Конспект урока на тему Обучение сочинению-рассуждению в жанре письма


Урок русского языка в 11 классе.
Тема: Обучение сочинению-рассуждению в жанре письма.
Цели урока:
Закрепление навыков написания сочинения-рассуждения.
Развитие связной монологической речи учащихся, их логического мышления.
Повторение структуры письма.
Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.
План урока:
I. Вступительное слово учителя (2 мин).
II. Лексическая работа над рядом синонимичных слов (5 минут).
III. Беседа по вопросам (10 мин; курсивом выделены ответы учащихся).
Кто такой друг?
Дружба возникает между людьми спонтанно, или всё-таки друзей мы выбираем?
Согласны ли Вы с мнением В. Высоцкого, что дружбу нужно проверять экстремальными условиями?
Можно ли научиться дружить, быть хорошим другом, или это дар от Бога?
IV. Повторение структуры сочинения-рассуждения и его стилистических особенностей с параллельным предупреждением стилистических ошибок, орфографических и пунктуационных (5 мин).
V. Написание сочинения-рассуждения в жанре письма (15 мин).
VI.  Подведение итогов урока (2 мин).
Ход урока
I. Вступительное слово учителя (2 мин).
Ребята, сегодня мы продолжаем работу над рассуждением проблемного характера. Работу очень трудную и важную, т. к. знаем, что такие сочинения есть и в блоке тем по литературе, и в структуре ЕГЭ по русскому языку на итоговой аттестации за курс средней школы. Т. о. наш урок – очередной этап в подготовке к экзаменам, к которым Вы шли долгих 10 лет. А разговор наш сегодня пойдёт о дружбе и друзьях.
II. Лексическая работа над рядом синонимичных слов (5 минут).
1. Задумывались ли Вы о том, как много в нашем языке слов, называющих тех, с кем ежедневно сталкивает нас жизнь: приятель, одноклассник, друг, знакомый, сослуживец, товарищ? Все они в нашем активном лексиконе, и часто мы, не задумываясь, легко заменяем одно из них другим. Правомерно ли это? Давайте разберёмся.
- Определите лексическое значение этих слов.
Приятель – близкий и дружески расположенный знакомый.
Одноклассник – ученик того же класса, в котором кто-нибудь учится.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Знакомый – человек, с которым кто-нибудь состоит в знакомстве.
Сослуживец– человек, который служит вместе с кем-нибудь, работает с кем-нибудь в одном учреждении.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.
(раздать слова со значениями)
- Давайте расположим эти слова в порядке градации
знакомый
одноклассник, сослуживец
приятель
товарищ
друг
- Почему слово друг последнее в этом ряду?
Понятие друг вмещает в себя не только оттенки лексического значения всех предыдущих слов, но и является самым ёмким как по эмоциональной окраске, так и по нравственным критериям.
III. Беседа по вопросам (10 мин).
1. Кто же такой друг? Кого мы можем назвать другом?
“Друга не нужно просить не о чём,
С ним не страшна беда.
Друг – это третье моё плечо,
Будет со мной всегда. . . ”
Может быть, эти строчки и есть тот критерий, по которому мы можем определить, друг ли рядом с тобой? Давайте вдумаемся в эти слова.
“Друга не нужно просить не о чём. . . ” Почему?
Потому что он сердцем, каким-то 7-ым чувством понимает, что тебе нужна помощь. Понимает это по твоему взгляду, настроению, может быть, даже по интонации голоса.
“Друг это третье мое плечо. . . ”
Плечо – это опора, поддержка, помощь. И когда нам трудно, он всегда готов подставить своё плечо, т. е. помочь делом, словом, советом, взять на себя часть твоей ноши, твоих проблем.
У Омара Хайяма, восточного поэта, философа, мыслителя, жившего в средние века, есть удивительные строки:
Хороший друг бежит, не дожидаясь зова,
Когда беда у тебя.
А друг плохой бежит, когда готоваЕда у тебя.
2. А как Вы думаете, дружба между людьми возникает спонтанно, неожиданно, или всё-таки друзей мы выбираем?
друг – это человек, которого ты хорошо знаешь и доверяешь ему.
Неожиданно может возникнуть лишь симпатия к кому-либо, можно быстро стать приятелями, но настоящими друзьями только со временем, тогда, когда, люди будут хорошо знать друг друга.
Хочу предложить Вам следующий текст.
Как и с кем мы ищем дружбы? К сожалению, чаще всего с теми, кто духовно равен нам или в чём-то ниже нас. На этом удобном принципе – пощадить, с одной стороны, своё самолюбие, а с другой – самоутвердиться без особых перемен в себе – строятся многие наши отношения.
Согласны ли Вы с мнением автора этих строк?
Находить подтверждение своей значимости
в большинстве случаев мы ищем дружбы с теми, кто духовно равен или даже в чём-то ниже нас. Этот принцип позволяет человеку самоутвердиться без особых перемен в себе, а также потешить своё самолюбие. К сожалению, так происходит очень часто, но я считаю, что такой принцип в корне неверный. Другое дело, когда у одного человека есть какие-либо познания в той области, которая менее известна второму. То есть я считаю, что дружба основана на взаимодополнении людей. В таком случае, будет происходить развитие людей, их отношения приведут к плодородной деятельности.
Да потому что при общении с ними нам не надо над собой работать, не надо развивать какие-то хорошие качества и искоренять дурные, на их фоне мы всегда будем казаться выше, умнее, интереснее их. В общем, мы делаем это для того, чтобы самоутвердиться в обществе без каких-либо усилий. Но я не думаю, что такие отношения, когда один буквально смотрит в рот другому и, можно сказать, восхищается им и чуть ли не преклоняется, а тот тешит этим своё самолюбие, можно назвать полноценной дружбой. Ведь прежде всего дружба строится на взаимоуважении,
Чаще всего мы ищем себе друзей из тех, кто в чём-то ниже нас или равен нам. Ведь так очень удобно: на фоне друга мы будем выглядеть выдающейся личностью. Но это неправильно. Если рядом с нами будет человек равный или ниже в своём развитии, мы тоже не будем ни к чему стремиться, не будем развиваться.
Звучит фонограмма. “Песня о друге”. В. Высоцкий
Песня о друге
Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни -
рискни! -
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой -
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах -
не ах,
Если сразу раскис
и вниз,
Шаг ступил на ледник -
и сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой -
чужой,
Ты его не брани -
гони.
Вверх таких не берут
и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шел.
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шел он с тобой
как в бой,
На вершине стоял - хмельной, -
Значит, как на себя самого
Положись на него!
1966
Вы, конечно узнали “Песню о друге” нашего известного барда, поэта, композитора, актёра Вл. Высоцкого, которая прозвучала сейчас в авторском исполнении.
Согласны ли вы с его мнением, что дружбу нужно проверять экстремальными ситуациями?
Я думаю, что нет. Во-первых, это опасно: неизвестно, чем может закончиться то или иное приключение-проверка. Во-вторых, такие испытания могут зародить недоверие, в результате чего можно остаться без друга, который будет считать себя оскорблённым после всего произошедшего. Жизнь сама все проверит, ведь «хороший друг бежит, не дожидаясь зова, когда беда у тебя, а друг плохой бежит, когда готова еда у тебя».
если ты не уверен, друг рядом с тобой или нет, его надо проверить. Но уместен ли этот совет в жизни? Нужно ли проверять друзей экстремальными ситуациями? Во-первых, если ты не уверен в друге, значит, ты ему не доверяешь и, следовательно, сам не можешь считаться хорошим другом. Во-вторых, друг может понять твои замыслы, обидеться, и тогда ваши отношения дадут трещину и, возможно, в конце концов сойдут на нет. Конечно, друг познаётся в беде, но не надо её устраивать самостоятельно. Жизнь сама создаст ситуации, которые помогут тебе понять, кто из окружающих тебя людей действительно твой друг. Я считаю, что проверка – это игра на чувствах близкого тебе человека, а такое поведение недостойно настоящего друга.
4. Можно ли научиться дружить, быть хорошим другом, или это дар от Бога?
Можно, но для этого нужно многое в себе переделать: отказаться от самовлюбленности, от своих притязаний на лидерство, от чувства зависти и ревности. Но самое главное, как нежное растение, выращивать в себе такие качества, как доброта, отзывчивость, самоотверженность, верность. Справиться с такими задачами не каждому под силу, но к этому нужно стремиться. И ещё. Я думаю, что если ты сам не способен к настоящей дружбе, то никогда не будешь иметь настоящих друзей.
Может ли человек научиться дружить? Я считаю, что, нет. Способность дружить – это то же самое, что и способность любить – в нас это уже есть. Мне кажется, что в дружбе можно лишь научиться чему-нибудь, взять что-то хорошее.
IV. Повторение структуры письма (5 мин).
Сочинение-рассуждение мы с вами попробуем написать в жанре письма.
Если выбираем этот жанр, то какой стиль речи будем использовать? (Разговорный)
Каковы его стилистические особенности? (Простые предложения, обращения, глаголы первого и второго лица, допустимы просторечные выражения).
Из каких частей состоит любое письмо? (Приветствие, изложение, заключение).
V. Написание сочинения-рассуждения в жанре письма (11 мин).
В начале нашего занятия я выразила тему урока в общем виде: будем говорить о дружбе и друзьях. Попробуем раскрыть те вопросы, которые были в центре нашего внимания сегодня на уроке, и попробуем написать сочинение-рассуждение в жанре письма.
VI.  Подведение итогов урока (2 мин).
- Давайте проверим.
- Мы сегодня попробовали написать сочинение в форме письма.
Домашнее задание – вставить в полученное сочинение аргументы из художественных произведений.
 Аргументы.
 «Истинный друг познается в несчастье». (Эзоп)
Поэт М.Светлов «Уметь любить, уметь вперед смотреть, уметь дружить – три правила победы».
«Человек, живущий одиноко, существует только наполовину» (Бауст)
«Не так трудно умереть за своего друга, гораздо труднее найти такого  друга, за которого можно было умереть».