Разработка урока 5 кл музыкальная живопись сказок и былин

5 класс.
Тема: «Музыкальная живопись сказок и былин».
Цель:
Показать взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира.
Задачи:
1.Воспитывать музыкальную культуру учащихся.
2.Обобщать опыт восприятия и понимания музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.
3.Развивать эмоциональную сферу учащихся, творческое воображение, артистическое чувство.
4.Воспитывать вокальный слух, певческую культуру звука.
5.прививать вокально – хоровые навыки.
Музыкальный материал:
Песня «Погоня» из кинофильма «Новые приключения
неуловимых».Е.Крылатов «Крылатые качели».Г Гладков «Песня о картинах»М .П.Мусоргский «Избушка на курьих ножках».А.П.Бородин. Симфония № 2 «Богатырская».
Дополнительный материал: портреты композиторов:
М.П.Мусоргского, Е.Крылатова, Г.Гладкова.
Репродукции картин Грекова «Тачанка», Васнецова «Богатыри». Рисунок В.Гартмана «Избушка на курьих ножках». Репродукции разных художников: портрет, пейзаж, натюрморт. Фрагмент из худ. Фильма «Финист ясный сокол».
Эмоциональный настрой урока.

Ход урока.
Звучат стихи из песни «Музыка» Иры Исаковой.


Я хочу увидеть музыку.
Я хочу услышать музыку.
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей.

Птичьи трели это музыка
И капели это музыка.
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Можем ли мы увидеть музыку?
- Музыка может вызывать в нашем представлении живописные образы, даже картины. Вглядываясь в картины и скульптуры, мы можем услышать в своем представлении ту или другую музыку. Музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу.
Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов .
Нарпимер: Ф Лист, Р Шуман признавались в том, что картины помогали им понимать музыкальные произведения других композиторов.
В то же время художник И.Репин, скульптор С. Коненков утверждали, что без музыки не мыслят творческой жизни творческой жизни: «Без нее нет фантазии и окрыленности». « Без музыки я не смыслю жизни» - говорил И. Репин.
Разные виды искусства поэзия, музыка, живопись - по – своему и независимо друг от друга могут воплотить одно и то же содержание.
Слушание муз. из кинофильма « Новые приключения неуловимых» (или песню о тачанке)
- что вы представляете, слушая музыку?
-Что увидели в музыке?
Ответ: Стремительное движение.
Игра на инструментах.(ложках) .Исполнить пульс музыки.
Звучание инструментов имитирует цокот копыт .
Сравните с произведением Грекова тачанка.
Оба произведения изображают движение.
Что вы знаете о художнике Митрофане Борисовиче Грекове (стихи)
Ответ: Почти на всех картинах художника,во всех зарисовках – лошади. Почему? Он любил их с детсва. (империалистическая война) .стр 16.










Мы знаем Баба Яга способна совершать нехорошие поступки, может ли ее кто-нибудь ее остановить?
Подсказка: 1 сыграть по нотам фрагмент симфонии №2.
2.Спеть мелодию на определенный слог (по таблице №8).
Богатыри.
Слушание 2 симф. А.Бородина.
Произведения разных видов искусства появились независимо друг от друга. И хотя кажется, что Богатырская симфония навеяна Богатырями Васнецова, но это не так, создатели при жизни не встречались. Картину Васнецов закончил писать в1900 г.Бородин умер в 1887г.
Проиграть фрагмент.
Какую картину в вашем воображении рисует музыка Богатырской симфонии?
Они связаны общей идеей прославления силы и могущества нашей Родины.
Песня в исполнении анс. «Цветы».

Богатырская тема с давних пор звучала в русском искусстве. Мы часто встречаемся с ней в народном творчестве. В поэзии, литературе, музыке, живописи, театре, кино. Это от того что с давних времен со всех концов на Русь наступали враги, пытаясь завладеть нашими землями, богатствами, поработить наш народ.
Обратить внимание на репродукции картин художника К. Васильева, Васнецова.
Вопросы: Кто на картине?- (Илья Муромец – Соловей Разбойник,
Добрыня Никитич – Змей Горыныч, Алеша попович – Тугарин Змей).

Образ богатыря родился в русском искусстве как образ могучего защитника Родины. Дома их ждали родные.
Картина Васильева «Ожидание».
Прочитать стихи.
Горит свеча у мерзлого окна,
Протаяли узоры ледяные.
А девушка одна, совсем одна
Во всей избе, а может и в России
Свеча мерцает в девичьей руке,
Тревога сердце девичье волнует,
А милый ее где–то вдалеке
Работает, а может и воюет
У девушки волнистая коса
Ну где найдешь пышнее и красивей?
И где найдешь прекраснее глаза –
Глубокие, как небо над Россией

Просмотр кадров из Фильма « Финист ясный сокол»

«Никому зла не причинял , ничего силой не отнимал, не досаждал, не укорял, не бесчинствовал, но всех любил и в чести держался и веселился с вами, с вами же и горе переносил – это слова русского полководца Дмитрия Донского мог бы сказать любой русский богатырь. Богатырь – простой русский человек

Не только о далеком прошлом напоминают картина. Она о сегодняшней жизни. Все, кто ее видел, понимают, что хотел сказать художник; со злом надо бороться!
Бороться так, как Илья Муромец, не убоявшийся Соловья разбойника, как Добрыня Никитич, вступивший в бой со Змеем Горынычем, как Алеша Попович, уничтоживший злое чудище. Тугарина.
Каких героев вы еще можете назвать – защитников нашей Родины? Вспомните историю. (Иван Сусанин, Князь Игорь, Георгий Жуков).
А какого героя в нашей Тюменской области вы могли бы назвать богатырем? Он завоевал Сибирь. Воевал под г. Тобольском.
Ермак.
14 августа 1944 г исполняется 65 лет Тюменской области. Главным городом становится г. Тюмень. Кто был в Тюмени? Красивый город?
Презентация о Тюмени.
Благодарю за приятное общение.
Спасибо всем.
15