начального образования; квалификация: учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области английского языка; 2013год
Студентка ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет», институт филологии и массовых коммуникаций; специальность- 45.03.01 филология
6. Стаж педагогической работы 3 года
7. Стаж работы в занимаемой должности- 3 года
8. Наличие квалификационной категории- соответствие занимаемой должности
9. Наличие учёной степени, звания- нет
10. Классное руководство- 6 класс
11. Сведения о повышении квалификации:
I республиканский съезд молодых педагогов респ. Бурятия 2013год

Международный научно-практический семинар «Contemporary American Literature: Mainstreams, Cross-cultural and Teaching Aspects», 72 часа, февраль 2015г
«Актуальные проблемы преподавания в условиях введения ФГОС ООО», 16 часов, 2015г, удостоверение № 8137

Повышение квалификации «Методика формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка», февраль 2015 года, г. Улан-Удэ, 72 часа, удостоверение № 14 0404649

Методический семинар для преподавателей английского языка, организованный Департаментом экзаменов по английскому языку Кембриджского университета «Международные стандарты в преподавании иностранных языков» март 2016год, 48 часов
Свидетельство об участии в вебинаре Н.М. Филевского «Подготовка фонетической стороны речи для сдачи ЕГЭ по английскому языку» (теория и практика) март 2016год

Раздел 2. Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
ВВЕДЕНИЕ: современные тенденции развития образования
Радикальные изменения в информационной сфере во второй половине ХХ в. положили начало формированию социальной реальности нового типа – информационному обществу. Следствием этого процесса стала т.н. «революция научного знания», что, в свою очередь, оказало влияние на традиционную систему образования. В стратегическом развитии общества система образования приобрела статус решающего и первенствующего фактора. Педагогика XXI в. переходит на позиции не столько «обучения» конкретным знаниям (поскольку они теперь «устаревают» за 3-5 лет), сколько на привитие умения учиться постоянно. Это означает переход от «предметов» и «дисциплин» к цельному образовательному проекту, в котором важно не столько формулирование целей и методов, сколько эксперимент и фиксация промежуточных результатов. 
С 2011-2012 учебного года МБОУ «Тэгдинская средняя общеобразовательная школа» работает по стандартам второго поколения. Основная образовательная программа начального и среднего общего образования была разработана совместно с локальными актами и положениями, регламентирующими деятельность начальной школы. Система работы с детьми включает в себя следующие компоненты: создание условий для всестороннего развития детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа), выявление одаренных детей.
Цели и задачи профессиональной деятельности
Основная цель моей педагогической деятельности - развитие познавательных и творческих способностей учащихся через широкое применение элементов различных педагогических технологий. Поэтому главными задачами профессиональной деятельности являются:
• Формирование ключевых компетенций личности школьника посредством применения различных элементов современных педагогических технологий.
• Повышение мотивации к обучению.
• Развитие творческого мышления, самостоятельности, познавательной активности, памяти.
• Создание на уроке оптимальных условий для развития каждого школьника.
Моё педагогическое кредо – не должно быть обделённых вниманием детей, каждый хочет быть личностью, самоутвердиться, и моя задача: помочь ребёнку в этом. Поэтому я должна заботливо относиться к детям, иметь индивидуальный подход и уважительное отношение к ребёнку. Быть толерантной. Помнить, что у человека не бывает недостатков, а бывают лишь особенности. Уметь создавать обстановку радости. Для меня не существует не талантливых детей, верю, что у каждого из моих учеников есть хорошие природные данные, которые я должна рассмотреть в ребенке и поспособствовать их развитию.
Поэтому в своей работе я использую технологии, поддерживающие мое педагогическое кредо.
Сущность технологии определяется совокупностью приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве. Педагогическая технология рождается из различных приемов, форм, методов, средств, которые использует учитель в своей деятельности, чтобы его ученики достигли наилучших результатов на каждом отдельном уроке в своем обучении и воспитании.
В своей педагогической деятельности считаю главной задачей формирование коммуникативной компетенции учащихся, то есть способности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных программой пределах. Владею методикой преподавания английского языка, использую современные достижения методической науки, новые педагогические технологии.
Использование современных педагогических технологий
Педагогические технологии, используемые в практике работы учителя как целостная система - проектная технология;
- здоровьесберегающие технологии;
Педагогические технологии, используемые в практике работы учителя на уровне отдельных компонентов системы - развивающее обучение;
- разноуровневое обучение;
- использование исследовательского метода в обучении;
- технология использования игровых методов;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
- информационно-коммуникационные технологии;
- система инновационной оценки «портфолио»
Педагогическая технология, используемая в воспитательной работе учителя как целостная система Педагогика сотрудничества на основе деятельностного подхода в воспитании
Педагогические технологии, используемые в воспитательной работе учителя на уровне отдельных компонентов - КТД (коллективное творческое дело);
- метод сюжетно-ролевых игр;
- интерактивные технологии;
- использование исследовательского метода в воспитании
Построение учебного процесса на уроке и во внеурочной деятельности влечет за собой активное применение современных образовательных технологий, учитывая современные требования к качеству образования, к уровню сформированности учебных действий.
Учитывая именно то, что в классах часто присутствуют ученики с различным уровнем языковой подготовки на каждом своем уроке я использую следующие современные образовательные технологии:
• информационно-коммуникационные,
• проектный метод,
• исследовательскую деятельность учащихся,
• разноуровневое обучение,
• дифференцированное обучение,
• технологию обучения в сотрудничестве или групповую работу,
• здоровьесберегающие технологии.
Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения.

В связи с тем, что в каждом классе сразу выделяются различия по уровню обучаемости среди учащихся, наиболее приемлемой и актуальной в организации образовательного процесса считаю технологию внутриклассной дифференциации с добавлением элементов разноуровневого обучения.
