План самообразования на межаттестационный период


План
самообразования учителя английского языка
МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т.Кукмор» Кукморского муниципального района
Республики Татарстан
учителя первой квалификационной категории
Галеевой Алсу Мунировнына межаттестационный период (2014-2019г.г.)
72644014351000
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как о
это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир».                  А. Дистервег   Пояснительная записка.
Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. С целью повышения психологической культуры в образовательном процессе систематически проходить курсы повышения квалификации по предмету и дополнительному образованию, занимаюсь самообразованием по индивидуальной программе развития своего профессионализма.
Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
    Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
    Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ», целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Часть I. Самообразование педагога
Утверждение государственных образовательных стандартов второго поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества. Главной задачей школьного образования становится предоставление обучающимся возможности самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, оценивать свои достижения.
Я работаю в данной школе 6 лет. Изучив нормативные документы по ФГОС: учебники, рабочие тетради, я поняла, что ничего не изменилось в структуре представления учебного материала. Я просто должна изменить свою деятельность: в обучении ребят применять системно-деятельностный подход. Это обязательный компонент для формирования УУД.
По новым санитарным нормам по три урока иностранного языка. В учебном плане появились модули или учебные курсы: внутрипредметные или межпредметные или метапредметные. Появились новые учебники, новые программы, но даже не это главное. Пытаюсь изменить сам процесс, виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове – вот к чему должна стремиться школа. Самообразование - очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание уделяю развитию видов деятельности ученика, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, и др. Учитель должен учиться всему постоянно потому, что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др., у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю.
Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно.                                         Направления самообразования учителя
   Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Перечислим основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.• Профессиональное (предмет преподавания)• психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)• психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.)• методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения)• правовое• эстетическое (гуманитарное)• историческое• иностранные языки• политическое• информационно-компьютерные технологии• охрана здоровья• интересы и хобби «Демократическое, государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением». В связи с работой школы в экспериментальном режиме темы самообразования были  связаны с  данным направлением. Элементы демократизации внедрялись в учебный процесс, разрабатывались уроки, УМК, проводились городские конференции, школьные научно-практические конференции. Источники самообразования.
    В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Курсы повышения квалификации
Семинары и конференции
     Формы самообразования учителя
    Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.
    Составляющие процесса самообразования учителя:
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения;
Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры; 
    Результаты:
повышение качества преподавания предмета - результаты ЕГЭ, экзаменов;
разработаны и изданы методические пособия: «Палитра педагогического поиска», «Материалы школьной научно-практической конференции» электронный сборник;
доклады, выступления: Городские конференции, районные семинары
( МО учителей английского языка);
разработка и проведение открытых уроков (день открытых дверей);
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме); 
     Самообразование педагога будет продуктивным, если:
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. 
Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). 
Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству. 
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Часть II. Организация процесса самообразования
    Участниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.
Личный план самообразования учителя
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
• название темы• цели• задачи• предполагаемый результат• этапы работы:
1. Теоретическая часть: Обзор и изучение методической литературы. 2. Практическая часть: Использование на уроках, разработка УМК,  выступления на
педсоветах. 3. Сбор и обработка информации.
По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.
Часть III. Самообразование. Информационно-компьютерные технологии
   Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
 
Каковы новые возможности?
    С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – «Повышение эффективности обучения». Какие новые способы самореализации открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?
• Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой
или методикой преподавания.• Разработка пакета тестового материала в электронном виде.• Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).• Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету.)• Создание главы или страницы электронного учебника.• Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.• Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или
предметных внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)• Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.• Разработка проекта организации и занятий кружковой работы. По работе
учителей школы можно отметить, что используются готовые уроки,
разрабатываются свои.
Рекомендации:
1.  Исходя из рекомендаций районных методистов работа над темой не должна превышать более 5 лет (3-5 лет)
2.  Руководителям МО координировать работу по самообразованию, ежегодно анализировать результаты деятельности педагогов
3.  Педагогам систематизировать работу с одаренными детьми
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.
Представляю свой план самообразования

на 2014-2019 год
учителя Галеевой Алсу Муниронвы МБОУ «Гимназия №1 имени Ч.Т.Айтматова п.г.т.Кукмор»
Предмет: английский язык
Образование высшее, ТГГПУ, английский язык с дополнительной специальностью татарский язык и литература, 2007 г.
Прохождение курсов – март 2016 г.
Цель самообразования:
Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания;
Углубление знаний по разным методикам;
Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
Повышение общекультурного уровня педагога;
Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;
Использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;

