Не жалею, не зову. не плачу.. Любовная лирика С.А. Есенина,11 класс


Тема: Любовная лирика С.Есенина
Цели урока:
показать динамику развития любовной лирики Есенина,
совершенствовать навыки выразительного чтения,
воспитывать интерес к произведениям русской литературы, любовь ко всему земному.
Методические приёмы:
лекция с элементами беседы,
аналитическое чтение.
Оборудование:
фотографии,
портреты поэта,
иллюстрации к стихотворениям,
песни и романсы на стихи Есенина,
сборники стихов поэта,
календари с портретом лирика.
На доске записана тема урока,
на экране - эпиграф:
«Любовь к женщине-лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному...»
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы познакомились с биографией замечательного русского поэта С.А.Есенина (1895-1925) и основными направлениями его творчества.
Сегодня мы продолжим изучение творчества поэта и остановимся на любовной лирике Есенина.
Дома вы учили наизусть его стихотворения (на выбор), и сегодня вы их расскажете. Но я хочу напомнить, что стихи нужно читать выразительно, вкладывая в них чувства, а не только показывать знание текста. Интонации, паузы, понижение и повышение голоса - успех правильного и красивого чтения.
Итак, тема урока - любовная лирика Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах. Любовь к женщине - лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному.
2. Чтение отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций.
Есенин пишет о любви:
к родному краю: «Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь…».
К родине: «Если крикнет рать святая:«Кинь ты Русь, живи в раю!»Я скажу: « Не надо рая,Дайте Родину мою!».
К природе: « Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком…», «Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду…».
К матери: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном, ветхом шушуне».
К любимой, которая часто представляется в образе природы: «Выткался на озере алый свет зари…» ( стр. 24, читать всё стихотворение)
3. Выступление учащихся.
Ревниво и настороженно оберегал юноша свои отношения с молодой помещицей Лидией Кашиной от насмешек домашних. Замужняя женщина, мать двоих детей, на десять лет старше Есенина… Кульминацией этого странного и таинственного романа стало стихотворение, написанное в память о лете 1917 года, посвященное Лидии Кашиной, где угадываются отзвуки бури и в природе, и в душе поэта. ( Даша говорит эти слова наизусть).
«Зеленая прическа» (читают наизусть два человека: Стас и Катя, стр. 59-60).4. Чтение и комментирование стихотворений.
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием:
Где-то за садом несмелоТам, где калина цветет,Нежная девушка в беломНежную песню поет.
Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм, как защитная реакция, как отчаяние «Москва кабацкая» (1923 год)-городской цикл.
Излюбили тебя, измызгали-Невтерпеж.Что ж ты смотришь синими брызгами?Или в морду хошь?
По возвращении из-за границы пишет цикл «Любовь хулигана», который отмечается отречением от кабацкого прошлого, очищением, спасением через любовь. К лирическому герою приходит обновление: «Заметался пожар голубой» (читает наизусть ученик, стр. 86-87).
Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью:
Пускай ты выпита другим,Но мне осталось, мне осталосьТвоих волос стеклянный дымИ глаз осенняя усталость.
Дорогая сядем рядом,Поглядим в глаза друг другу.Я хочу под коротким взглядомСлушать чувственную вьюгу.
Мечта о «чистой» любви - один из сквозных мотивов лирики Есенина. «Персидские мотивы» - (1924-25) - попытка обрести согласие с самим собой и с миром. Романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Любимая в персидской лирике превосходит своей красотой саму природу, она исключительна. Символом персидской красоты и любви является образ розы. (Кугданова Ярина)
«Шаганэ ты моя, Шаганэ» (инсценируют Таня С. и Витя И., стр. 111-112).
Однако Персия в художественном воображении поэта - лишь временный покой. Вспомним «Соловьиный сад» А.Блока и персидский «сад» Есенина. ( Песня соловьиная есть и там, и там), но это все грезы, не более чем миф. Постепенно наступает разочарование «Глупое сердце» (читает наизусть Катя, стр. 88-89. Избранное.)5. Анализ поэмы «Письмо к женщине».
