ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ на 2013 — 2018 годы

Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Алейская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»

УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната:
Н.А.Мосина__________
«_____»__________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
И.о.Зам. директора по УВР
Абайдулина Т.В.__________
«_____»__________2015 г.

РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
_________________
«_____»__________2015 г.







ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2013 - 2018 годы






Автор:
Бубенчикова Олеся Сергеевна
воспитатель












г. Алейск, 2015 г.
Образование: высшее
Барнаульский государственный педагогический университет
Квалификация: учитель начальных классов ирусского языка и литературы
Специальность: « педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью
Квалификационная категория: первая
Курсы повышения квалификации: 2009 год

























Моя работа - часть моей жизни. Я люблю школу, люблю детей.Каждый ребёнок талантлив, задача воспитателя - раскрывать и развивать эти таланты. Моё педагогическое кредо: «Где-то в самом сокровенном уголке сердца каждого ребенка имеется своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно правильно настроиться на тон этой струны»



ЦЕЛИ САМООБРАЗОВАНИЯ:
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования методов обучения и воспитания; - Изучение возрастной динамики самооценки воспитанников коррекционных школVIII вида;
- Самостоятельное изучение методической литературы;
- Повышение качества учебно-воспитательного процесса; - Углубленное изучение методов коррекции самооценки - Использование достижений педагогической деятельности;
- Повышение общекультурного уровня педагога.



ОБЩЕШКОЛЬНАЯ ТЕМА:

«Системный подход к решению задач социализации учащихся школы».





ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ:
«Формирование самооценки у воспитанников коррекционных школVIII вида»


ЦЕЛЬ:

- Использование разнообразных коррекционных методов и приемов с целью формирования адекватной самооценки воспитанников




ЗАДАЧИ:
- Определить самооценку: дать определение, рассмотреть основные подходы, и ее составляющие;
- Раскрыть роль самооценки в структуре нормального и аномального развития ребенка;
- Изучить факторы формирования самооценки;
- Изучить передовой педагогический опыт;
- Выявить уровень самооценки воспитанниц группы девочек;
- Внедрить в практическую деятельность своей работы новые приемы и методы, осуществляющие коррекцию самооценки;
- Обобщить опыт по теме самообразования в форме доклада на МОвоспитателей.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.


Роль самооценки в жизни воспитанников коррекционных школVIII вида.
Особенности формирование самооценки у воспитанников коррекционных школVIII вида.
Диагностика самооценка ребенка.
Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
Распространение педагогического опыта.
Продолжать изучать педагогический опыт коллег.
Планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.
Коррекции самооценки во внеурочной деятельности.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Формирование адекватной самооценки у воспитанников.





НАПРАВЛЕНИЯ САМООБРАЗОВАНИЯ:
Основные направления
Действия и мероприятия
Сроки
реализации

Профессиональное

1.Изучить методическую литературу

2.Изучить информацию по теме в интернете

3. Повышать квалификацию на курсах для воспитателей

 
 
 
 регулярно

регулярно


регулярно
 
 

Психолого-педагогические
1.Расширять свои знания в области коррекционной педагогики и психологии
 2. Изучить в интернете литературу по коррекционной педагогике и психологии
 регулярно

Методические

1. Знакомиться с формами, методами и приёмами диагностики и коррекции самооценки

2. Принимать активное участие в работе школьного МО воспитателей
3. Посещать мероприятия коллег и участвовать в обмене опытом.

5. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

6. Проводить открытые мероприятия для коллег по работе.

Выступать с докладами по теме самообразования.


 регулярно
 
 регулярно
 
 
 
ежегодно
 
 
 
 регулярно
 

регулярно
 


регулярно
 
 
 


 

Информационно-технологические технологии

1. Обзор в Интернете информации по педагогике, психологии

2. Общение с педагогами на различных сайтах

регулярно
 

регулярно
 


Охрана здоровья

1. Внедрять здоровьесберегающие технологии

2. Пропагандировать здоровый образ жизни.

регулярно



регулярно


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы
Содержание работы
Сроки
Практическая деятельность

Диагностический
1.Изучение методической литературы по проблеме и имеющегося опыта
2.Подбор а адаптация методик для выявления уровня самооценки
3.Диагностика и анализ уровня самооценки

2013-2018



2014-2015


2015-2018
Изучение литературы по теме самообразования на школьных МО

Разработка методик для выявления уровня самооценки


Диагностика воспитанников

Прогностический
1.Определение целей и задач темы.


2.Разработка системы приемов и методов, направленных на решение проблемы.
3.Результативность работы

2013-2014


2015-2018
1.Выступление на заседании школьного МО


2.Разработка занятий
по теме


3.Диагностика

Практический
1.Внедрение опыта работы.
2.Формирование методической копилки.

2016-2018

2015-2018
1.Проведение открытых занятий на школьном уровне.
 2.Использование во внеурочной деятельности методов коррекционной работы


Обобщающий
1.Обобщение опыта по теме самообразования.