Учитывая типологические особенности каждого ученика, класс можно разделить на несколько групп. Задания для одной группы являются базовым стандартом. Работа строится на многократном повторении и выделении лексических опор. Задания для другой группы обеспечивают умственную деятельность, которая необходима для выполнения заданий на применение. Третья группа получает творческие задания. Учащиеся осознанно применяют свои знания, составляя диалоги и монологические высказывания. Данная технология позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь в процесс обучения каждого ученика.
Использование информационно-коммуникационных технологий.
Одними из ведущих технологий в организации образовательного процесса на уроке и во внеурочное время считаю информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на всех этапах урока позволяет оптимизировать образовательный процесс, эффективно использовать время.
Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию к изучению предмета, создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков учащихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.
В результате созданы мультимедийные презентации к урокам, презентации к проектам.
Работы детей с применением ИКТ
№ п/п Наименование работы Класс
1. Презентация «Моя гордость» 7
2. Презентация «Экологические проблемы респ. Бурятия» 7
3. Проект, презентация «Экология моего района» 7
4. Презентация «Режим дня» 4
5. Презентация «Работа» 6
9 Творческая работа «Моя любимая музыкальная группа» 9
10. Презентация «Мой прогноз погоды» 6
11. Презентация «Моя семья» 3
12. Презентация «Белый Дом» 11
13. Презентация «Англоговорящие страны» 8
14. Презентация «Рождество и другие праздники Англии» 5
15. Выдающиеся личности мира 9
Использование технологии проектного обучения и исследовательской деятельности.
Метод проектов считаю одним из ведущих при формировании речевых компетенций учащихся, умению использовать иностранный язык, как инструмент межкультурного общения и взаимодействия. Поэтому одной из главных считаю задачу по формированию у учащихся навыков проектной деятельности. Работая в проектной группе, ученики включены в активный диалог культур, используют знания и умения в английском языке в новых не стандартных ситуациях.
Проектная деятельность вызывает особый интерес у старшеклассников, т.к. они многое умеют и знают, и работа над проектами помогает им реализовать свои знания, умения и навыки. Она начинается на этапе формирования речевых навыков и заканчивается на этапе развития умения презентацией проекта и его защитой.
Использование здоровьесберегающих технологий.
На уроках иностранных языков, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:
1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки)
2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
3.Формируется здоровый образ жизни.
На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Прежде всего, огромное значение имеет организация урока. Учитель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Во избежание усталости учащихся, необходима смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, “мозговой штурм”, необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху учеников.
Неотъемлемой частью здоровьесберегающих технологий является игра, динамическая пауза, физкультминутка.
Таким образом, применение элементов нескольких современных образовательных технологий позволяет сделать учебный процесс более продуктивным, эффективным, интересным, информационно-насыщенным.
Лист самооценки
Критерий Показатели Оценка в баллах Само-
оценка в
баллах
1. Образова-тельные достиже-ния учащихся
(за последние 3года); общее количест-
во баллов-9. 1.1. Обученность учащихся в динамике
(4,5,6–за три последовательных года обучения). 0 баллов – отрицательная динамика обученности без объективных причин;
1 балл – обученность не меняется и не является оптимальной;
2 балла – обученность не меняется, но является оптимальной или наблюдается незначительная положительная динамика;
3 балла – значительная позитивная динамика обученности или обученность имеет стабильный высокий уровень. 2 балла
1.2. Качество знаний всех учащихся по предмету (4,5,6 – за три последова-тельных года обучения).
0 баллов – отрицательная динамика качества знаний без объективных причин;
1 балл – качество знаний не меняется и не является оптимальным;
2 балла – качество знаний не меняется, но является оптимальным или наблюдается незначительная положительная динамика;
3 балла – значительная позитивная динамика качества знаний или качество знаний не меняется, но имеет стабильный высокий уровень. 2 балла
1.3. Количество учащихся, испытывающих интерес к изучению предмета (период: 2013-2016 год, класс 4). 0 баллов - показатель не раскрыт;
1 балл - количество учащихся, испытывающих интерес к предмету, составляет менее 30%;
2 балла - количество учащихся, испытывающих интерес к предмету, составляет до 50%;
3 балла - количество учащихся, испытывающих интерес к предмету, составляет свыше 50%. 2 балла
2.Организация и результативность внеурочной деятельности по предмету (за последние 3года);
общее количество баллов -9 2.1. Количество учащихся, ежегодно вовлеченных во внеурочную деятельность по предмету (конкурсы, проектная деятельность, кружки, НОУ и т.д., за исключением олимпиад, факультативов). 0 баллов - учащиеся не вовлечены во внеурочную деятельность по предмету;
1 балл - вовлечено до 15% от общего количества учащихся;
2 балла - вовлечено 15-35% от общего количества учащихся;
3 балла - вовлечено более 35% от общего количества учащихся.
2 балла
2.2. Систематичность внеурочной деятельности по предмету.
0 баллов - внеурочная деятельность не представлена;
1 балл - единичные внеурочные мероприятия в течение учебного года, не требующие длительной подготовки;
2 балла - наличие программы или плана внеурочной деятельности по предмету, внеурочная деятельность обоснована и систематична;
3 балла - внеурочная деятельность обоснована и систематична, имеет разнообразные, в том числе инновационные формы. 1 балл
2.3. Наличие особых достижений учащихся по предмету при позитивной динамике количества призеров, победителей.
0 баллов – особых достижений учащихся нет;
1 балл - учащиеся являются победителями олимпиад, конкурсов муниципального уровня;
2 балла - учащиеся являются победителями республиканских, олимпиад, конкурсов, соревнований; являются участниками всероссийских и международных конкурсов и проектов;
3 балла - учащиеся являются победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов, соревнований, принимают участие в олимпиадах международного уровня. 1 балл
3. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий 3.1.
