Конспект урока по изобразительному искусству на тему Пейзаж — настроение. Природа и художник


Конспект открытого урока по изобразительному искусству в 6 классе
Тема урока: «Пейзаж-настроение. Природа и художник»
Учитель: Котунина Т.П.
Цели и задачи урока:1. Формирование понятия о пейзаже,  как самостоятельном жанре в искусстве;2. Обучение передаче своего настроения с помощью цвета;3. Развитие эстетического вкуса, совершенствование техники работы с красками;4. Развитие умения выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.
5. Развитие творческого воображения, наблюдательности, зрительной памяти, внимания к деталям
6. Воспитание эстетического вкуса, любови к природе.
Ход урока
Оргмомент
- Здравствуйте, ребята, учителя, гости! Я очень рада видеть вас на занятии изобразительного искусства. Второй год мы с вами познаем законы изобразительного искусства. Но зачем уметь рисовать, понимать искусство. Мы не готовимся все стать художниками
(через изо мы учимся чувствовать, понимать, сопереживать, передавать свои чувства – мы перенимаем опыт чувств других людей)
Готовясь к уроку , я прислушалась к себе, постаралась уловить свое настроение. И у меня получилась радуга.
Потому что это слово похоже на радость. А небольшие облака говорят о том, что я немного волнуюсь.
- А у вас какое настроение, и какого оно цвета? Возьмите сюрфейсы, зайдите в программы колорми, пейнт или мои раскраски. Попробуйте выразить свое настроение с помощью красок.
- Я вижу, настроение у всех замечательное. А теперь покажите нашим гостям.
(Показать гостям)
2. Основная часть
- Вы обратили внимание, что наш класс превратился в выставочный зал? Посмотрите, сколько замечательных репродукций с картин известных русских художников. Вы можете определить, в каком жанре они выполнены? У вас на столах есть карточка- задание. Прочитайте и выполните первое задание.
(Работа в группах по заданию № 1 1 группа: 2 группа:)- Итак , проверяем работу.
(Зачитывают ответы обе группы)
Слайд № 2
- А теперь проверьте и поставьте себе оценку в оценочном листе.
(Выставляют оценки)
3. Определение темы урока.
Слайд № 3
- Я обратила внимание, что вы не все использовали картины. Почему?
(Они не относятся к «Портрету» и «Натюрморту»)
- Вы можете определить жанр этих картин.
(Да. Это пейзаж)Слайд № 4
- Вы правы. Предположите тему урока.
(Пейзаж)
- В начале урока вы с помощью красок создавали что?
(настроение )-Верно. Дополните тему.
(Пейзаж - настроение)
Слайд № 4
- Я также хочу участвовать в определении темы урока. Поэтому дополняю ее следующим предложением. Природа и художник.
Слайд № 4
- Итак, наш урок называется «Пейзаж – настроение. Природа и художник».
4. Целеполагание
- По теме попробуйте определить цели урока
(- Мы должны знать, определение пейзажа. Уметь рисовать пейзаж, передавая свое настроение. Познакомимся с художниками пейзажистами.)- Правильно. Слайд № 5
- Сегодня урока…(читаю)
5. Словарная работа
- Что же такое пейзаж? К уроку было дано индивидуальное задание, в разных источниках найти определение пейзажа. Пожалуйста.
(Антон, Рита, Аня)
- Следовательно, пейзаж это что?
(Природа)
- И художник через изображение природы передает свое настроение, т.е. душевное состояние.
Слайд № 6
- Ярким примером передачи настроения, красоты пейзажа с помощью цвета являются картины И.И. Левитана. Это он утвердил в русском искусстве пейзаж, который стал называться пейзажем настроения.
- Вы знакомы с живописью Левитана, можете назвать его картины?(……)
- В Ивановской области есть музей Левитана. Можете предположить в каком городе?(……)
- Вопросов много. Но где найти информацию о художнике?(……)
Слайд № 7
- Откройте учебник стр. 156. В статье «Пейзаж в русской живописи» найдите информацию о картинах художника.
