Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе Моя семья


Конспект занятия по разделу развитие речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Моя семья» (средняя группа)
Цель: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе, учить строить элементарные родственные связи, активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье, развивать у детей память, логическое мышление, умение полно и четко отвечать на вопросы. Воспитывать любящее заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Молодцы! А теперь встанем в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты – мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Воспитатель: А теперь сели на свои стульчики.
Тихо садимся на свои места. Сели правильно, спинки выпрямили, ножки вместе.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу историю про мальчика Ваню. (показываю иллюстрацию мальчика) А начинается она так: - Жил-был на свете мальчик Ваня. Он жил один-одинешенек, никого у него не было.
- Ребята, а такое бывает, что у человека совсем никого не было?
Дети: Нет. У всех есть мамы и папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: Значит у человека должна быть …
Дети : Семья.
Воспитатель: Семья, а что это? Семья – это родные люди, которые любят друг друга, живут вместе, помогают друг другу.
- Давайте перечислим, из кого состоит семья.
Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, брат (сестра), я.
Воспитатель: Ребята, а как члены семьи относятся друг другу?
Дети: Любят друг друга, уважают, помогают.
Воспитатель: Правильно, в семье все любят друг друга. И называет друг друга ласково.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая так и называется «Скажи ласково» ( я буду называть членов семьи, а вы будете называть их ласково)
Дочь – доченька, дочурка.
Сын – сынок, сыночек.
Папа – папочка, папенька, папуля.
Мама – мамочка, мамуля.
Дед – дедушка, дедуля.
Бабушка – бабуля, бабулечка.
Сестра – сестренка.
Брат – братишка.
Внук – внучок.
Внучка – внученька.
Воспитатель: Молодцы, ребята!!!
- Вот такими ласковыми словами нужно называть своих родных.
- Все должны любить и уважать своих родных – мам, пап, бабушек, дедушек, сестренок, братишек.
- И никогда нельзя их ……..
Дети: (огорчать)
Игра «Солнышко и дождик»
Воспитатель: У вас на столах лежат тучка и солнышко. Я буду предлагать ситуации, которые могут произойти в каждой семье; если она вызывает радость у родных, то вы показываете солнышко, а если плохое поведение, разочарование, то тучку.
- Вы помогли маме вымыть посуду.
- На прогулке испачкали куртку.
- Убрали за собой игрушки.
- Подрался с другом.
- Заботишься о бабушке, она заболела.
- Разбил мамину любимую вазу.
- Поздравил дедушку с днем рождения.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь немного отдохнем.
Физминутка.
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра ( хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка ( наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши)
Воспитатель: Молодцы! Как хорошо отдохнули. Ну, а теперь предлагаю поиграть в другую игру. Для этого нужно сесть на свои места. Готовы7Дидактическая игра «Собери цепочку»
Воспитатель: У меня на столе лежат нарисованные люди. Давайте с вами определим: кто это? (дети называют дедушка, бабушка, папа, мама, девочка)
Задание: нужно разложить картинки : сначала самый маленький, затем тот, кто старше и т.д.
Хорошо. Ребята, кто у Вани появился? (У Вани появилась семья)
Пальчиковая гимнастика.
Мы построим дом, дом (правую ладонь кладем на левую)
Будем жить в нем, в нем (руки сгибаем в локтях перед грудью. Ритмично сменяем ладони, сверху оказывается то одна, то другая)Крышу не забудем (пальцы рук соединены над головой)
Окошечко прорубим (ладони обнимаем локтями над головой)
Утром папочка придет (машем правой рукой)
Утром мамочка придет(машем левой рукой)
Утром солнышко взойдет (поднимаем обе руки вверх, пальцы растопыреныВоспитатель: Ребята, в каждой семье есть взрослые и маленькие. Посмотрите внимательно на картинки и ответьте на вопросы.
Игра «Кто старше, кто моложе»
- Кто старше бабушка или мама?
- Кто младше ребенок или папа?
- Кто старше мама или ребенок7- Кто младше дедушка или папа7- Мама моложе, а бабушка – (старше)
- Дедушка старше, а ребенок – (моложе)
Воспитатель: Молодцы! Справились.
- Ребята, как люди должны жить в семье? (дружно, должны заботиться друг о друге)
- Верно. А вы знаете, что у каждого в семье есть свои обязанности. Ваши бабушки и дедушки, мамы и папы всегда что-то делают по дому. Я буду называть члена семьи, а вы должны сказать какую работу он или она выполняет.
Игра «Кто как трудиться в вашей семье?»
Мама – ходит на работу, шьет, ходит в магазин за продуктами и т.д.
Папа – зарабатывает деньги, мастерит, ремонтирует машину и т.д.
Бабушка – печет пироги, вяжет, готовит еду и т.д.
Дедушка – ловит рыбу, мастерит и т.д.
Сестра – учит уроки, поливает цветы, играет и т.д.
Брат – играет, пылесосит, делает уроки и т.д.
Воспитатель: Хорошо. Мы узнали, чем занимаются ваши родные люди, а теперь я хочу узнать какие вы добрые дела делаете дома.
Игра «Наши добрые дела»
Дети становятся в круг , воспитатель бросает мяч  детям с вопросом какие  добрые дела  они делают дома: мою посуду, поливаю цветы, заправляю кровать. (Во время игры звучит спокойная музыка.)
Воспитатель: А сейчас мы узнаем какая у вас семья.
Игра «Какая у вас семья?»
Большая
Маленькая
Дружная
Заботливая
Трудолюбивая
Веселая
Добрая
Хорошая
Строгая
Здоровая
Крепкая
Счастливая
- Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение? (не обижать, не ссориться, помогать, дарить подарки, получать хорошие оценки, трудиться, любить друг друга, вместе отдыхать…)
Итог.
- Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня?
- Что такое семья?
- Как люди должны относится к своим родным?
Спасибо за внимание. Занятие окончено.