Презентация урока по ознакомлению с окружающим миром на тему Зимующие птицы (3 класс)

Конспект урока по окружающему миру.
Коррекционная школа VIII вида № 627 Невского района г.Санкт-Петербурга.
3 класс
Учитель: Наумова М.В.
Тема занятия «Зимующие птицы»
Цель: Обобщить и закрепить представления о зимующих птицах.
Задачи:
Образовательная :
закрепить уточнить названия зимующих птиц, их внешних признаков, мест обитания
обогащение словарного запаса по данной теме
Коррекционная:
развивать мышление
развивать зрительное восприятие
развивать слуховое восприятие
Воспитательная:
воспитывать любовь к природе
воспитывать бережное отношение к птицам
Оборудование:

Ход урока
1. Организационный момент.
Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.
2. Актуализация знаний
-Ребята, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вы должны отгадать загадки.
Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине  Он появиться опять. (Снегирь)


Я весь день ловлю жучков. Уплетаю червячков, В теплый край я не летаю. Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый (Воробей!)
 
Хоть поменьше воробья, Не боюсь зимы и я, Всем известная вам птичка. А зовут меня (Синичка). 

Болтлива птичка - спору нет, Расскажет новость и секрет! Красива с виду, белобока Кто? – Длиннохвостая ...  (Сорока)

-Скажите ребята, а этих птичек можно увидеть зимой? (Да)
-Правильно они остаются с нами зимовать.
-Значит, как их можно назвать? (Зимующие птицы)

3. Основная часть.

Учитель вывешивает картину с птицами.


Давайте с вами немного поговорим об этих птицах.
Выясним, как выглядят, чем питаются, где живут, как поют эти птички.
Сорока. Тело покрыто мягким черно-белым оперением. Брюхо, бока и плечи белые; в остальных местах перья черные с металлическим отливом. Хвост. Длинный ступенчатый хвост в полете раскрывается узким веером. Птицы охотно едят насекомых, ящериц и мышей, выпивают птичьи яйца. В их меню входит много вредителей. Всеядная сорока склевывает семена подсолнечника, разных трав, арбузов, дынь и др.Птица чаще селится поблизости человека. Нередко в лесопарках, в городских парках и садах. В больших лесах сороки живут реже. Послушайте, какие звуки издают сороки (аудиозапись).

Снегирь. Снегирь крупнее воробья. Он обладает ярким оперением: красным на груди и серо-голубоватым на спине. Самки по виду похожи на самцов, но отличаются более скромным серым оперением. Снегири обоего пола имеют черную шапочку на темени и толстый короткий клюв черного цвета. Чаще всего на фото или картинах эти пичуги изображены сидящими на ветках рябины. Ее ягоды их излюбленный корм. Причем мякоть они не едят, а выклевывают только семена. Из-за этого под деревом на снегу всегда рассыпаны распотрошенные красные крошки ягод. А вообще питание их, несмотря на то, что только растительного происхождения, довольно разнообразно. Зимой это семена ольхи, клена, ясеня, граба, ягоды бузины. Летом, на полях, они лакомятся семенами лебеды, репейника, конского щавеля и других трав. Послушайте, какие звуки издает снегирь (аудиозапись).

Синица. Синица имеет довольно яркое оперение. Голова, горло, полоса вдоль груди и подхвостье чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная или голубовато-серая, брюшко чаще жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Поздней осенью и зимой насекомоядная синичка переходит на растительный корм.  В холодное время года синицы, живущие обычно в лесу, переселяются ближе к человеческому жилью, где им легче спасаться от голода. Послушайте, как поет синичка (аудиозапись).

Воробей. Воробей окрашен в коричневый, даже ближе к бурому, цвет с черными пятнами. Брюшко и грудь имеет серый окрас. На крыльях имеется бело-желтая поперечная полоса. В холодное время года птицам приходится туго. Снег покрывает поля, насекомые прячутся на зиму, растительной пищи практически нет. Воробьи – птицы пугливые, но голод заставляет их становиться попрошайками.  Что едят воробьи зимой? Их рацион довольно скуден. Без помощи человека маленьким птичкам не справиться. Если им повезет, они могут полакомиться зимними ягодами и сохранившимися семенами. С удовольствием пернатые поглощают пшено, подсолнечные семечки,  высушенные ягоды. 
-А каких еще зимующих птиц вы знаете? (Вороны, дятлы, свиристели, клесты)
2) Работа с разрезной картинкой.
Я дам вам разрезные картинки, вам нужно будет их собрать, сказать, что за птица у вас получилась и рассказать всё, что вы о ней знаете.

3) Пословицы о птицах. Разбор пословиц и поговорок о птицах.
Внимательно послушайте, я прочитаю вам пословицы и поговорки о птицах, а вы подумайте и попробуйте их объяснить:
Слово как воробей, вылетит, не поймаешь
Лучше синица в руке, чем журавль в небе
Красна птица перьями, а человек – знаниями
Птицы сильны крыльями, а люди – дружбой
4. Физкультминутка.
«Птичка».
Птичка летала,                                   (скрестить ладони рук)
Птичка устала.
Птичка крылышки сложила,            (сделать замок)
Птичка пёрышки помыла.                (вращение замком)
Птичка клювом повела                     (выпрямленные соединённые мизинцы изображают клюв)
Птичка зёрнышки нашла.
Птичка зёрнышки поела,                 (соединённые мизинцы стучат по столу)
Снова крылышки раскрыла,
Полетела.                                           (скрещенные ладони делают взмахи).
5. Закрепление пройденного материала.
-Скажите, а хватает ли птичкам зимой природного корма: ягод, семян? (Не всегда)
-Что может сделать человек, чтобы птицы не умерли от голода? (Подкармливать их)
Посмотрите на слайд.

-Вы знаете, кормушки можно сделать какой угодно формы, здесь можно проявить фантазию. Вот посмотрите какие красивые кормушки делают люди для птиц. (Показ слайдов).




-Я приготовила большую кормушку и различный корм в стаканчиках, давайте каждый из вас положит корм в кормушку. Потом мы повесим эту кормушку во дворе школы и будем наблюдать, как птички прилетают поесть.

5. Итог занятия.
- Скажите, вам понравилось занятие? (Да)
-О чем мы сегодня говорили? (О зимующих птицах)
-Перечислите птиц, о которых мы говорили? (Синица, воробей, сорока, снегирь)
-Чем они питаются зимой?
-Что нужно делать, чтобы птицы зимой не погибли от голода?
-Вы все молодцы, урок окончен.

кормушка 2кормушка 3    15