Изобразительное искусство на тему Пейзаж – настроение. Природа и художник»

Изобразительное искусство на тему
"Пейзаж – настроение. Природа и художник»
Класс: 6 Дата проведения 27 ноября 2012 г.
Цель: Воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия “пейзаж” в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии.
Задачи:
Обучающие:
познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;
передавать красками яркие цветовые состояния природы;
показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.
Развивающие:
развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками.
Воспитывающие:
воспитывать эстетический вкус, любовь к природе;
укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).
Оборудование для учителя: классная доска, проектор, компьютер, краски, кисти.
Зрительный ряд: репродукции художников.
И.И.Левитан “Золотая осень”, “Весна. Большая вода”, “ Стога. Сумерки ”.
И.И.Шишкин “На севере диком”.
Рисунки, выполненные учащимися.
Литературный ряд: слово “пейзаж”, И.А.Бунин. Отрывок из стихотворения “Осыпаются астры в садах”.
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский “Времена года”.
Для учащихся: бумага, краски акварельные, гуашевые, кисти (широкие, узкие), баночка с водой, тряпочка.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа.
Этапы урока:
Организационный момент.
Повторение изученного материала.
Сообщение темы урока.
Изучение новой темы (беседа по репродукциям художников)
Физкультминутка.
Практическая часть.
Закрепление материала.
Подведение итога.
Вывод-обобщение.
Ход урока
1. Организационный момент.
– приветствие,
– проверка готовности к уроку.
2. Повторение изученного материала.
На прошлом уроке мы повторили виды и жанры изобразительного искус-ства. Перечислите, пожалуйста, виды изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство), а какие жанры вы знаете (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, бытовой, батальный).
Вопрос. К какому жанру живописи вы отнесёте эти строки:
Осыпаются астры в садах,
Стройный клён под окошком желтеет,
И холодный туман на полях
Целый день неподвижно белеет. И.А.Бунин (ответы детей)
Учитель: Пейзаж – один из любимейших жанров изобразительного искусства. Откуда появилось слово “пейзаж” и что оно значит? С французского языка оно переводится как “местность, страна”. В пейзаже основной предмет изображе-ния – природа. Мир вокруг нас огромный и прекрасный. Человек неразрывно связан с природой, мы часть её.
И наслаждение природой, стремление найти в ней созвучие своим чувст-вам, всегда было источником творчества художников, писателей, композито-ров.
Каждый из них выбирает то, что ему по душе (время года, время суток)
Вопрос. У каждого из вас есть любимое время года? (ответы детей)
Осенний пейзаж – всегда привлекает своим романтическим настроением поздней яркой красоты окружающей природы.
Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег толь-ко кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.
Весенний пейзаж - привлекает своей легкостью, свежестью красок, ощущени-ем молодости.
Летний пейзаж – красив силой и красотой цветущих красок окружающего мира.
“У каждого времени года
Особенный запах и цвет.
Но, так совершенна природа,
Что в целом её краше нет”. О.Рязанова
3. Сообщение новой темы. Изучение новой темы.
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника.
Живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок при-роды вызывает в нём особое внимание, будит душу. Такой пейзаж называется пейзажем настроения.
Обратите внимание на эпиграф:
“Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия” И.А.Бунин
Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рас-смотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов. И научимся передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, измен-чивость явлений природы в разных её состояниях.
Тема нашего урока “Пейзаж – настроение. Природа и художник”.
Вопрос: Что такое настроение? (это состояние души)
Какое может быть настроение? (плохое, хорошее)
Путь творца будь это композитор, поэт, художник, начинается с художест-венного восприятия. В своих произведениях не только изображают “портрет природы”, а стремятся запечатлеть свои чувства, переживания, своё отно-шение к природе.
4. Беседа по картине.
Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слышал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа – второе “я”. Он говорил: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растёт; какое это великое счастье”. Его пейзажи – это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пей-зажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные.
И.И.Левитан “Золотая осень”.
Перед вами одна из известнейших работ И.И.Левитана “Золотая осень”. Это пейзаж – настроение, в нем передано самое обычное состояние теплого осеннего дня, знакомого всем.
- Перечислите оттенки, которыми художник написал осенние листья, траву, воду, небо?
И.И.Левитан “Весна. Большая вода”
“По колено застыли в воде,
Как неловкие сёстры-подростки,
И дрожат на весеннем ветру
Тонкоствольные эти березки”
Вопрос. Какое настроение в этой картине вы увидели?
(Лирическое настроение, настроение радости.)
И.И.Левитан “Стога. Сумерки”
Тончайшая гармония мягких цветовых отношений неба, земли, воды, деревьев рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Она созвучна музыкальным образам П.И.Чайковского – великого композитора и современника Левитана.
И.И.Шишкин “На севере диком”.
Во всем богатстве своего великолепия, сказочного даже фантастического, стоит красавица сосна одна на самом краю крутого утеса, одетая в белый снежный наряд; ее силуэт, освещенный лунным светом, словно отчеканивается на фоне ночного неба. Художник написал эту картину на стихи Гете в переводе М.Ю.Лермонтова. Стихотворение “На севере диком” прочитает ___________________________________________
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
5. Физкультминутка.
6. Практическая работа.
Задание: создать пейзаж – настроение.
Расположите лист горизонтально.