Методическая проблема, над которой работает учитель: «».
Срок реализации проблемы – 5 лет (до 2019 г.)
 Цели:
уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе,
обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла,
использовать ИКТ на уроке и во внеурочной деятельности для повышения мотивации к предмету и качества образования,
развить учебно-познавательную компетенцию учащихся через совершенствование общих и специальных учебных умений,
ознакомить учащихся со способами самостоятельной работы в изучении английского языка,
формировать способность учащихся к творческому саморазвитию, к творческой деятельности.
Задачи:
продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание английского языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания английского языка,
изучение психологических и возрастных особенностей школьников,
проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми,
создание условий:
для проявления творческих способностей учащихся на уроках,
для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемому предмету с применением ИКТ,
разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации.
Предполагаемый результат:
применение педагогами средств ИКТ в самообразовании;
внедрение новых педагогических технологий.
разработка нового механизма управления качеством образования;
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеиМетоды процесса самообразования:
Изучение ФГОС начального общего образования.
Изучение проектирования универсальных учебных действий.
Практическое применение ОУД в процессе образования на основе методологии проектирования концепции развития ОУД.
Участие в Интернет форумах по заявленной проблеме.
Сбор и секционирование информационного материала по проблеме применения ОУД.
Формы самообразования:
индивидуальная – через индивидуальный план,
групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей иностранного языка, а также через участие в жизни школы.
Литература, которую необходимо изучить:
Федеральный государственный стандарт начального общего образования. М. Просвещение. 2011 год.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М. Просвещение. 2011 год.
Копылова В.В. Методика проектной деятельности на уроках английского языка. М. 2003 г.
Мухина С.А., Соловьёва А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов-на Дону. 2004 г.
Иностранные языки в школе. М. Просвещение.
Урок иностранного языка: планирование и контроль (методические рекомендации)
Приложение к газете «Первое сентября»
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук,
Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4!е изд., дораб. —
М.: Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании с применением Интернет - технологий и мультимедийных ресурсов на CD;

Обмен опытом по использованию педагогических и здоровье сберегающих технологий для дальнейшего развития профессиональных навыков.
Адаптация компьютерных программ для использования в процессе преподавания.
Проведение открытых уроков, с приглашением на них администрации и учителей школы, а также на муниципальном (республиканском) уровне
Разработка сценариев уроков и мероприятий с использованием компетенотностного подхода.
Выполнение упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по английскому языку повышенной сложности или нестандартной формы.
Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету.
Посещение семинаров,  конференций, уроков коллег.
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью оказания помощи.
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
Форма отчета – мультимедийные и электронные приложения к урокам.
Контроль – коллективный; выступления на педсоветах, практических конференциях, открытые уроки, индивидуальные отчеты на совещаниях при директоре, рецензирование рефератов товарищей.
Направления самообразования:
  
Основные направления Действия и мероприятия Сроки реализации
Отметка о выполнении
Профессиональное 1. Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования:
Английский язык
- Примерная программа по иностранным языкам. Английский язык (базовый уровень). Основное общее образование, размещённой на сайте Минобрнауки России http://www. Mon.gov.ru.
- Авторская программа общеобразовательных учреждений по английскому языку для 2-11 классов “Spotlight”
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. —
М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)
Сентябрь
Октябрь
+
2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями Каждый учебный год
+
3. Повышать квалификацию на курсах по ФГОС для учителей - предметников, работающих в начальных классах. Систематически +
4. Повышать квалификацию на дистанционных курсах для учителей английского языка по теме «Специфика обучения английскому языку в начальной школе» (Пед.университет«Первое сентября», автор курса З.Н. Никитенко) Текущий учебный год +
Психолого-педагогические Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Каждый учебный год
+
Методические 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся. Каждый учебный год
+
2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. Регулярно +
+
3. Принимать активное участие в работе школьного МС и районного МО. 2014-2019 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать
участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
Каждый учебный год
+
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет. Систематически
+
6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. Регулярно
+
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. Каждый день
+
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке. Каждый учебный год
+
9. Проводить открытые уроки и мастер-классы Каждый учебный год
+
10. Разработать программы элективного курса по предмету, авторских программ. По необходимости
+
12. Выступать с докладами, с творческими отчётами Каждый учебный год +
Информационно- коммуникативные технологии 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. Регулярно
+
2.Обзор в Интернете информации по английскому языку, педагогике и психологии. Каждый учебный год
+
Охрана здоровья Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. Регулярно
+
Психологическое 1.Ознакомиться с новыми формами мониторинга в образовательном процессе.
2. Ознакомиться с формами профилактики профессионального выгорания.
2014-2015 +
+
 
Ожидаемые результаты:
повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
доклады, выступления на заседаниях педагогических советов, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.