(читает Ксюша Стр.160-162)
Слайд № 8
- Посмотрим некоторые работы Левитана и попробуйте определить их настроение.
(покой, тишина, счастье, умиротворение)
6. Исследовательская работа
- Предлагаю вам попробовать себя в роли экспертов. Возьмите карточку-задание и выполните задание № 2.
(Работа в группах по заданию № 2 1 группа: 2 группа:)- Итак, сообщение 1 группы экспертов
(……)
сообщение 2 группы экспертов
(……)
- Молодцы. В оценочном листе поставьте себе оценку.
(ставят оценки)
7. Постановка проблемы.
- Ваше замечательное настроение не изменилось? Вам хотелось бы оставить это состояние надолго?
(да )-Как это сделать? Ведь наша память коротка, недолговечна.(-Перенести на бумагу, изобразить, написать, сфотографировать.)
Слайд № 9
8. Практическая часть
- Сейчас вы приступите к практической части. Приготовьте альбомы, краски, кисти, воду. Уберите сюрфейсы.
- Вам предстоит создать пейзаж в технике по мокрому. Рисовать мы будем весну, подумайте, какое время суток вы бы изобразили. Попробуйте уловить свое настроение. А поможет вам музыка Чайковского «Времена года». Работая над пейзажем, придумайте название к своему рисунку.
(Работают над создание пейзажа. Звучит музыка Чайковского «Времена года»)- У художника, стремящегося передать изменчивое состояние в природе, нет времени смешивать краски на палитре. Он наносит их прямо на холст быстрыми мазками чистых цветов, заботясь о правде общего впечатления.
- Какое время суток вы выбрали?
(Утро, день)
- Задание надо начинать с изображения неба и земли, создавая красками только общую цветовую среду – общее настроение.
- Смочите водой небо. Теперь введите краски. Если у вас утро, добавьте красного цвета. День- белого цвета.
- Утром светло и прохладно, краски не яркие, нежные и холодные – розовые и голубые, ночные сумерки уходят
- теперь земля. Смочите ее водой. Дома, деревья не смачивайте.
Если утро – голубой цвет. День –зеленый
Оттеняем зеленым
И только потом надо вписать туда деревья(ближние и дальние), дорогу, облака в небе…
Индивидуальные консультации учащихся при возможных затруднениях в процессе работы.
9. Итоги урока
- Наш урок завершается. Получилось ли передать настроение. Покажите ваши работы.
- Взаимооцените ваши работы, поставьте оценки
Слайд № 10
10. Домашняя работа
- учебник стр. 156-163. Подобрать стихи к вашим рисункам
11. Рефлексия Слайд № 11
Вернемся к поставленным в начале урока задачам. Справились ли мы с ними?
Продолжите фразы
Лесенка успеха
- В 2-3 словах выразите свое мнение.- Сдайте листы – оценивания. Приведите в порядок рабочий стол. Спасибо за урок
Приложение
Карточка-задание
Группа1Задание 1. Откройте на рабочем столе сюрфейса презентацию «Живопись» и заполните таблицу
Жанр «Портрет»
№ п/п Автор картины Название картины
Начни свой ответ так: наша группа работала с жанром «Портрет». Портрет - это _____________________________
_____________________________________________________
в презентации мы нашли следующих представителей этого жанра (таблица)……………..
Задание 2.Рассмотрите рисунок(он на вашем столе). Найдите ошибки.
.-------------------------------------------------------------------------
…………………………………………………………………
Карточка-задание
Группа 2
Задание 1. Откройте на рабочем столе сюрфейса презентацию «Живопись» и заполните таблицу
Жанр «Натюрморт»
№ п/п Автор картины Название картины
Начни свой ответ так: наша группа работала с жанром «Натюрморт». Натюрморт - это _______________________
__________________________________________________
в презентации мы нашли следующих представителей этого жанра (таблица)
Задание 2. Рассмотрите рисунок (он на вашем столе). Найдите ошибки.
.------------------------------------------------------------------------------.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------