Визитная карта урока на тему Пейзаж- настроение. Природа и художник


Визитная карта урока
Учебный предмет: изобразительное искусство
Школа: МАОУ СШ № 1
Класс: 6
Автор: учитель изобразительного искусства Маркичева Галина Геннадьевна
Тема: Пейзаж - настроение. Природа и художник. Место темы в структуре учебного курса: урок в блоке IV четверти 6 класса "Человек и пространство в изобразительном искусстве" Тип урока: комбинированный Вид урока: творческая мастерская Цель урока: расширить знания учащихся о пейзаже Планируемые образовательные результаты:
Личностные:
Развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач
Формировать мотивацию к учебной и творческой деятельности
Учить объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов
Регулятивные:
Совместно с учителем определять в диалоге успешность выполнения задания
Учиться принимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные :
Научатся рассуждать, формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя
Научатся вести познавательный диалог по теме урока, воспринимать чужое мнение, аргументировать свой ответ
Познавательные:
Научатся находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, анализировать информацию, делать выводы
Предметные:
расширят представление о пейзаже, познакомятся с творчеством И. Левитана, с многообразием форм и красок окружающего мира
научатся передавать красками яркие цветовые состояния природы
Методы и формы обучения:
Методы: объяснительно- иллюстративный, практический
Формы: индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы: презентация по теме "Творчество И.Левитана. Изменение в пейзаже отношений по тону, цвету в разное время суток", стихи И.А.Бунина, музыка Чайковского "Времена года"
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран материалы для учащихся: полный набор изобразительного материала в технике "живопись".
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формирование УУД
I. Организационный момент.
Цели: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством художников- пейзажистов. На уроке вы будите выступать в роли людей, для которых творческая деятельность- обычный повседневный труд.
Для начала сядем поудобней и улыбнемся друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы. В нашей творческой мастерской понадобятся доброе сердце, упорство, настойчивость и, конечно же, дружба и взаимопонимание.
Слушают учителя. Настраиваются на урок. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
II. Повторение изученного материала.
Цели: обобщить полученные ранее знания, настроиться на получение новых. Прослушать поэтические зарисовки И.А.Бунина и сказать к какому жанру живописи они относятся. Какие картины природы, навеянные этими строками возникают в воображении? Какие цвета, краски использовал автор для создания поэтического описания и как они отразятся в живописи? Рассказать, что известно о пейзаже. Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника. Вряд ли кто- либо в нашей стране не слышал имени художника И.Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых не сошел снег. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и о чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: "Это совсем так, как на картине Левитана".
Слушают стихи Бунина. Участвуют в беседе, рассуждают, анализируют, отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Коммуникативные: учатся вступать в учебное сотрудничество, слушать учителя, одноклассников; осознанно строят речевые высказывания. Познавательные: ориентируются в широком разнообразии пейзажной живописи, знакомятся с творчеством Левитана.
III.Сообщение темы урока.
Цели: создание проблемной ситуации, фиксация новой учебной задачи. Попытаться из отрывка Бунина сформулировать тему урока (научиться передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях).
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
Формулируют тему урока. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Коммуникативные: осознанно строят речевые высказывания.
IV. Содержательная часть. Мотивация.
Цели: поиск решения учебной задачи. 1. Зачитать эпиграф урока «С природой одной он жизнью дышал»- эту строчку и стихотворения Е.А. Баратынского Исаак Левитан привел в одном из писем, объясняя, что в слиянии человека и природы он видел смысл работы пейзажиста. Левитан «поэт русской природы», крупнейший представитель русской пейзажной живописи XIX века.
Творческий диапазон художника необычайно широк и многообразен. В своих произведениях он очень тонко простыми изобразительными средствами раскрывал характер пейзажа. Около тысячи неповторимых произведений создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. Он спешил жить и работать, писал картины страстно и увлеченно, добиваясь ясности, простоты и совершенства исполнения.
