Выступление из опыта работы на тему Система работы учителя по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 имени Александра Жаркова г. Яранска Кировской области









Тема: Система работы учителя
по подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.












Автор
Киселева Галина Вячеславовна,
учитель математики
первой категории



Яранск
2015 г
За многие годы работы в школе с различными классами с 5 по 11, у меня сложилась своя, устоявшаяся система работы по подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9 классе и сдачи ЕГЭ в 11.
Подготовку целенаправленно веду по трём ключевым направлениям.
Преемственность содержания математического образования и кропотливая работа над содержательными линиями математики, начиная с 5 класса.
Обязательные занятия учащихся в кружках, курсах по выбору и элективных курсах.
Правильная организация итогового повторения в 9 и 11 классах.
(Слайд 1)
Для успешной сдачи экзамена за курс основной и средней школы, начинать подготовку учащихся к экзаменам и нацеливать на высокий результат нужно с 5 класса.
Залог успеха на экзамене – регулярные занятия математикой в течение всего времени обучения в школе, своевременное выявление и ликвидация, возникающих (неизбежно!) проблем.
Своевременная отработка основных понятий по всем содержательным линиям программы по математике с 5 по 11 классы в соответствии с ФГОС, позволяет значительно повысить результаты ГИА и ЕГЭ.
Фундамент математических знаний закладывается на обычных уроках математики. Ученик должен чётко знать (помнить) и понимать основные разделы школьного курса математики, основные факты (теоремы), формулы, таблицы значений тригонометрических и обратных тригонометрических функций и т.д.
Для организации контроля над усвоением и пониманием основных понятий содержательных линий математики мне помогает система Аудит, созданная в школе. Что это такое? Готовясь к изучению темы, я для каждого ученика, на отдельной карточке прописываю: Что? Какие основные понятия должен знать (помнить), понимать и применять ученик. И как? Будет организован контроль над усвоением понятий и, в какой форме он будет проведён. Таким образом, каждому ученику волей неволей приходится заучивать каждое понятие в теме, так как он обязан по нему отчитаться.
Хочу предложить вам на рассмотрение тетради аудита, которые ведут учащиеся 5 и 7 классов, здесь же они пишут теорию по каждой теме. В прошлом учебном году я просто распечатывала карточки аудита по каждой теме в своих класса (5, 6, 9 классах), и ребята вкладывали или вклеивали их в рабочие тетради. Получилось так, что у них был только перечень понятий без определений, да и карточки у многих оказались потеряны, поэтому в этом учебном году я решила привести это в такую своеобразную систему.
Хочу отметить три положительные моменты данной системы:
Ученик чётко знает, какие понятия должен знать, понимать и применять в теме.
В любое время он может откорректировать свои знания, значительно повысив свой результат.
Ученик имеет большую наполняемость оценок и знает, за что получена каждая из них.
По этой системе школа работает уже не первый год, и она даёт свои положительные результаты: качество знаний (по результатам промежуточной аттестации) и результаты сдачи экзаменов повышаются.
Для углубления и расширения знаний учащихся, для развития критического мышления, а соответственно, для подготовки к выполнению второй части ГИА и ЕГЭ считаю обязательным занятия учащихся в кружках, курсах по выбору и элективных курсах в школе.
В 5, 6, 7 классах я ежегодно веду кружки, основными целями которых являются:
Привитие интереса к математике;
Углубление и расширение знаний учащихся по математике;
Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений;
Воспитание настойчивости, инициативы.
Предлагаю Вашему вниманию программу кружка «Решение логических задач», по которой я работаю систематически в 5-х классах .
Поурочное планирование.

Тема №1
Математические ребусы (7 часов)
План
Факт

1
Решение задач на быстрый счет



2
Числа-великаны и числа-малютки



3
Математические ребусы



4-5
Математические ребусы



6
Математические ребусы



7
Задачи со спичками



Тема №2
Решение логических задач (15 часов)



8
Задачи на движение



9
Задачи на части



10-11
Решение задач на все действия с дробями



12
Подсчёт среднего арифметического



13
Задачи на проценты



14
Решение задач методом “с конца”



15
Задачи на раскраску



16
Секреты арифметических фокусов



17
Решение олимпиадных задач



18-19-20
Решение алгебраических задач



21
Десятичная запись натурального числа



22
Задачи на нахождение чисел-великанов



23
Задачи на “бассейн”



Тема №3
Геометрическая смесь (2 часа)



24
Геометрические задачи на разрезание



25
Построение фигур одним росчерком пера



Тема №4
Комбинаторные задачи и решение уравнений(8 часов)



26
Факториалы



27
Решение уравнений в целых числах



28
Неопределённые уравнения



29-30
Решение комбинаторных задач с помощью графов и способом сложения



31-32-33
Решение логических задач



34
Итоговое занятие “Прощай, математика!”




