План самообразования на 2016-2020 годы учителя русского языка


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132 углублённым изучением иностранных языков», г. Казань, РТ
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя русского языка и литературы Ерохиной Галины Александровны
Самообразовательная работа над темой «Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития критического мышления» в рамках методической темы ШМО учителей русского языка и литературы»Развитие критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий»
« Тот, кто учится, не размышляя, впадает в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении».
Конфуций
В условиях внедрения ФГОС актуальной становится задача
формирования у обучающихся потребности к самообразованию и саморазвитию. Именно в исследовательской деятельности происходит формирование умений работать с информацией, с текстами, всего спектра познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий, что в итоге обеспечивает приобретение обучающимися навыков самообразования и саморазвития. В связи с этим большое значение имеет индивидуальное профессиональное самообразова
Цель: повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы и развитие благоприятной , мотивирующей потребности обучающихся к учебе.
Задачи:
повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
воспитание у учащихся познавательной активности, развитие умений работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;
формирование умения самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;
формирование исследовательских компетенций обучающихся для развития критического мышления;
разработка учебных, научно-методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий на создании научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.
Изучить учебно-методическуюлитературу по теме самообразования.

Учитель должен удовлетворять запросы своих учеников, так как сложная обучающая деятельность требует систематической работы по повышению квлификации.
Перечень мероприятий по самообразованию
Самоанализ и оценка своей педагогической деятельности.
Выбор оптимальных методов и приемов для формирования коммуникативных компетенций.
Овладение новыми информационными технологиями, введение новых образовательных стандартов.
Изучение педагогического опыта преподавателей страны.
Оказывать практическую помощь молодым коллегам в овладении инновациями.
Распространение педагогического опыта через открытые уроки на семинарах различного уровня, через публикации.
Работа над созданием в коллективе учащихся класса творческой обстановки, здорового нравственно-психологического климата.
Изучение научно-педагогической и методической литературы по теме самообразования, материалов учительских сайтов в Интернете и педагогических сообществах.
В каждом классе, где работаю, анализировать потребности и способности ребенка, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность предметом.
Изучение материалов ФГОС,апробация на уроках.
Работать над методической проблемой «Формирование исследовательских умений и навыков как путь личностного роста учителя и ученика.
Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета;
- разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением исследовательской технологии;
- разработка тестов, наглядных пособий, методических разработок, презентаций по теме самообразования;
- разработка системы уроков русского языка и литературы с использованием исследовательской технологии, внеклассных мероприятий по предмету;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с обобщением опыта;
- совершенствовать систему подготовки учащихся к экзамену в формате ОГЭ и ЕГЭ;
- размещение авторских материалов в Интернете на сайте infourok.ru
- подготовка заинтересованных одарённых учащихся к участию в НПК различного уровня.
Источники повышения профессионального уровня:
Специальная литература (методическая, научно-педагогическая, публицистическая, художественная), Интернет, медиаинформация на различных носителях, семинары, вебинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.Формы самообразования: - индивидуальная – по индивидуальному плану - групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей, а также через участие в жизни школы: методсоветы, педсоветы.
Содержание и этапы работы по повышению профессионального уровня:
Этапы Содержание работы Сроки Форма представления
Диагностический 1.Постановка проблемы.
2.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. 2014-2015 уч.г 1. Собеседования
с коллегами МО.
2.Курсы повышения квалификации.
3.Подписка на методическую литературу «Русский язык в школе»,»Литература в школе».
Прогностический 1.Определение цели и задач работы над темой.
2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
3.Прогнозирование результатов. 2015-2016уч.г Выступление на МО,пед.советахПрактический 1.Внедрение опыта работы, системы мер, направленных на решение работы.
2.Добиться активного и результативного участия обучающихся в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на районном и республиканском уровней..
3.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
4Совершенствовать систему подготовки обучащихся к экзаменам в формате ЕГЭ и ОГЭ. 2015-2016уч.г
2016-2017уч.г. 1. Открытые уроки.
2. Выступления на МО
3. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях
Обобщающий 1.Подведение итогов.
2.Оформление результатов работы по теме.
3.Представление материалов. 2017-2018уч.г 1.Выступление
на педсовете,
районном семинаре
2. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях (результаты)
Внедренческий 1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. 2.Распространение опыта. 2018-2019уч.г Творческий отчет

Учитель-это человек , который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право.
В.М.Лозинский
Изучить литературу в целях повышения профессионального уровня :
1. Баранова И.В. Проблемы педагогической инновации // Вестник НПЦ. – М.,1993.- С.9-12 2.Громов Е.С. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателей системы повышения квалификации и переподготовки специалистов как условие совершенствования их образования // Психолого-педагогическая компетентность преподавателей системы подготовки повышения квалификации. Проблемы, поиски, опыт. – СПб., 1992 г.
3. Каленская В.П. Педагогическая технология формирования экологического мышления у старшеклассников. Автореферат. , 1999
4. Краснова Г.М.  Использование возможностей MS Power Point проектной деятельности обучающихся по русскому языку и литературе.
5.Моисеева Л.В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя. Екатеринбург: УрГПУ, 1996
6. Степанов С.В. Ключевые компетенции в современной школе и новые требования к содержанию образования и педагогу.
7. Ресурсы Интернета.