Активное использование проектных и исследовательс-
ких технологий в образовательном процессе (при наличии в портфолио конспекта урока). 0 балов – показатель не раскрыт;
1 балл - низкий уровень представленности показателя;
2 балла - средний уровень представленности показателя;
3 балла - высокий уровень представленности показателя. 2 балла
3.2. Использование ИКТ в образовательном процессе 0 баллов – ИКТ не используется;
1 балл - использование ИКТ сводится к мультимедийной презентации как современному средству наглядности;
2 балла - представлены разнообразные формы использования ИКТ;
3 балла – учитель использует дистанционные формы обучения;
+ 1 балл - учитель представляет инновационные формы использования ИКТ. 2 балла
3.3. Использование технологий, обусловленных спецификой преподаваемого предмета (при наличии в портфолио конспекта урока). 0 баллов – показатель не раскрыт
1 балл - низкий уровень представленности показателя;
2 балла - средний уровень представленности показателя;
3 балла - высокий уровень представленности показателя. 2 балла
4. Професси-ональное развитие учителя
(за последние 3года) 4.1.Освоение программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки.
0 баллов - освоение программ не представлено;
1 балл - освоение программ в форме проблемных семинаров;
2 балла - освоение программ повышения квалификации в форме стажировок, проблемных курсов очной, очно-заочной или дистанционной форм обучения (по выбору учителя);
3 балла - применение в образовательном процессе полученных в ходе повышения квалификации знаний и умений. 2 балла
4.2. Методическая работа по предмету. 0 баллов – показатель не раскрыт;
1 балл – является наставником молодых учителей;
2 балла – является руководителем ШМО или творческой группы учителей в образовательном учреждении;
3 балла – является руководителем ГМО или творческой группы на муниципальном уровне;
0 балла
4.3.Систематическая работа по обобщению собственного педагогического опыта в любой письменной форме: конспект, методическая разработка, публикация и т.д., в т.ч. через Интернет 0 баллов - педагогический опыт не обобщен;
1 балл - педагогический опыт обобщен на школьном уровне;
2 балла - педагогический опыт обобщен на муниципальном уровне;
3 балла - педагогический опыт обобщен на республиканском уровне. 1 балл
4.4. Трансляция обобщенного личного педагогического опыта (в форме открытых уроков, мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в т.ч. через Интернет 0 баллов – опыт не представлен;
1 балл – опыт представлен на школьном уровне;
2 балла – опыт представлен на муниципальном уровне;
3 балла – опыт представлен на республиканском уровне. 0 баллов
4.5. Участие в профессиональ-
ных конкурсах 0 баллов – нет участия в конкурсах;
1 балл – участие в конкурсах профессионального мастерства на школьном уровне;
2 балла – участие в конкурсах профессионального мастерства на муниципальном уровне;
3 балла - участие в конкурсах профессионального мастерства на республиканском уровне;
+ 1 балл за участие в конкурсах профессионального мастерства на федеральном уровне. 1 балл
Критерии по выбору учителя (2 из 4)
5.Здоровье-сбереже-ние в образовательном процессе;
общее количество баллов - 4
Результаты
работы по сохранению и укреплению здоровья
учащихся
0 баллов - показатель не раскрыт;
1 балл - учитель оптимизирует учебный процесс с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся;
2 балла - представлены и описаны элементы здоровьесберегающих технологий, используемые учителем для укрепления здоровья учащихся;
3 балла – использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе, 3 балла
6.Вовлече-
ние родителей в образова-тельный процесс.
Организация
работы с родителями
0 баллов - показатель не раскрыт;
1 балл – наличие положительных родительских отзывов;
2 балла - учитель использует разнообразные формы организации работы с родителями;
3 балла - родители принимают активное участие в проведении мероприятий по предмету и в воспитательных мероприятиях. 1 балл
Результаты педагогической деятельности
Основным результатом педагогической деятельности является позитивная динамика учебных достижений учащихся. Качество знаний по английскому языку возросло с 59% в 2013 – 2014 учебном году до 62 % в 2014 – 2015 учебном году. Уровень успеваемости составляет 100 %, то есть все учащиеся успевают по предмету.
год Успеваемость
Качество Ср. балл
Степень обученности
2013-2014 100 59 3,4 53
2014-2015 100 62 3,6 60
2015-2016(3ч) 100 57 3,7 58
Отчет по английскому языку за____3 четверть__2015-16 учебный год
Класс Количество учащихся Успеваемость Качество обучения Степень обученности Средний балл
5 26 100 62 60 3,8
6 25 100 68 61 3,8
7 13 100 62 60 3,8
8 12 100 50 53 3,6
9 11 100 27 50 3,4
3 12 100 59 53 3,4
4 11 100 45 49 3,4
2 18 100 61 61 3,8
Результаты сдачи экзаменов
Год
обучения Класс Кол-во
учащихся Кол-во баллов
2013 – 2014 11
ЕГЭ
1 27 баллов
Внеурочная деятельность
Внеклассная работа по английскому языку является важной частью учебно-воспитательного процесса, позволяющей многократно увеличить его эффективность. Изучение иностранного языка даёт возможность знакомиться с обычаями и традициями других стран. Формами такого знакомства являются викторины, конкурсы, ролевые игры. Главным принципом участия во внеклассных мероприятиях является вовлечение всех учащихся, независимо от уровня подготовки и знания иностранного языка.
В целях повышения интереса учащихся к изучению английского языка в школе ежегодно проводится неделя иностранного языка.
Внеклассные мероприятия по английскому языку
Название темы Учебный год
Halloween 2014 – 2015
Christmas 2015 – 2016
Инсценировка помогает развить у обучающихся языковую компетенцию, даже если языковая подготовка детей находится не на самом высоком уровне. Участвуя в спектакле, дети слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование - один из самых важных и сложных видов речевой деятельности.
Самообразование.
Повышая свою профессиональную деятельность, принимаю участие в работе школьного МО учителей языковедов. Для подготовки уроков и внеклассных мероприятий применяю интернет-ресурсы.