1. Работу будем выполнять поэтапно. Рисуем сухой кистью, используя только гуашь. Набираем кистью (щетина, плоская или круглая) синюю краску и начинаем покрывать ею верхнюю часть листа. Работаем слева - направо, продвигаясь сверху вниз. По мере продвижения, краски на кисточке будет все меньше и цвет нашего будущего неба будет все менее насыщенный. В центре листа оставляем два не закрашенных места. Это будут облака.


2. Теперь нам нужна краска темнее на тон или чуть другого тона. Я к своей синей добавила фиолетовой. Полученным цветом проводим линию горизонта и от нее вниз покрываем лист, оставляя в центре белое пятно. Это наше будущее озеро. Не забываем, что кисть должна быть сухой. После того, как на кисти совсем не осталось краски, растушевываем линию горизонта, чтоб граница стала с плавным переходом. Так же проходим кистью и по озеру. Не забываем, что мы работаем слева - направо.

3. Теперь интересный момент - рисуем горы. Для этого нам нужна черно-синяя краска. Чтоб её получить, берём чуть-чуть чёрной и добавляем её в синюю. На кончик плоской кисти набираем краски и пробуем нарисовать горы. Они у нас будут состоять из самой высокой вершины по центру и более низких по краям. Рисуем всей плоской поверхностью кисти. Попробуем нашим горам нарисовать пологие склоны.




4. Наши горы должны слегка подсохнуть. Поэтому пока займемся облаками на небе. Итак, облака. Они у нас будут нежно розовые. Для этого капельку крас-ной гуаши смешиваем с белой. Полученным цветом начинаем прорисовывать облака на месте белых пятен на небе. Работаю кончиком кисти, тычками. Кисть при этом в руке расположена под углом 90 градусов к облакам (метод, как "кап-кап-кап"). Не мазки, а именно точечные касания кистью бумаги. Часто-часто-часто. Теперь нам надо нарисовать верхнюю границу облаков. Она будет белой. Набираем на кисточку белую краску и кап-кап-кап по верхней границе облака, залезая на синий цвет. Представим, что облако не одно, а группа. Под верхним проплывает еще одно облако. Прорисуем белым и его верхнюю границу. Белой краски на кисточке должно быть много, чтоб она хорошо выделялась на фоне розовой. Таким способом прорисовываем облака слева и справа от гор.... Ну вот, пока мы рисовали облака, наши горы слегка подсохли. Теперь не менее интересное занятие. Нам надо их сделать более объёмными. Для этого возьмём на плоскую кисть белую краску и нанесём её на правую половину гор. Она у нас будет более освещённой.Работать будем от середины горы к правому краю. Краска будет ложиться не ровно, слегка перемешиваться с черным фоном, но нам это и нужно. Прорисовываем от вершины до подножия гор. Нарисуем несколько белых половинок гор, которые будут расположены ниже главной вершины, т.е. ближе к вам.