Работая по ней, я стараюсь научить детей логически и нестандартно мыслить, решать олимпиадные задачи. В этом году есть 2 призёра муниципального этапа.
В 7 классе кружок « За страницами учебника математики », который я веду в этом учебном году, позволяет расширить понятие модуля, углубляет знания учащихся по данной теме. В программу также включены занятия, на которых рассматриваются задачи с параметрами.
Содержание курса
Название темы
Кол-во часов всего
Кол-во лекций
Практика
Форма занятия

1. Модуль действительного числа. История происхождения.
1-2-3
1
2
Анкета, диагностическая работа № 1. Устные сообщения

2. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа.
4-
·5-6
1
2
Лекция с элементами практики. Таблица “Свойства модуля»

3. Модуль числа в алгебраических преобразованиях.
7-8-9-10-11
2
3
Практикум. Творческие работы учащихся

4. Решение уравнений вида: |х| = а, |х – b| = а, |f(х)| = а, |f(х)| = g(х)
12-13-14-15-16
2
3
Лекция, практикумы. Выступление в парах.

5. Решение уравнений вида |х – b| + |х – с| = а
17-18-19-20
1
3 .
Занятие-исследование, урок одной задачи. Работа с литературой, доклад.

6.Построение графиков функций: у = |х|, у = а|х|, , у = |f(х)|
21-22-23-24
1
3 .
Диагностическая работа № 2 на 3 занятии. Таблицы с модулями графиков.

7. «Решение уравнений, содержащих параметры».
25-26-27-28-29
2
3


8. «Решение уравнений и систем уравнений, содержащих параметры».
30-31-32-33-34
2
3



В 8-9 классах провожу курсы по выбору, в программу которых включаю вопросы, которые не рассматриваются детально на уроках и позволяющие учащимся более качественно подготовиться к сдаче ГИА и поступлению в 10 класс.
Курсы по выбору решают следующие задачи:
Дают возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету;
Уточняют готовность и способность ученика осваивать математику в дальнейшем на повышенном и высоком уровне;
Создают условия для подготовки выпускников основной школы к государственной (итоговой) аттестации;
Создают условия для формирования индивидуального образовательного запроса, личностной потребности в определении выбора направления продолжения образования.
В 9 классе я провожу курс по выбору «Уравнения с параметрами». Данный курс развивает систему ранее приобретенных программных знаний, углубляет и расширяет курс математики основной школы.


Учебный план курса.

п/п

Наименование разделов
Кол-во часов
Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

1
Решение линейных уравнений и систем линейных уравнений, содержащих параметры.
5
Исследовать решение уравнения в зависимости от его параметра.

2
Задачи с параметрами, сводящиеся к квадратным уравнениям
3
Исследовать уравнения с параметрами, сводящиеся к квадратным уравнениям

3
Решение дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры
3
Выделять в уравнениях с параметрами стандартные ситуации

4
Линейные, квадратные и иррациональные уравнения с параметром, содержащие модуль
3
Применять в решении уравнений с параметрами и модулями специфические методы и общие методы решения уравнений

5
Составление уравнений с параметрами
2
Составлять уравнения с параметрами по условию задачи


Всего
16



В 10-11 классах обязательно веду элективные курсы, которые выполняют следующие функции:
Развивают содержание базового курса математики, что позволяет получить дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ;
Дополняют содержание профильного курса математики;
Удовлетворяют разнообразные познавательные интересы школьников.
Элективные курсы направлены на подготовку выпускников к принятию решения о профессиональном выборе, а также к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
В 10-11 классах я провожу элективный курс «Углублённое изучение отдельных тем курса математики», который включает в себя 9 тем в 10 класс и 7 тем в 11 классе, каждый рассчитан на 34 часа.
Содержание 10 класс.

Преобразование алгебраических выражений.


Методы решения алгебраических уравнений и неравенств.


Функции и графики.


Многочлены.


Множества. Числовые неравенства.


Тригонометрические уравнения и неравенства.


Текстовые задачи. Основные типы текстовых задач.


Производная. Применение производной.


Квадратный трехчлен с параметром.

Содержание 11 класс.

Методы решения уравнений и неравенств.


Типы геометрических задач, методы их решения.


Метод координат на прямой и на плоскости.


Тригонометрия.


Логарифмические и показательные уравнения и неравенства.


Методы решения задач с параметрами.


Обобщающее повторение курса математики.

Основная функция данного курса – дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации, к ЕГЭ, к продолжению образования.
Для организации обобщающего повторения курса математики в 9-х, 10-11-х классах я использую открытый банк заданий, который размещен в интернете на сайте ФИПИ, а также публикуется в печатных изданиях. Я же предпочитаю работать с печатными изданиями под названием «Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся», которые приобретаются на каждого ученика. Данный сборник позволяет мне вести планомерную подготовку к экзамену, включая задания сборника в классную и домашнюю работу. Обязательным условием для ребят называю следующее: решай каждую задачу, не получается – подходи за консультацией и только тогда сдавай зачёт по теме. В качестве контрольной работы использую тренировочные варианты, размещённые в этом же сборнике. Здесь же есть раздел «Задачи повышенной сложности», который включает в себя задания, содержащиеся во второй части экзаменационной работы. Использование оптимального банка, созданного на основе открытого банка математических заданий, позволяет выпускникам и учителям заранее точно знать, что будет на экзамене, осуществлять диагностику проблемных зон, эффективно выстраивать стратегию и тактику итогового повторения, и подготовку к экзамену. В моем кабинете имеются и многие другие сборники учебно-тренировочных тестов ГИА и ЕГЭ разных лет, подборки вариантов, аналогичных демонстрационным вариантам, а также распечатки тематических заданий по различным разделам математики на каждого ученика как для 9, так и для 11 класса, которые я систематически использую и пополняю.
15