2 .Беседа по картинам И.Левитана "Весна. Большая вода", "Бурный день", "Последние лучи солнца", "Вечерний звон", "Осенний день. Сокольники", "Над вечным покоем", "Озеро. Русь".
3. Объяснение изменчивости состояния природы в зависимости от освещения (презентация).
Обсуждение по вопросам:
- Что можете сказать о колорите каждого из девяти пейзажей?
- Как меняется цвет, тон в каждом из девяти рисунков?
- Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу?
Когда мы наблюдаем природу в весеннем цветении, в разгар знойного лета, в богатстве красок осени, когда мы любуемся цветами, богатством даров земли, то часто страдаем от бессилия приблизится к их блеску на своих холстах.
Но природу списать точно невозможно, а главное, не нужно. Обладай художник даже самым невероятным терпением, из попытки точка за точкой подробно скопировать все то, что он видит, ничего путного не получится. Будет добросовестный труд, будет скучная и, главное, неверная картина, искаженно представленная природа.
Ведь краски на палитре не равносильны краскам природы. В природе- огни, а на палитре- порошок краски, растертой с маслом. Даже в пасмурную погоду солнечный свет через облака творит чудеса напряженности цвета. Краски палитры, несмотря на их кажущуюся яркость, не могут передать эффектов природы, если их сознательно не заставить звучать так, чтобы выразить то ощущение, которое живет в сознании художника.
Участвуют в беседе по картинам И.Левитана. Смотрят презентацию. Анализируют информацию. Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями. Составляют небольшой рассказ- описание, рассказывая, какое настроение вызывает та или иная картина. Делают выводы, проанализировав таблицу. Коммуникативные: учатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, вести небольшой познавательный диалог по теме урока.
Познавательные: учатся наблюдать, анализировать информацию, делать выводы; продолжают знакомиться с творчеством И.Левитана; учатся видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, учатся объяснять свои чувства и ощущения от восприятия репродукций.
V.Постановка творческой задачи. Мотивация.
Цели: настроить на решение творческой задачи.
Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: бескрайние моря, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки...
Осенью она торжественна и красива. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки - это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая пожухлой травой.
Поистине осень- чародейка цвета. Каких только цветов не увидишь!
Придумать поэтическое название своей будущей работе.
Написать пейзаж- настроение "Осенний мотив", "Осеннее утро", "Осенний ветерок", " В преддверии зимы". Надо выразить состояние природы, отвечающее заданному поэтическому настроению, а не перечислять предметы и деревья. Анализируют, доказывают свою точку зрения. Придумывают название своей будущей работе. Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.
Коммуникативные: учатся вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников. Познавательные: учатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников.
VI. Практическая работа.
Цели: выразить состояние природы, отвечающее заданному поэтическому настроению в цвете. Учитель в течении самостоятельной работы советует, помогает учащимся. (В течении самостоятельной работы звучит классическая музыка Чайковского- "Времена года").
Выполняют работу. Приобретают навыки передачи в цвете состояний природы и настроения человека. Приобретают навыки колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека. Личностные: проявляют интерес к предмету, имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, развивают самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач.
Регулятивные: учатся выполнять пробные поисковые действия для выявления оптимального решения проблемы.
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя.
VII. Рефлексия, анализ и итоги урока.
Цели: организовать рефлексию собственной учебной деятельности В процессе просмотра учитель организует обсуждение выполненных работ. Проводит беседу по вопросам.
1. Выставка работ учащихся. Обсуждение. Оценивание.
2. Что нового узнали на уроке? Удалось ли передать настроение в пейзаже? Чья работа вам больше всех понравилась? Почему?
3.Что больше всего запомнилось? С каким художником, работающим в жанре пейзажа, хотели бы познакомиться еще?
Рассматривают выполненные рисунки, оценивают их. Анализируют достоинства и недостатки. Обобщают полученные на уроке сведения. Высказывают свои впечатления от урока. Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.
Регулятивные: оценивают свою работу, учатся адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом рисунке.
Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы.