Методическая разработка на тему: Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения учащихся со сниженными учебными возможностями

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СО СНИЖЕННЫМИ УЧЕБНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ\
Кантанистова С. П.
Краевое государственное автономное Профессиональное образовательное учреждение Структурное подразделение «Пермский техникум промышленных и информационных технологий»

За последние годы в Российской Федерации произошли существенные изменения в образовательной политике, реализуемой в отношении лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Сущность современного периода функционирования системы специального образования в стране состоит в том, что он носит переходный характер. Во многих странах принят закон об аномальных детях, основываясь на котором государство строит политику отношения к лицам с нарушениями в развитии, выстраивает и внедряет программы помощи лицам с нарушением интеллекта. В ходе специального обучения, основанного на принципах компенсации дефекта и социальной реабилитации личности, у обучающихся со сниженными учебными возможностями формируются способы компенсации дефекта, они получают профессиональную подготовку, что обеспечивает полноценное развитие личности и участие в общественно полезной деятельности. Достижение такой цели обеспечивается всей системой коррекционно-образовательного процесса, направленного на устранение или компенсацию ограничений жизнедеятельности, формирование или восстановление их социального статуса путем использования технологии уровневой дифференциации в системе специального образования.

В концептуальном плане функционирование системы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья базируется на представлении о том, что профессиональное образование для данной категории обучающихся выступает в качестве важнейшего фактора их социальной реабилитации. Экспериментальные исследования последнего времени, а также многолетний опыт работы отдельных педагогов и коллективов специальных (коррекционных) учреждений свидетельствуют, что профессиональная подготовка является той сферой, где возможна высокая успешность обучающихся со сниженными учебными возможностями (с ограниченными возможностями здоровья).

Поэтому актуально и своевременно рассмотрение вопросов использования технологии подготовки обучающихся к профессиональной деятельности. Профессиональное обучение лиц со сниженными учебными возможностями – это управляемый педагогический процесс познания определенной профессиональной области, организованный способ подготовки к профессиональной деятельности учащихся с нарушением интеллекта.
Данный процесс обучения включает в себя два взаимосвязанных компонента:
профессионально-педагогическую деятельность педагогов;
профессионально-познавательную деятельность обучающихся.

Эффективность образовательного процесса в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией современных технологий обучения, особенно в условиях образовательного учреждения.
Однако при выборе технологии обучения необходимо учитывать следующие факторы:
- ведущие цели обучения и воспитания, а также конкретные задачи изучения темы, раздела;
- содержание учебного занятия, степень сложности изучаемого материала, его образовательные и развивающие возможности;
- уровень развития обучающихся, их интеллектуальные возможности;
- уровень базовой подготовки обучающихся по предмету, степень интереса к изучаемому предмету;
- возможности и предпочтения преподавателя, уровень его методической компетентности;
- наличие оборудования и дидактических средств;
- лимит времени (продолжительность учебного занятия).

Цель коррекционно-развивающего обучения учащихся со сниженными учебными возможностями - формирование доступных для них теоретических знаний и практических умений и навыков посредством оказания адекватной современной педагогической помощи.

Разработка педагогом индивидуальных педагогических технологий должна вестись на основе учёта состояния потенциальных индивидуальных учебных возможностей и особенностей психофизического развития обучающихся и строится на основе практической реализации технологических условий, направленных на активизацию учебно-трудовой деятельности каждого учащегося.

Для фронтального изучения учащихся и активизации учебно-трудовой деятельности обучающихся со сниженными учебными возможностями можно выделить следующие педагогические технологии:
Технологии изучения учебных возможностей обучающихся со сниженными учебными возможностями в процессе учебно-трудовой деятельности:
Технологии применения принципа коррекционно-развивающего обучения или подхода, основанного на технологических условиях индивидуального и дифференцированного подхода или индивидуального или дифференцированного обучения.
Технология проведения мониторинга - технологии применения принципа психолого-педагогической оценки учебно-трудовой деятельности на основе изучения и учёта состояния учебных возможностей обучающихся при усвоении знаний и формировании практических умений и навыков.
Технологии психолого-педагогического изучения состояния учебных возможностей обучающихся на этапах учебно-трудовой деятельности.
Технологии активизации процесса обучения и воспитания обучающихся со сниженными учебными возможностями:
Технологии поэтапного формирования знаний, умений и навыков.
Технологии внедрения принципа достаточности при определении объёма и содержания запланированного для усвоения теоретического материала и практических знаний.
Технологии внедрения принципа гуманно-личностной психолого-педагогической оценки знаний, умений и навыков.
Игровые технологии.
Компьютерные технологии.

Коррекционно-развивающие педагогические технологии дают ответ на вопросы : кого учить , как учить и как добиться положительного результата.
Процесс развития и раскрытия учебных возможностей происходит в результате совместного общения педагога и обучающегося. Технологии психолого-педагогического изучения обучающихся осуществляются на основе проведения ежедневного мониторинга в процессе фронтального обучения. Мониторинг необходим для выявления на каком этапе трудовой деятельности обучающимся с ограниченными возможностями здоровья требуется адекватное методическое сопровождение и введение инновационных педагогических технологий.

Изучение состояния учебных возможностей каждого ученика необходимо осуществлять в динамике их развития на разных этапах учебно-трудовой деятельности для выявления на каком из этапов у обучающихся наблюдается снижение учебных возможностей обучения, когда они испытывают трудности, а когда появляется ситуация успеха. Опираясь на знание сильных и слабых сторон, применяют методы активизации учебного процесса. Этому способствует применение игровых технологий в форме тест знаний чертежей, технологических карт, инструкционных карт, образцов изделий и т.д.

Технология индивидуального подхода - сумма педагогических приёмов, направленных на оказание психолого-педагогической помощи отдельному обучающемуся, занимающемуся фронтально с учебной группой, на основе учёта и коррекции индивидуальных особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы для активизации процесса формирования устойчивых знаний и практических умений и навыков.
Педагог продумывает технологические условия для активизации учебно-трудовой деятельности.

Технология дифференцированного подхода - сумма специальных педагогических приёмов, способствующих успешному формированию знаний. Умений, навыков группе из нескольких обучающихся испытывающих одинаковые трудности на разных этапах учебной деятельности, занимающихся фронтально с группой.

Педагог продумывает технологические условия для активизации учебно-трудовой деятельности - сумма специальных педагогических приёмов, способствующих успешному формированию знаний, умений и навыков группе из нескольких обучающихся испытывающих одинаковые трудности на разных этапах учебной деятельности, занимающихся фронтально с группой.

Учебный процесс строится на основе адекватной творческой деятельности педагога, т.к. знания и умения применять педагогические технологии, является одним их основных критериев педагогической аттестации педагогов. Педагог должен видеть слабые и сильные стороны каждого обучающегося, создавать условия успеха и удовлетворения от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата. Общепринятую систему обучения и организацию учебного процесса должен дополнять и расширять накопленный положительный опыт посредством введения методов активизации учебной деятельности обучающихся со сниженными учебными возможностями.

Предварительное изучение предполагает анализ анамнестических сведений из медицинской карты обучающегося. Эти сведения можно получить из беседы с педагогами, социальным педагогом, психологом текущее изучение осуществляется во время фронтального обучения при освоении программного материала.

Технологии применения принципа психолого-педагогической оценки учебно-трудовой деятельности обучающихся со сниженными учебными возможностями
Важным моментом по созданию условий для активизации учебно-трудовой деятельности учащихся является эмоциональная поддержка посредством введения психолого-педагогической оценки. При организации учебного процесса важно опираться на сохранные стороны личности обучающихся. Наблюдая за деятельностью обучающихся, оценивается не только то, как усваивает тот или иной учебный материал, но и его отношение к учебной деятельности, как ученик работает, учитывается реакция на оценку результатов своего труда. При организации учебного процесса применяется принцип дифференцированной психолого-педагогической оценки учебной деятельности.
Главным критерием оценки знаний в ходе обучения необходим ежедневный анализ успешности ежедневного продвижения обучающихся, умелое сочетание общепринятой и нравственно поощрительной оценки труда приносит заметный эффект в воспитательном плане, способствует повышению интереса к учёбе, их активности, помогает решать задачи формирования корректирования личностных свойств обучающихся, новый учебный материал должен излагаться после усвоения предыдущего материала. Обучающиеся не безразличны к оценке своей деятельности.

Требования к учебному процессу
Требования у учащихся в процессе задания должны быть различными в зависимости от психофизиологических особенностей каждого обучающегося.
Учитывая, что педантичные, аккуратные обучающиеся, переживают за оценку, поэтому им на выполнение работы отводили больше времени или сокращали объём практической работы. И наоборот, тем, кто быстро и хорошо справлялся с заданием, несколько увеличивали объём работы или предлагали оказать помощь другим обучающимся.
Индивидуальная система поощрения обучающихся.

С этой целью приходится корректировать учебные программы и тематические планы. Объём новых сведений подбирается в соответствии с уровнем потенциальных возможностей обучающихся и корректируется по мере освоения обучающимися по мере усвоения ими учебного материала.

Особенностью профессионального обучения на занятиях учебной практики то, что оно осуществляется не только на уровне интеллектуальных умений, но и в практическом плане, подкрепляющим и реализующим умственные действия. Чем сложнее практическое задание, тем большую роль в его решении играют теоретические знания, т.к. как практической деятельности должна предшествовать умственная деятельность.

Умелое введение и применение на практике преподавания принципа достаточности и принципа психолого-педагогической оценки учебно-трудовой деятельности с последующей разработкой адекватного методического сопровождения является одной из составляющих создания условий для активизации учебно-трудовой деятельности обучающихся со сниженными учебными возможностями.
Эффективность обучения зависит:
От педагогического мастерства педагога, его умения довести до сознания учащихся весь объём учебного материала с учётом особенностей каждого обучающегося и динамики его развития.
От общей организации занятий: оснащённости наглядными пособиями, материалов, инструментами и оборудованием, правильной организации рабочего места каждого обучающегося с учётом гигиенических рекомендаций.
От психофизического состояния обучающегося на данном занятии.

На уроках теоретического обучения рассматриваются следующие виды учебной деятельности:
Усвоение обучающимися знаний в процессе фронтального обучения.
Умение ориентироваться в задании по образцу, эскизу, чертежу и технологической карте в процессе фронтального обучения.
Умение рассказать о последовательности предстоящей работы в процессе фронтального обучения.

При обучении на учебной практике обращают внимание на практическую деятельность:
Усвоение приёмов разметки, подготовки поверхностей.
Усвоение приёмов работы с инструментами в процессе фронтальной работы.
Умение контролировать работу.

Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения, направленные на создание технологических условий изучения и активизации учебно-трудовой деятельности обучающихся со сниженными возможностями, не заменяют, а дополняют общепринятые формы обучения и позволяют находить новые, более совершенные методические приёмы организации учебного процесса в профессиональных учреждениях, адекватные учебным возможностям обучающихся.

Список источников
Борякова Н.В., Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов ВУЗов В. Ш., М., Астрель , 2016. - 144 с.
Воронкова В.В., Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
Патрекеев В.Г. Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения школьников со сниженными возможностями здоровья: научное издание. – М. УЦ «Перспектива», 2013. - 164 с.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315








15