Тексты у учащихся на столах.
Читаем поэму.
Слово учителя. Литературоведы относят «Письмо к женщине» (1924) к совершенно новому периоду творчества Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны.
Какова основная тема этого произведения?( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине)Сколько частей в поэме?(Две. Они разделены не только отточием, но и противопоставлены по содержанию и эмоциональному признаку. «Тогда» и «Теперь» - два этапа жизни героя: непонимание смысла происходящего и осознание себя частицей истории «Земли»).Как называется этот прием?( Антитеза - художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д.).Каковы особенности стихотворного размера поэмы?( Размер двухсложный, с ударением на втором слоге - ямб). А «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова.
Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?
Герой приближен к автору. Но герой - не поэт. «Зрело знающий работу» показывает возраст, человек сложившийся встречает роковое время, ему трудно принять «новую жизнь». Нет и акцента на творческом начале личности, нет чувства родства с природой и своей землей. Герой не автор, а воплощение образа человека, ищущего путь в «развороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.
От какого лица идет повествование?( От первого.)
Благодаря этому чувствуется исповедальная интонация, из-за чего повествование приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом, стремясь объяснить любимой свое состояние «тогда»: «скандалы», «пьяный угар», измучившие ее и приведшие к разрыву, но она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа». Герой же видит за этим истинную причину: «Любимая! Меня вы не любили…».
Чего искал герой?( Понимания, любви). Страдал о тех, кто оказался рядом, но в любимой он не нашел опоры и поддержки. Герой сам через мучения пришел к иному мироощущению, увидел стремление воплотить вечные ценности - «вольность и светлый труд».
Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Несмотря на горечь от того, что не нужен любимой женщине, он готов во всем винить себя и не вмешиваться в ее жизнь.
Простите мне…,Живите так,Как вас ведет звезда…
Герои поэм Есенина этого периода далеки от политики, но оценка «рулевого с опытной душей» - это важное следствие взгляда на современные события.6. Заключение.
Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Вы все, конечно, слышали замечательный романс на стихи Есенина в исполнении Александра Малинина «Мне осталась одна забава…». «Клен ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…» и др. в исполнении ансамбля «Золотое кольцо» и Надежды Кадышевой.
7. Звучат романсы, песни в исполнении преподавателей музыкальной школы и записи песен в исполнении Н. Кадышевой.
8. Слово учителя.
Я благодарю всех учащихся за урок, спасибо!Большое спасибо вам, коллеги, что посетили нас.В память о сегодняшнем уроке дарим календари с портретом поэта.
9. Домашнее задание: прочитать поэму «Анна Снегина», индивидуальное задание: доклад «Прототипы лирики Есенина».
IV. Анализ поэмы «Письмо к женщине» (1924)
(полное прослушивание стихотворения либо в звукозаписи, либо в исполненииучителя)
Литературоведы относят «Письмо к женщине», наряду с некоторыми другими произведениями, написанными в 1924-1925 гг. (после «Москвы кабацкой»), к совершенно новому периоду творчества С. Есенина, когда переосмысливаются его взгляды на будущее страны. Так считали критики - современники Есенина, так считают и многие исследователи его творчества сегодня. - Какова основная тема этого произведения?
(Эта поэма посвящена теме самоопределения личности в эпоху исторического перелома. Своеобразие ее формы связано с мотивировкой рассказа о прошлом и настоящем героя: обращение к оставившей его женщине. В поэме две части, не только разделенные отточием, но и противопоставленные по содержательному и эмоциональному признакам. «Тогда» и «теперь» разделяет не только время, это два этапа в жизни героя: мучительное, «плачевное» непонимание смысла происходящего и «праздник» обретения смысла существования, связанного с осознанием себя частицей истории «земли».)-Каковы особенности размерного строения поэмы? (Благодаря вольному ямбу создается впечатление непосредственности рассуждения; а «лесенка», разбивающая строфы, помогает выделить ключевые слова, находящиеся в начале или середине строки:Я стал не тем, Кем был тогда...
Простите мне... Я знаю: вы не та.) -Каким мы видим лирического героя в этом произведении?
(Герой, подписывающийся под письмом: «Знакомый ваш / Сергей Есенин», максимально приближен к автору. Но в то же время для создания его образа использованы только две автобиографические черты: чувство потерянности в «гуще бурь и вьюг», приводящее его в «трюм» жизни - «русский кабак», и выстраданное осознание событий, переменившее его отношение к ним и себе. Герой не поэт (характеристика «зрело знающий работу» относится к его возрасту, свидетельствует о том, что он встречает «роковое» время уже сложившимся человеком, которому трудно принять «новую жизнь»), внимание не акцентируется на творческом начале его жизни, в характеристике не использованы основные лирические мотивы - чувство родства с природой и своей землей. В связи с этим, несмотря на прямое соотнесение с автором, герой предстает не его лирическим двойником, а эпическим воплощением образа человека, ищущего путь «Вразвороченном бурей быте», вовлеченного в конфликт с «роком», судьбой.)Благодаря исповедальной интонации, пересечению общественной и личной коллизий, повествование о том, «Каков... был /И что... сталось» с героем, приобретает особую проникновенность. Он вспоминает о прошлом «В ударе нежных чувств», стремясь объяснить «любимой» свое состояние «тогда» - «шальную жизнь», «скандалы», «угар пьяный», измучившие ее и приведшие к разрыву. Об этом она «помнит», «говорила», бросая ему «что-то резкое / В лицо» и предрекая, что его «удел -/ Катиться дальше, вниз». Она совершила свой выбор в пользу «дела» и «серьезного, умного мужа», но герой видит за этим истинную причину:
Любимая! Меня вы не любили.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несет нас рок событий...
Герой, чувствовавший себя, «как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком», как пассажир гибнущего в шторме корабля, как путник, оказавшийся на краю «кручи», искал понимания, сочувствия, любви, сам страдая о тех, кто оказался рядом. Но в «любимой» все это вызывало только «грустную усталость», в ней он не нашел опоры и поддержки, ее отпугнула «маета» духовных исканий. Сам герой, пойдя через мучения, падения, «угар», «избежал паденья я кручи», придя к «иному» мироощущению («Я в возрасте ином. / И чувствую и мыслю по-иному», «Я стал не тем...»).Суть нового взгляда на мир состоит в приятии исторической закономерности поиска «новой жизни», «новой славы». В современных! общественных преобразованиях герой увидел стремление воплотить вечные ценности - «вольность и светлый труд». Такая оценка событий, ставшая возможной только «на расстоянье» («Лицом к лицу /Лица не увидать. / Большое видится на расстоянье») привела к изменению общественной позиции:Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик...
-Как вы воспринимаете эту самохарактеристику поэта?
Как понимаете определение яростный?
Какой смысл приобретает это слово в данном контексте?
, Любовная линия сюжета проявляет глубинность изменений в личности героя. Согласие с ходом истории для него не внешнее примирение с общественными условиями. Несмотря на оставшуюся горечь от осознания того, что «Ни капельки не нужен» любимой женщине, отказавшейся от него «тогда» и не интересующейся тем, что с ним «сталось» «теперь», он готов винить во всем только себя:
Не мучил бы я вас, Как это было раньше...
Простите мне..., не решаясь вмешиваться в ее жизнь:
Живите так, Как вас ведет звезда...
Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
V.Прослушивание романсов на стихи С. Есенина.VI.Домашнее задание
Подготовить материал для практикума «Литературоведы о любовной лирикеЕсенина», сформулировать проблемные вопросы для дискуссии.
Возможен доклад(ы) (индивидуальное задание): «Прототипы есенинской лирики»;«Сыновья и материнская любовь в творчестве поэта».
3.Читать поэму «Анна Снегина».
Чтение стихотворения « Письмо к женщине».6. Беседа.- Что искал в буре событий лирический герой?- Нашел? Нет. Через мучения пришел к иному мироощущению.- Каков здесь лирический герой?Итак, здесь герой иной, он вовлечен в « бурю событий», ищет опору и поддержку в любимой.