2.Оформление результатов работы.
2017-2018
1.Выступление на заседании школьного МО воспитателей
2.Доклад по теме
«Формирование самооценки у воспитанников коррекционных школVIII вида»
3 Описать и проанализировать полученные результаты;
4 Разработать рекомендации

 

Внедренческий
Распространение опыта работы.
2017-2018
1. Консультативная помощь педагогам и учащимся;
2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте


 







ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

Изучить литературу по данной проблеме:
1. Ананьев Б.Г.К постановке проблемы развития детского самосознания /Психология развития : хрестоматия [Текст]// ред. Е. Строганова – Санкт-Петербург : Питер, 2001.- с.111-115.
Березина Д.В. Особенности развития самооценки у школьников с затрудненным психическим развитием [Текст]// Психология2011/ № 4 - С.24-25.
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание.М.- 2008 - С.94.
Бернс Р. Я – концепция и Я – образы [Текст]// Самосознание и защитные механизмы личности/Самара: Изд дом «Бахрах» -2003 -С.405.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте // М., Педагогика – 2006 -С.54.
Выготский Л.С. Детская психология // Педагогика/ М. 2006 -С.201.
Детская практическая психология [Текст] // Под ред. Т.Д.Марцинковской - М., 2011 - С.241.
Доценко Е.Л. Манипуляция: психологическое определение понятия [Текст]// Психологический журнал/ 2004. №6 - С. 132-139.
Зак А.З. Диагностика основных компонентов творческого мышления [Текст]//Психодиагностика и школа/Тезисы симпозиума Таллин - 1980.С.106-108.
Зимбардо Ф. Формирование самооценки [Текст] // Самосознание и защитные механизмы личности / Самара: Изд. Дом «Бахрах»2011 -С.58.
Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология // Спб., 4-е изд. М., Харьков, Минск: Изд. «Питер», 2010 -С.142.
Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность [Текст]// Академия, 2005 г. - 87с.
Литвинова Е.Ю. Возможности учителя в плане повышения социальной адаптированности старшеклассников [Текст] //Организация взаимодействия

школьного психолога с педагогическим коллективом / Ульяновск -2003. С.42.
Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы/ М.: ЭКСМО -2004.С.520.
Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст] // СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК - 2004. С.120.
Пепло Л., Мицели М., Морали Б.. Одиночество и самооценка[Текст]// Самосознание и защитные механизмы личности/Самара: Изд. дом «Бахрах» - 2003. С.29.
Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы//М., Педагогика, 1985 - С.84.
Психологическое тестирование [Текст] //Раздел7/ Личность: опросниковые методики. Часть1- Тексты опросников - Пенза, 2006 - С. 124.
Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] //Серия «Психологическая энциклопедия»/ СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК - 2006. С.99.
Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция// М., 2005. С.213.
Хорни К. Самосознание // 2-е изд.М.: София – 2008- С.56.
Шибутани Т. Я – концепция и чувство собственного достоинства // Самосознание и защитные механизмы личности/Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2008 -С.46.
Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии // 4-е изд. М., 2006 -С.47.
Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников// Учебное пособие / М . : Академия, 2002. – 160 с. – (Высшее образование)
В. С. Мухина Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество//Учебник для студентов высших учебных заведений/2-е издание, исправленное и дополненное.
Квинн Вирджиния Н.. Прикладная психология // Спб., М., Харьков, Минск: Изд. ”Питер” - 2000г.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника// Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология"/3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.
Мухина B. Возрастная психология// Феноменология развитии/ 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
Лалаева Р. И.,Шаховская С. Н. Логопатопсихология // учебное пособие/Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС -Москва – 2011
Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. - 2006. - №.2. - С.116 - 126.
Волков Б.С. Возрастная психология// Кн.1. - М., 2005 – с. 274
Журналы: «Коррекционная педагогика», «Практический психолог», «Дефектология».












Учебная исследовательская работа:
1. 1. Разработать приемы, упражнения для формирования самооценки воспитанников (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов).
2. Изучение опыта педагогов – новаторов передового опыта.
- Изучить опыт учителей новаторов из методических журналов, образовательных сайтов интернета;
- Творческое сотрудничество с педагогами школы по вопросам самооценки воспитанниковучащихся.

3. Участие в системе школьной методической работы:
- Провести открытые занятия, на которых показать применение методов коррекции самооценки.
- Установить творческое сотрудничество с педагогами по вопросам темы самообразования.
- Изучить передовой опыт узких специалистов школы по формированию самооценки воспитанников.
- Участвовать в заседаниях ШМО воспитателей, педагогических советах.
- Посещения уроков коллег с целью обмена опытом работы;










Предполагаемые результаты самообразования
- Разработка и проведение открытых занятий.
- Создание педагогических разработок с применением приемов коррекции самооценки и поместить их на школьном сайте.
- Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности, отчет о результатах работы над темой на МО воспитателей.
- Разработка дидактических материалов, упражнений, способов, способствующих коррекции самооценки.
- Размещение результатов работы над темой самообразования на школьном и персональном сайте.
- Обобщение опыта по исследуемой теме.


















Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что самооценка является важным регулятором поведения человека. От самооценки во многом зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношения к успехам и неудачам, как в учебном процессе, так и в других сферах взаимодействия с окружающими.
Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшую социализацию его личности. Изучение динамики самооценки у умственно отсталых детей разного возраста является значимым и актуальным для дальнейшего совершенствования педагогического процесса в современной школьной практике.
Следует добиться того, чтобы выпускники специальных школ обладали таким уровнем самооценки, который бы мог обеспечить им самостоятельность в жизни и трудовой деятельности. Педагогическое воздействие в целях коррекции нарушений самооценки предполагает применение специальной системы методов и приёмов в процессе воспитания детей с ОВЗ.











;ђ Заголовок 115