Поурочный план по истории Казахстана для 9 класса на тему: Казахстан в годы перестройки (1986 — 1991 годы)


Тақырып/ Тема: Казахстан в годы перестройки (1986 - 1991 годы)
Мақсат/ Цель: Способствовать пониманию учащимися основных причин кризисных явлений в обществе и декабрьских событий в Алма-Ате. Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері/ Учебно-воспитательные задачи:
а) образовательные: создать условия для понимания сущности и необходимости перестройки в СССР и ее влияния на развитие Казахстана. б) развивающие: создать условия для отработки навыков по выявлению причинно-следственных связей, выделения главного и доказательства своей точки зрения, умению быстро переключаться с одной мыслительной операции на другую. в) воспитательные: создание условий для понимания факта необходимости уметь защищать свои права. Сабақ түрі/ Тип урока: комбинированный
Қүрал-жабдықтар, көрнекті-құралдар/ Оборудование, наглядные пособия:
Триада, схемы
Әдес-тәсілдер/ Методы: проблемный, аналитическая триада.
Сабақ барысы.
Ход урока.
Ұйым достыру кезеңі./ Орг.момент.
Привлечение внимания учеников к уроку, проверка присутствия на уроке, проверка подготовки к уроку.
- возрождение национальной культуры и языка казахского народа; - равноправное развитие культуры и языков всех народов Казахстана; - повышение уровня образования; - повышение функционального применения казахского языка; - деидеологизация культуры.
Үй жұмысы./ Проверка домашнего задания.
Творческое задание.
Жаңа тақырып./ Изучение нового материала.
1. Вступление учителя. К началу 80-х годов в СССР сложилась тяжелая социально-экономическая ситуация. Страна встала перед серьезным кризисом. Уродливые формы приобретала отраслевая структура народного хозяйства Казахстана. Застойные явления в народном хозяйстве резко обнажили имевшиеся противоречия и недостатки командно-бюрократической системы, как в планировании, так и в размещении производительных сил. Такие ведомства, как Министерство среднего машиностроения. Министерство цветных металлов, Минэнерго, министерство мелиорации, Министерство обороны стали настоящими «хозяевами» на территории республики. Интересы республики в расчет не брались, жители Казахстана не получали ничего от огромных доходов промышленных предприятий. Искривленная, колониальная структура экономики привела к тому, что до 60% товаров завозились в республику из других регионов СССР. Падала духовная культура. Пренебрежение к национальной культуре по-прежнему усугубляло положение с казахским языком. И привело к тому, что появилась большая группа манкуртов. Двигаться в прежних рамках социально-экономической системы было губительным для общества. Поэтому назревали перемены. Вопросы: В чем проявились перемены? И к каким последствиям они привели? Гипотеза: Видимо прошли какие-то реформы. 2. Самостоятельная работа. На 1-м этапе учащиеся выделяют главное в параграфе.

На 2-м этапе учащиеся объединяются в группы, обсуждая их и составляя опорно-аналитическую триаду по параграфу.
Неспособность руководства осознать необходимость перемен Нежизнеспособность экономических структур командно-административной системы Волюнтаризм центра. Противоречие целей и действий
Предкризисное состояние социально- экономического развития Торможение социально-экономического развития и перестройки Декабрьские события в Алма-Ате 1986г.
Февраль 1986 г. ХХVII съезд КПСС. Перестройка Углубление кризиса Разгон демонстраций Репрессии против участников
Қорытынды./ Закрепление.
Проверка гипотезы: Началась перестройка, которая не достигла результатов. Противоречивость целей и действий привела к декабрьским событиям.
Үйге тапсырма беру./ Домашнее задание.
§ 24, творческое задание: определить и доказать общую закономерность перестройки и событий в Казахстане в указанные годы.