5. Теперь смешаем белую краску с синей, нам нужен светло-синий цвет (не голубой, темнее). Тоненькой кистью наносим полученный оттенок на левую часть гор. От вершины по склону, от центра к левому краю. Вы видите, как сразу преобразились наши горы, какие они стали объёмные.

6. Продолжаем... Опять сухой щетиной, той, что рисовали небо (после неба мы её не промывали) с помощью чёрной краски "малюем" слева, справа и по центру (ниже гор) пятна. Краски берём совсем по чуть-чуть, чтоб пятна получались чёрные полупрозрачные. И сухие, это важно. Когда на кисти не останется чёрной краски, надо прорисовать одну детальку: сильным нажимом на кисть по озеру наносим вертикальные, еле заметные полосы. По центру длиннее, по бокам - короче. Это отражение гор и кустов (которые мы ещё не нарисовали) в озере.

7. Переходим к более жизнерадостным тонам. Будем рисовать осеннюю листву. Для этого нам понадобится желтая, рыжая, красная гуашь и плоская кисть. Начнём с жёлтой гуаши. Кап-кап-кап по чёрным пятнам, это листва. Рисуем по пятну как бы островками. Так же, как и в облаках, пройдемся по верхушкам деревьев желтой краской.


8. Коричневой краской и тонкой кистью рисуем стволы деревьев на переднем плане. Стволы в левой части работы освещены, поэтому белой краской выделяем освещённые участки ствола.


9. Этим деревьям листву нарисуем желтой и рыжей красками. Ниже гор на месте черных пятен нарисуем кусты. Совет: чтоб листва получилась более реалистичной, обмакнем кисть сначала в рыжую, затем в желтую краску и, не перемешивая их, начнем прорисовывать листву: опять кап-кап-кап. Очень удобно листву на кустах и деревьях рисовать с помощью веерной кисти.

10. Чтоб у нас хорошо просматривалась перспектива, нарисуем на ближнем фоне берёзу. Так как она ближе к нам, то и выглядит больше, относительно других деревьев. Сначала чёрный ствол с ветками, затем плоской кистью нанесём белую краску на ствол. И закончим берёзу, нарисовав ей жёлтую листву. Оживить картинку можно красной краской, кое-где окрасив ею листья.

11. Ну вот мы и вышли на финишную прямую. Нам осталось нарисовать озеро. Начнем с его границ. Обозначим их черной краской.

12. Продолжаем черной краской покрывать берег (продольными длинными мазками).

13. Зеленой гуашью прорисовываем на земле островки травы, оживляем их желтой краской.

14. Белой гуашью тонкой кисточкой по границе озера накладываем длинные продольные мазки. Ну вот, пожалуй, и всё. Работа готова.


Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
контроль организации рабочего места,
контроль правильности выполнения приемов работы,
оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения,
контроль объема и качества выполнения работы.
Во время практической работы для фона включить музыкальное произведе-ние.
7. Закрепление материала.
Пока наши работы подсыхают, вспомним, о чём мы говорили на уроке.
Жанр изобразительного искусства , с которым мы познакомились на уроке (пейзаж)
Главное изображения пейзажа – это (природа)
Известный русский художник-пейзажист. (И.И. Левитан)
Известный русский композитор, чьи произведения прозвучали на уроке. (П.И. Чайковский)
8.Итог урока. Анализ работ
Посмотрев на ваши работы, можно сказать: каждый художник неповторим. Результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.
Какой же можно сделать вывод по уроку:
Композиторы, поэты, художники передают красоту природы, её состояние в разное время года и суток от состояния его души, чувств, настроения.
Пейзажи, созданные творцами русской культуры, живут в нашем сознании как задушевные картины русской природы и в то же время погружают в мир прекрасных чувств, глубоких мыслей, вечных духовных ценностей.
9.Вывод – обобщение.
Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского.
“В природе есть своё волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напомина-нием – не губите красоту вокруг себя”.
Спасибо всем за урок!










13PAGE 15


13PAGE 14215




15