В целях самообразования работала над следующими методическими проблемами:
- программа элективного курса «Деловая переписка на английском языке»
- повышение мотивации познавательной деятельности на уроках английского языка
Цель самообразования:
- расширять общепедагогические и психологические знания с целью совершенствования методов и приёмов формирования учебной мотивации обучающихся
- овладеть достижениями педагогической науки, современной педагогической практики
- повышать свой теоретический, научно-методический уровень и профессиональное мастерство
Ожидаемые результаты:
- повысить мотивацию к обучению английскому языку
- дать обучающимся прочные знания, сформировать в каждом всесторонне развитую личность
Действия и мероприятия на 2015 – 2016 учебный год:
- проводить предметные недели, викторины
- принимать участие в олимпиадах, конкурсах
- принимать участие в работе школьного и районного МО учителей английского языка
- посещать уроки коллег, участвовать в обмене опытом по теме самообразования
- проводить открытые уроки, мастер-классы
- пополнять собственную базу лучших сценариев уроков, мероприятий
- периодически проводить самоанализ своей педагогической деятельности
Раздел 3 . Результаты педагогической деятельности педагога. Образовательные продукты.
Публикации на интернет-сайтах.
29400592075



Вопросы викторины «Что ты знаешь о Великобритании?»
Каково полное название государства?
Когда первые люди обосновались в Британии?
-463555080Где был коронован Вильгельм Завоеватель?
Какая война длилась с 1337 по 1453 год?
Какой король был привлечен к суду, признан виновным и казнен?
Кто назначил себя главой государства в качестве Лорда Протектора?
Где англичане под предводительством Веллингтона разбили имперские мечты Наполеона?
Кто объявил себя главой Церкви Англии?
Почему королева Елизавета I дала согласие на казнь королевы Марии Шотландской?
Какое политическое событие отмечают в «День Гая Фокса»?
Сколько лет правила королева Виктория?
Какие острова Британия отвоевала у Аргентины в 1982 году?
Какое произведение является самым ранним в английской литературе?
Какого короля называют «Отцом английской прозы»?
Кто самый популярный герой английских баллад?
Кто является первым английским гуманистом эпохи Возрождения?
Кто является отцом английской поэзии?
Какое произведение Шекспира является его первой трагедией?
Кого британцы называют «Наш национальный бард», «Бард Эйвона»?
Кого считают национальным поэтом Шотландии?
Назовите главных героев пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион».
Льюис Керолл написал «Алису в стране чудес». Знаете ли вы настоящее имя автора произведения?
Какой самый большой музей в Великобритании?
Кто является основателем Королевской академии искусств?
Где в Англии был основан первый университет?
Где находится Уголок Поэтов?
Где дает представления Королевская Опера?
Для какого театра Шекспир написал большинство своих пьес?
Где в Англии был основан второй университет?
Какую группу называют «ливерпульской четверкой»?
Как назывались англо-саксонские буквы?
Кто совершил кругосветное морское путешествие в 1577-80гг и разбил Испанскую Армаду в 1588 году?
Назовите великого английского исследователя, который добрался до Южного полюса после Амундсена.
Кто открыл пенициллин?
Кто разбил объединенный франко-английский флот при Трафальгаре?
Какой английский поэт был не только философом, но и художником?
Кто открыл Австралию?
Назовите первую женщину, ставшую Премьер - Министром Великобритании.
Кто является автором теории гравитации?
40.Какой знаменитый английский архитектор построил Собор святого Павла?
Внеклассное мероприятие
«Пословицы и поговорки в английском языке»
Цели: 1. Поддержание интереса к изучению иностранного языка.
2. Тренировка лексических навыков.
3. Развитие языковой догадки и логического мышления.
Оборудование: наборы пословиц для каждой команды (5 пословиц на русском и 5 на английском языке); картинки (лицо человека, яблоко, кошка, одежда, часы); задание на карточках для подстановки слов; задание на карточках для конкурса «Составь пословицы»
Ход мероприятия
I.Организационный момент.Good afternoon boys and girls!
Together, together, together every day Together, together we work and play
Today we shall compete. We have two teams. You will have the task. If the pupils of the team do the task better, they will have a score. At the end of the game the teams will count the scores and we shall find out who the winner is. Goodluck!
II.Соревнование команд
Задание 1.
Конкурс «Составь пословицы». Задание на карточках (putthewordsinalogicalorder)
1. Home, best, is, West, or, East
2. Dog, eat, dog, doesn’t
3. Water, thicker, than blood, is
4. Nature, is, second, the, habit
5. Policy, best, is, the, Honesty
Ключи:
1. East or West, Home is Best
2. Dog doesn’t eat dog
3. Blood is thicker than water
4. Habit is the second Nature
5. Honesty is the best Policy

Задание 2.
Конкурс «Дополни пословицу» На доске картинки: лицо человека, яблоко, одежда, часы, кошка.

Задание на карточках:
1) The … is the index of the mind
2) An … a day keeps a doctor away
3) … make the man
4) … is money.
5) Curiosity killed the …
Ключ:1) face, 2) apple, 3) Clothes, 4) Time, 5) cat
Задание 3.
Конкурс «Соотнеси русские с английскими пословицами». Match the English proverbs with their Russian equivalents.
Примерные пословицы:
Для 1 команды
1) Like father, like son (Каков отец, таков и сын.)
2) A friend in need is a friend indeed (Друг познаётся в беде.)
3) Habit is the second Nature (Привычка – вторая натура.)
4) Two heads are better than one (Ум хорошо, а два лучше)
5) All is not Gold that glitters (не всё то золото, что блестит)
Для II команды:
1) Knowledge is power. (Ученье свет, а неученье – тьма)
2) A tree is known by its fruit. (Дерево узнаётся по плодам.)
3) The weakest goes to the wallСамый слабый отходит к стенке.)
4) Repetition is the mother of learning. (Повторение – мать учения)
5) Live and learn. (Век живи – век учись).
Задание 4.
Конкурс «Домашнее задание» Illustrate the proverbs.
Пословицы для разыгрывания
Don’t look a gift horse in the mouth (для одной команды)
So many men, so many minds. (для другой команды)
Задание 5.
Name the proverbs with a certain word
Конкурс «Назови пословицы с определённым словом»
Слова: better, one, two, don’t
Примеры пословиц:
Better
Better late than never.
Better pay the butcher than the doctor
Two heads are better than one
Better an egg today than a hen tomorrow
Better risk a risk than lose the whole.
One
One man, no man.
One man doesn’t make a team
Two heads are better than one
One hand washes the other
One good turn deserves another
Two
Two heads are better than one
No man can serve two masters
To kill two birds with one stone
A gift in the hand is better than two promises
Between two stools one falls on the ground.
Don’t
Do not boast until you see the enemy dead
Don’t cackle till your egg is laid
Don’t cry out before you are hurt
Don’t teach fishes to swim
Don’t trouble trouble till trouble troubles you.
Задание 6.
«Расшифруй пословицу»
Пословица зашифрована цифрами. Команда получает код. Кто быстрее расшифрует и запишет пословицу – побеждает.
21 25 93436 188 7013 18 73069
Код I –2; t – 1, s – 5, n – 9; e – 3; v – 4; r – 6; o – 8; l – 7; a - 0
Ключ: It is never too late to learn. (Век живи – век учись).
III. Подведение итогов. Let us count your scores. Who is the winner? Clap your hands. Thank you for your work. Good bye!
Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе
по теме “ANIMALS”
Задачи:
познавательный аспект: ознакомление с различными сказками на английском языке;
развивающий аспект: формирование способности воспринимать иноязычную речь на слух, развитие воображения; воспитательный аспект: повысить интерес учащихся к изучаемому языку; углублять и расширять знания, воспитывать бережное отношение к животным и природе;
учебный аспект: совершенствовать умения и навыки по предмету.
Оборудование: магнитофон, декорации к сказке “Three Little Kittens”
Ход мероприятия
(звучит музыка, входят ведущие)
Ведущий №1: Dear girls and boys, teachers and guests! We are glad to see you at our party. We don’t often meet together here. We’ll dance, play games, recite poems, sing songs, show plays for you. We hope you all will enjoy our English party.
Ведущий №2: This time we are going to talk about animals. What animals do you know?
(дети поднимают руки и называют по одному животному)
Ведущий №1: That’s enough. You know a lot of animals. Perhaps you know a few poems about them. Whatpoemsdoyouknow?
(дети по очереди читают стихи о животных)
P1. I have a dog,
His name is Jack,
His head is white,
His nose is black.
I take him out
Every day.
Such fun we have,
We run and play.
P.2 I have got a pet,
It’s a cat.
His name is Fred.
I love my cat.
P.3 Little monkey in the tree
This is what she says to me.
They, they, they,
Thee, thee, thee.
P.4 The friendly cow all red and white
I love with all my heart.
She gives me cream with all her might
To eat with apple tart.
P.5 One, one, one
Little dogs run.
Two, two, two
Cats see you.
Three, three, three
Birds in the tree.
Four, four, four
Rats on the floor.
P.6 I love my cat
It’s warm and fat.
My cat is grey,
It likes to play.
P.7 Harry has a little dog
Such a funny fellow,
But his day is made of wood.
P.8 I saw, I saw, I saw
A lion at the Zoo.
I saw, I saw, I saw
A baby tiger too.
I saw, I saw, I saw
A big grey kangaroo.
I saw, I saw, I saw
I saw them at the Zoo.
Ведущий 1: Good, I see you really know a lot of poems about animals. Now, our little plays. So, “Three Little Kittens”.
(декорация: домик, стол, стулья)
Автор: Three little kittens
Lost their mittens,
And they began to cry.
1-st kitten: Oh, Mother, dear
2-nd kitten: Oh, Mother, dear
We very much fear.
3-d kitten: That we have lost our mittens.
Cat: Lost your mittens
You naughty kittens
Then you will have no pie.
Автор: Three little kittens
Found their mittens
And they began to cry.
Three kittens: Oh, Mother, dear
1-st kitten: See here
2-nd kitten: See here
3-d kitten: See here
Cat: Oh, you are good kittens!
Put on your mittens
And you will have some pie.
But I smell a mouse, close by.
Three little kittens: We smell a mouse close by.
Good -bye!
(музыкальная композиция, смена декораций, работа с залом, дети рассказывают стихи по желанию)
Ведущий №2: And now “Puff-the Ball and his Friends” (см.Приложение в книге для учителя)
Ведущий №1: Well, girls and boys. It is very good that you know so much about animals, that you have pets at home and that you take care of them. But you must remember that animals and birds are our friends. Let’s sing a song “My chickens all together”
Song “My Chickens”
Хор 2 р. Chuck, chuck on, my chickens.
Chuck, chuck, chuck, chuck on, my chickens.
Little, lovely, fluffy chickens.
White and yellow little chickens.
Соло 2 р. I am waiting: come, come, come.
Grass for you will be like plum.
Oh, you my lovely chickens.
Oh, you my fluffy chickens.
Хор 2 р. Little, lovely, fluffy chickens!
Chuck, chuck on, my chickens.
Chuck, chuck, chuck, chuck on, my chickens.
White and yellow little chickens.
Ведущий: Our party is over, thank you. Good-bye
Классный час. «Скажем нет вредным привычкам».
Тема. Профилактика вредных привычек.
Цели: 1. Довести до сознания детей, что такое вредные привычки.
2. Познакомить с основными правилами и способами профилактики вредных привычек.
3.Воспитывать активную социальную невосприимчивость к вредным привычкам, умение сказать «нет» вредным привычкам.
Ход занятия
1.Организация класса.
2. Создание проблемной ситуации.
Ребята, сожмите кулачок и посмотрите на него. На какой внутренний орган он похож?
Ученики: на сердце.
Учитель: правильно, ребята, наш кулачок, по мнению учёных, величиной с сердца.
У кого-то он чуть больше, у кого-то чуть меньше. Это маленький мышечный насос. 70 ударов в минуту, а за одну минуту 2000 м.литров крови обеспечивают каждую нашу клеточку кислородом.
Что сердце даёт человеку?
- Жизнь.
Как вы думаете какие ценности связаны со словом жизнь. (выбрать 4 ценности)
(На доске.)
Любовь, семья, ум, здоровье, внешность, деньги, друзья, дом.
Жизнь = … + …+ … + …
Посмотрите на формулу.
Жизнь = здоровье + семья + учёба + друзья
Как вы думаете изменится ли жизнь если мы поменяем местами слагаемые?
Если мы поставим здоровье на какое-то другое место, то не только «сумма» жизнь изменится, изменится и её качество. Эта сумма может быть равна 30, 75, а может быть и 167 годам (длительность жизни одного из тибетских монахов).
Какая может быть жизнь у человека?
Жизнь (какая?) – счастливая, весёлая, сладкая, скучная, интересная….
Ребята, а может ли человек быть врагом себе? Сделать свою жизнь несчастной, безрадостной, тяжёлой.
Когда это происходит?
Сегодня мы поговорим о том, что вредит нашему здоровью.
3. Курение.
Мне хочется остановиться на самой модной привычке. О ней пойдет наш дальнейший разговор.
Сценка.
«Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом. От него собака не укусит, вор в дом не залезет, стариком не станешь». Молодой человек подошел к продавцу и спрашивает:
А почему собака не укусит?
- Потому что с палкой ходить будешь.
- А почему вор в дом не залезет?
- Так всю ночь кашлять будешь.
- А почему стариком не стану?
-Потому что до старости не доживешь.
О какой вредной привычке шла речь?
Как вы думаете почему курение относят к вредным привычкам?
В сигарете находится измельченная трава – табак. В табаке находится яд, и название ему – никотин.
В табачный дым входят радиоактивные элементы, которые приводят к раковым заболеваниям. Рак является одной из самых тяжёлых болезней. Также входит угарный газ, который приводит к нарушению дыхания. К органам дыхания относятся лёгкие. Посмотрите на фото легких здорового человека и лёгкие курильщика. В табачном дыме также присутствует стирол, который приводит к ухудшению зрения и нарушению слуха. Никотин опасный яд приводит к болезням кишечника и желудка. А также в табачном дыме содержится мышьяк, который отравляет весь организм.
Никотин - один из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы (воробьи, голуби) погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака - от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет .
1 В каждой сигарете содержится около 15 известных вредных веществ;
2.Курильщик с нормой «пачка в день» вбирает в свои лёгкие 1 литр смолы;
3. Каждая выкуренная сигарета укорачивает жизнь курильщика на 8 минут:
4. Если начинают курить дети, то они часто болеют простудными заболеваниями, быстро утомляются; табак мешает учёбе, слабеет память, понижается зрение, курящему человеку сложнее заниматься спортом, он быстро начинают задыхаться, его сердцу становится тяжело.
Давайте наглядно посмотрим как курение вредит нашему организму.
Опыт№1.
При вдохе внутрь человека попадают вредные для здоровья вещества. Что же произошло с органами при выкуривании сигареты? Какие изменения вы увидели? На органах остался табачный дым, стенки сосудов покрылись копотью, от игрушки исходит неприятный запах.
- Итак, вы сказали, что курение – это пагубная привычка для человека. Тогда почему дети начинают курить? Выберите ответ, который выражает вашу точку зрения.
Я думаю, дети начинаю курить, …(чтобы казаться взрослыми, подражать другим, попробовать, от безделия.)
- Как оградить себя от этого зла?
4. Наркомания.
Кроме курения, существует такая болезнь, как наркомания.
Наркотики – это настоящее зло, от которого с каждым годом умирает всё больше людей. Даже одноразовое употребление наркотиков приводит к привыканию.
Человек не может уже жить без наркотиков, становится наркоманом.
5.Алкоголизм.
Сегодня я хочу обратить внимание ещё на одну не меньше вредную привычку. Это алкоголизм.
Как вы думаете какой вред приносит употребление спиртных напитков?
Опыт № 2. “Как вода и спирт действуют на мозг?”
Клеточки головного мозга такие же нежные, как и яичный белок. В пробирку с яичным белком добавим воду.
Белок прекрасно смешался с водой, т.е. наш мозг и вода могут существовать и помогать друг другу. А теперь в пробирку с яичным белком добавим спирт. Белок свернулся, клетки белка погибли. Так алкоголь убивает, разрушает наш мозг, недаром про пьяницу говорят: “Он пропил свой ум”.
То есть алкоголь нарушает работу всех систем организма, часто в результате большой дозы наступает отравление и смерть.
Примеры последствия действия алкоголя:
№1. Из 100 возможных (10 патронов) снайпер до приема алкоголя выбил 96 очков, а после того как выпил всего лишь 50 гр. алкоголя – 26 очков.
№2. В одном из домов инвалидов обследовали детей. Из 137 умственно отсталых детей, только у 9-ти были психически больные родители, у остальных 128 родители были алкоголиками.
. Работа с пословицами.(по группах).
Составить пословицу и объяснить её значение.
Хватил винца – не стало молодца.
Бочка вина ядом полна.
Где вино, там и горюшко.
6. Работа в группах.
1 группа. Придумать антирекламу одной из вредных привычек.
2 группа. Придумать рекламу здоровому образу жизни.
3 группа. Выбрать качества, которые помогут человеку устоять перед соблазном вредных привычек
Благоразумие Самоуверенность
Слабоволие Склонность к подражанию
Любопытство Осторожность
Любовь к спорту Сила воли
Неорганизованность Зависть
Жажда наслаждений Жадность
Трудолюбие Малодушие
Угодничество
Раздражительность
4группа. Создать запрещающие знаки для школы. Обращение к одноклассникам.
Если хочешь долго жить,
Умей не пить и не курить!
Здоровый образ жизни моден,
От куренья стань свободен.
Алкоголь нам всем опасен,
Без него наш мир прекрасен.
Давайте люди всех планет
Вредным привычкам скажем, нет!
Тогда мы будем все дружны
И сигареты не нужны.
Когда вам это будет ясно,
Станет наша жизнь прекрасна!
Курить иль не курить
У вас готов ответ?
Что ж, вы решайте сами.
Пусть на минуту тихо станет в зале
Подумайте, чего хотите вы?
Прислушайтесь, что сердце скажет
И разум ваш, какой вам даст совет?
Силен ты или слаб?
Свободен или раб?
Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
“Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!
VII. Итог. Рефлексия.
- Наш разговор на серьёзную тему подходит к концу. Дополните фразы.
· Я понял…
· Я узнал…
· Мне хотелось бы…
· Я желаю ребятам…
· Я желаю себе…
Конспект классного часа в 6 классе в неделе толерантности.
«Учимся быть терпимыми (толерантность)»
Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов.
Ход беседы
1. Вступительное слово учителя.
У ч и т е л ь. Сегодня мы будем с вами учиться быть терпимыми по отношению друг к другу.
– Почему нужно быть терпимыми?
– Что вы понимаете под словом терпимость?
Терпимость – cпособность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
– Как поступает терпимый человек?
Терпимость – это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.
– Какие синонимы этого слова вы знаете? Толерантность.
– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.
Д о с к а:
tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам
tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.
kuanrong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.
tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию):
Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
2. Работа в группе.
У ч и т е л ь. Придумайте и нарисуйте символ толерантности.
– Можно ли жить мирно и не ссориться?
– Как это сделать?
Да, нужно проявлять уважение к однокласснику, не зависимо от его национальности, вероисповедания, уважение к его ценностям и традициям.
Необходимо понять, что твой сосед, человек, отличающийся от тебя образом мысли, стилем одежды, он не обязательно тебе враг.
– Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?
– Какие нормы поведения в классе считают толерантными?
Верно. А теперь давайте их прочитаем вслух:
· Ученик может выразить свое отношение к одноклассникам пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову.
· Не делай другим того, чего не хотел бы от других.
· Не делай другому того, от чего больно тебе.
· В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям, как относимся к самим себе.
· Не делай своему однокласснику того, от чего плохо тебе.
· Как ты думаешь о себе, так думай и о других.
· Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.
· Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали одноклассники, так поступайте и вы с ними.
3. Проведение круглого стола на тему «Толерантность».
? Группы берут по одному из вышеприведённых высказываний в качестве заголовка и составляют речь объёмом 7 предложений.
? Для своих одноклассников группы готовят 3 вопроса на тему «Толерантность в классе».
Итак, мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Толерантность – это поддержка и понимание различий.
У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона.
– Какая это сторона?
– Какие её формы проявления вы знаете? Предрассудки, войны, конфликты.
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.
Мудрецы и слон
Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». – «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы будем знать, какой он — слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед-назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба неправы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье», — воскликнул четвертый. «Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все неправы, — сказал он, — слон похож на змею». – «Нет, на веревку!» – «Змея!» – «Стена!» – «Вы ошибаетесь!» – «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
– О чём эта сказка?
– Почему они так и не узнали, как выглядит слон?
Вы правы. Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.
– Были ли мудрецы действительно мудрыми?
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
– Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон.
Перепишите конец сказки.
У каждого человека своя точка зрения на тот или иной предмет, так как все одну и ту же вещь видят и слышат по-разному.
4. Ток шоу «Точка зрения».
Учитель выбирает из класса 7 добровольцев, которые выходят к доске. Остальные учащиеся – зрители. На доске написана тема дискуссии: «Мобильный телефон в школе».
Каждому добровольцу вручается карточка с описанием его роли:
1. Я полностью против наличия мобильного телефона у школьников.
2. Я полностью одобряю использование телефона в школе и думаю, что им можно было бы пользоваться не только во время перемен, но и на уроках.
3. Я не могу пока ещё составить своего мнения по этому вопросу.
4. Я хотел бы изменить тему разговора и обсудить более важные проблемы учащихся.
5. Я очень эмоционален и хочу обсудить все чувства, связанные с предметом разговора.
6. Я очень умный и серьёзный человек и хотел бы получить научные факты и статистические данные о предмете разговора.
7. Я не люблю выступать перед всеми, стесняюсь, не хочу говорить громко и быть замеченным.
Задача учителя состоит в том, чтобы «дирижировать» группой. Когда он показывает на какого-то ученика, тот должен начать говорить. Сначала дирижер проходит вдоль всей шеренги, давая возможность каждому коротко изложить свою позицию. После этого он по своему желанию указывает на любого игрока, который должен продолжать беседу с того места, где закончил предыдущий. Цель группы — поддерживать беседу, даже когда ораторы меняют точки зрения. Учитель может переключать беседу с одного участника на другого с целью создать комический эффект или заставить говорящего «подхватить» предложение. Зрители и участники конце игры делают выводы о том, что они увидели.
– Из-за чего разгораются конфликты?
Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.
– Приведите примеры из своей жизни, из литературы и кинофильмов, где причиной конфликта являются перечисленные вами причины.
– К каким результатам приводят конфликты?
Доска:
Три результата конфликта
1. Победа – поражение — одна сторона удовлетворена, но другая не удовлетворена.
2. Поражение – поражение — обе стороны не удовлетворены результатом.
3. Победа – победа — обе стороны приходят к согласию.
Правила управления конфликтом:
1.Не прерывайте. Слушайте.
2. Не делайте предположений.
3. Не переходите на личности и не оскорбляйте.
4. По-настоящему работайте над решением проблемы. Предлагайте множество решений конфликта, пока не достигните соглашения, которое устроит вас обоих.
5. Закончите на позитивной ноте.
