Разработка урока по изобразительному искусству в 6 классе по теме Пейзаж- настроение. Природа и художник


Разработка урока по изобразительному искусству в 6 классе
по теме: «Пейзаж - настроение. Природа и художник»
Учитель: Маркичева Галина Геннадьевна
МАОУ СШ №1
г.Бор Нижегородская обл.
2016
Тема урока: Пейзаж - настроение. Природа и художник.
Цель урока: расширить знания учащихся о пейзаже.
Задачи:
Образовательная: познакомить с творчеством И. Левитана, с многообразием форм и красок окружающего мира, научить передавать красками яркие цветовые состояния природы, совершенствовать навыки работы с красками;
Развивающая: развивать творческое воображение, технику работы кистью;
Воспитательная: воспитывать эстетический вкус, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Для учителя: презентация по теме "Творчество И.Левитана. Изменение в пейзаже отношений по тону, цвету в разное время суток", стихи И.А.Бунина, музыка Чайковского "Времена года" ;Для учащихся: полный набор изобразительного материала в технике "живопись".
Тип урока: комбинированный
Вид урока: творческая мастерская
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная.
Межпредметная связь: литературное чтение, изо, развитие речи
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала.
Прослушать поэтические зарисовки И.А.Бунина и сказать к какому жанру живописи они относятся. Какие картины природы, навеянные этими строками возникают в воображении? Какие цвета, краски использовал автор для создания поэтического описания и как они отразятся в живописи? Рассказать, что известно о пейзаже.
Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть и такие, которые создала фантазия художника. Вряд ли кто- нибудь в нашей стране не слышал имени художника И.Левитана, блестящего мастера пейзажа. Долгими часами художник бродил по лесам Подмосковья, Поволжья, Тверской губернии, а потом на его полотнах возникали перелески, тоненькие березки, стоящие в талой весенней воде, мостик через реку, овражки, на склонах которых не сошел снег.
Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные, говорят нам не только о красоте природы, но и о чувствах и настроениях художника. Левитан так правдиво, так ярко передал природу среднерусской полосы, что теперь нередко говорят, глядя на молодой лес или цветущее поле: "Это совсем так, как на картине Левитана".
3. Сообщение темы урока.
Попытаться из отрывка Бунина сформулировать тему урока (научиться передавать красками яркие цветовые состояния природы, настроение, изменчивость явлений природы в разных ее состояниях).
Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
4. Содержательная часть. Мотивация.
1. Зачитать эпиграф урока «С природой одной он жизнью дышал»- эту строчку и стихотворения Е.А. Баратынского Исаак Левитан привел в одном из писем, объясняя, что в слиянии человека и природы он видел смысл работы пейзажиста. Левитан «поэт русской природы», крупнейший представитель русской пейзажной живописи XIX века.
Творческий диапазон художника необычайно широк и многообразен. В своих произведениях он очень тонко простыми изобразительными средствами раскрывал характер пейзажа. Около тысячи неповторимых произведений создал художник за свою короткую, но яркую жизнь. Он спешил жить и работать, писал картины страстно и увлеченно, добиваясь ясности, простоты и совершенства исполнения.
2 .Беседа по картинам И.Левитана "Весна. Большая вода", "Бурный день", "Последние лучи солнца", "Вечерний звон", "Осенний день. Сокольники", "Над вечным покоем", "Озеро. Русь".
3. Объяснение изменчивости состояния природы в зависимости от освещения (презентация).
Обсуждение по вопросам:
- Что можете сказать о колорите каждого из девяти пейзажей?
- Как меняется цвет, тон в каждом из девяти рисунков?
- Какие выводы можно сделать, проанализировав таблицу?
Когда мы наблюдаем природу в весеннем цветении, в разгар знойного лета, в богатстве красок осени, когда мы любуемся цветами, богатством даров земли, то часто страдаем от бессилия приблизится к их блеску на своих холстах.
Но природу списать точно невозможно, а главное, не нужно. Обладай художник даже самым невероятным терпением, из попытки точка за точкой подробно скопировать все то, что он видит, ничего путного не получится. Будет добросовестный труд, будет скучная и, главное, неверная картина, искаженно представленная природа.
Ведь краски на палитре не равносильны краскам природы. В природе- огни, а на палитре- порошок краски, растертой с маслом. Даже в пасмурную погоду солнечный свет через облака творит чудеса напряженности цвета. Краски палитры, несмотря на их кажущуюся яркость, не могут передать эффектов природы, если их сознательно не заставить звучать так, чтобы выразить то ощущение, которое живет в сознании художника.
5.Постановка творческой задачи. Мотивация.
Природа нашей страны удивительно красива и многообразна: бескрайние моря, широкие поля, дремучие леса, полноводные реки...
Осенью она торжественна и красива. Чередующиеся желтые, лимонные, оранжевые листья, голубое небо, яркая зелень озимых и темная синь реки - это яркий солнечный день. Но вот небо потемнело, закрылось лиловыми тучами, и от этого потемнела листва деревьев, вода, земля, покрытая пожухлой травой.
Поистине осень- чародейка цвета. Каких только цветов не увидишь!
Придумать поэтическое название своей будущей работе.
Написать пейзаж- настроение "Осенний мотив", "Осеннее утро", "Осенний ветерок", " В преддверии зимы". Надо выразить состояние природы, отвечающее заданному поэтическому настроению, а не перечислять предметы и деревья.
6. Практическая работа.
Учитель в течении самостоятельной работы советует, помогает учащимся. (В течении самостоятельной работы звучит классическая музыка Чайковского- "Времена года").
7. Итог урока. Рефлексия.
1. Выставка работ учащихся. Обсуждение. Оценивание.
2. Что нового узнали на уроке? Удалось ли передать настроение в пейзаже? Чья работа вам больше всех понравилась?
2. Заключительное слово учителя по теме.