Конспект урока музыки на тему: Образы природы в музыке


     

Урок музыки в 3 классе
«Образы природы в музыке»
Учитель музыки Дьяконенко Людмила Валентиновна

                                                       
Тема урока: «Образы природы в музыке»
Класс: 3
Цель урока:познакомить учащихся с различными образами в музыке, развивать интерес учащихся к музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные: научить через музыку видеть картины природы; учить учащихся распознавать и оценивать изобразительные особенности музыки.
Развивающие: расширять музыкальный кругозор, эмоциональный отзыв на произведения, развивать певческие способности;
Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, чувство сопереживания.
Оборудование:портреты композиторов, картины осени, синтезатор, музыкальный центр.
п/п Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется
1. Диалогические технологии. Этапы 2, 3.
2. Элементы игровых технологий. Этапы 3, 4, 5.
3. Рефлексия. Этап 7.
Технологическая карта урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
I. Организационный момент. Музыкальное приветствие Приветствуют учителя. Коммуникативные.
II.Целеполагание.
Подводит к теме урока Участвуют в диалоге
Определяют тему урока. Коммуникативные: сотрудничество в поиске ответа на вопрос.
Регулятивные: принятие учебной задачи
III.Усвоение новых знаний.
Предлагает отправиться в путешествие, загадывает загадки, приводит музыкальные примеры. Отгадывают загадки, слушают музыку, исполняют песню. Коммуникативные: использование простых речевых средств для передачи своего впечатления от музыки.
Познавательные: усвоение нового материала.
Регулятивные: эмоциональный отклик на произведения.
Личностные: этические и эстетические чувства.
IV.Релаксация..Предлагает выполнить движения под стихотворение. Ученики выполняют движения со словами из стихотворения. Двигательная активность. Снятие физического напряжения.
V.Первичное закрепление знаний. Загадывает загадку, задает вопрос Отгадывают загадку, отвечают на вопрос. Коммуникативные:сотрудничество. Познавательные: расширяют представления о музыке.
VI.Итог урока. Делает вывод. Обобщение знаний. Личностные: осознание роли прекрасного в жизни человека.
Коммуникативные: принятие участие в ответе на вопрсы.
VII. Рефлексия. «Дерево чувств». Предлагает собрать урожай.Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Ученики работают с «Деревом чувств» Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, интересов.
Регулятивные: выполняют действия в опоре на заданный ориентир.
VIII. Домашнее задание Дает комментарий к домашнему заданию. Записывают задание. Индивидуальный выбор учащихся.
Регулятивные: выполняют действия в опоре на заданный ориентир.
Ход урока
1. Организационный момент.
Вход учащихся в класс. Музыкальное приветствие.
2. Целеполагание.
Учитель: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Кто может продолжить эти строки?Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
Учитель: О каком времени говорится в стихотворении?
Кому нравится осень?
А чем она вам нравится? (ответы детей)
Учитель: Как вы думаете, почему мы говорим об осени? Как осень может быть связана с музыкой? (ответы детей)
- Попробуйте назвать тему урока.
3. Усвоение новых знаний.
Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок. Мы отправимся в путешествие по осенним месяцам и попробуем услышать музыку осени. Закройте глаза. Путешествие начинается.
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (сентябрь)
Учитель: Сентябрь к нам пришел со своей музыкой.
Звучит песня «Осень постучалась к нам» муз. И. Смирновой, сл. Т. ПрописновойУчитель: Что нам нарисовала осень в прослушанной песне?
Учитель: посмотрите на картины на доске и вспомните, пожалуйста, произведения, связанные с осенью (ответы детей).
Учитель:Королева наша, Осень,
У тебя мы дружно спросим:
Детям свой секрет открой,
Кто слуга тебе второй? (октябрь)
Музыка – прекрасный художник. Она может не только дополнять, но и рисовать картины природы. Какую картину рисует музыка в следующем произведении?
Звучит «Осенняя песнь» П. И. Чайковского.
Учитель:Посмотрите на портрет. Кто на нем изображен?
С какими произведениями П. И. Чайковского мы уже знакомы? (ответы детей).
Учитель: Музыка П. И. Чайковского богата интонациями. Мы уже знаем, что интонации бывают выразительные и изобразительные.
-Что вы услышали в этой музыке?
- Похожи ли картина осени на доске с картиной композитора?
-Какие выразительные средства вы услышали в музыке?
Вокально-хоровая работа.
Распевание «Музыкальная лесенка»
Разучивание песни «Чудная пора – осень» Ю. ВерижниковаИсполнение песни по рядам.
4. Релаксация.
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
5. Первичное закрепление знаний.
Учитель: Давайте присядем отдохнуть на лесной полянке и вспомним, о чем мы сегодня говорили?
- Как музыка рисует картины осени?
- Как называется произведение, которое мы слушали сегодня?
Отгадайте еще одну загадку:
Кто тепло к нам не пускает,
Первым снегом нас пугает?
Кто зовет к нам холода,
Знаешь ты? Конечно, да! (ноябрь)
- Какой будет музыка ноября?
- Какие выразительные средства будут использованы?
6. Итог урока
Богаты и разнообразны выразительные средства музыки. Если художник в рисунке и красках, скульптор в дереве или мраморе, а писатель и поэт в словах воссоздают картины окружающей жизни, то композиторы делают это с помощью музыкальных инструментов. В отличие от звуков немузыкальных (шум, скрежет, шорох). Музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия, ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп – это всё выразительные средства музыкального искусства.
Каждое из этих средств несёт нам свою собственную информацию о содержании музыки, образуя её неповторимый язык. А ведь без знания языка трудно понять любую культуру, в том числе культуру музыкальную!
7. Рефлексия «Дерево чувств». Так как путешествие у нас было осеннее, предлагаю собрать урожай.Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
8. Домашнее задание. Нарисовать музыку ноября, подобрать музыкальные примеры.