План разрешения споров:
1. «Пострадавший» должен сказать, что хочет спросить. Например: «Я хочу выяснить то-то и то-то, почему вы поступили так-то и не сделали того-то?»
2. Говорите о сути дела, а не вокруг да около. Обязательно отреагируйте на высказанное недоразумение, критику. Изложите свое мнение конкретно и четко.
3. Признайте свою ошибку или докажите обратное. Найдите у другого что-нибудь приятное, положительно его характеризующее.
5.Проведение ролевой игры «Общешкольное собрание».
Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает общую инструкцию и специальную для каждой группы.
Общая инструкция.
Администрация города выделила школе 1000 акров леса с условием, что школа использует эту землю по своему усмотрению с наибольшей пользой для учащихся. Руководство школы решило провести между тремя звеньями учащихся – младшим, средним и старшим - дебаты относительно использования этой земли с целью достижения компромисса.
Специальные инструкции 3 группам.
1. Вы хотите убедить руководство школы продать эту землю, а на вырученные деньги ежегодно организовывать краткие учебные курсы для учащихся в зарубежных школах, с целью совершенствования знания иностранного языка.
2. Вы хотите убедить совет построить на этой земле спортивный комплекс с бассейном.
3. Вы хотите сохранить землю ее в нетронутом виде.
Руководство школы (группа 4) должны выслушать каждую группу и решить, что выгоднее для учащихся.
Ход работы
1. Каждая группа готовит в течение 5 минут короткое выступление. Группа 4 выступление не готовит. Учитель наблюдает за процессом и помогает группам. Ученики могут рассмотреть следующие вопросы:
— занятость учащихся,
— красота природы,
— здоровый образ жизни,
— рост престижа школы,
— прямая польза учащимся,
— пожелания родителей,
— количество денег, которые получит школа,
— долгосрочные выгоды.
2. После всех выступлений каждая группа в течение 8 минут составляет в письменном виде два «каверзных» вопроса. Руководство школой тоже задает два вопроса, но группы не задают вопросы руководству. Каждая группа задает по одному вопросу двум группам, позиции которых они хотят опровергнуть. Цель вопросов — показать руководству школой слабость позиции группы. Следует избегать да/нет вопросов.
3. На подготовку ответов группы имеют 3 минуты. Ответы зачитываются по очереди.
4. Каждая группа имеет 5 минут на подготовку заключительного короткого выступления перед руководством школы, с учетом вопросов от других групп. Выступления зачитываются одно за другим.
5. Руководство школы выходит из комнаты для обсуждения выступления групп и принятия решения — кто победитель.
6. Пока руководство школы совещается, остальные группы работают с учителем — обсуждают компромиссные решения. Можно устроить мозговой штурм в поисках решения типа «победитель—победитель» и попытаться найти решение, устраивающее всех.
7. После того как руководство школы объявит свое решение, учащиеся соотносят его с общим компромиссным решением. Это может породить дискуссию о ценности компромисса и об ограниченности компромисса.
6. Проведение инсценировок. Работа в группе.
Инсценируйте споры в различных школьных помещениях. Достигните нужного компромисса, используя разработанные вами правила управления конфликтом.
Группа 1 – в школьной библиотеке:
Вы одолжили учебник своему другу. Он его потерял и отказывается платить штраф.
Группа 2 – в раздевалке спортзала:
Подруга одолжила у вас форму и не вернула.
Группа 4 – в классе:
Сосед по парте во время контрольной заглядывает к вам в тетрадь и навлекает на вас неприятности.
Группа 4 – на перемене:
Ваша лучшая подруга показала вашему другу записку, которую вы написали о нем.
Группа 5 – в школьном дворе:
Света принесла в школу плейер, полученный в подарок накануне. Друзья захотели послушать. Когда очередь дошла до Димы, он случайно сломал одну из кнопок. Света, увидев это, страшно разозлилась.
Группа 6 – в столовой:
Ваш одноклассник вчера занял у вас 20 рублей на обед и обещал вернуть на следующий день. Вы понадеялись на его честность и сегодня денег с собой не взяли. Вы подходите к нему в столовой, он говорит, что у него денег хватит только на себя.
А теперь, давайте с вами запишем, как можно эффективнее достигнуть соглашения.
Кто бы хотел зачитать свои примеры?
Что должно включать в себя письменное соглашение?
7. Работа в группе. Проведение выставки рисунков «Простим друг друга».
– Подумайте и расскажите, когда вы обижаетесь друг на друга?
– Пусть каждая группа на большом листе ватмана нарисует добрую улыбку и напишет о том, что одноклассники могут сделать для своих друзей, чтобы они их простили.
– Что вы посоветовали бы человеку, который не умеет прощать друзей?
Все учащиеся встают в круг и берутся за руки.
– Закройте глаза и вспомните всех, на которых вы за что-либо обиделись. Постарайтесь мысленно их простить.
8. Работа в парах.
– Придумайте и разыграйте небольшие сценки-диалоги о том, как одноклассники помирились.
9. Итог. Творческая работа.
Инсценировка сказки Ольги Дунец
«Молчание и молчание»
Однажды там, где нужно было слово, встретились молчание и молчание. За один шаг до надвигающейся беды узнали друг друга две горькие обиды. Взгляды их выражали одиночество, пустоту, и в них было что-то тоскливое.
Вдруг раздвинулась бездна и за спинами встали твердые скалы. Ужаснулись молчание и молчание. Они увидели конец своей дороги. Немые губы сжались и языки мучительно искали слово.
Их силы были на исходе. И осталось - не вместе жить, а вместе умереть. И потянулись руки навстречу, и слово родилось: «Прости!»
10. Домашнее задание.
Оформление классной стенгазеты «Внимание: Конфликт!
Цель стенгазеты — учащиеся при необходимости должны быстро найти информацию об управлении конфликтом. Стенгазета может быть расширена следующими рубриками:
— газетные и журнальные статьи,
— поэзия в конфликте, войне и мире,
— картинки,