Конспект комплексного занятия по теме: «По земле идет весна». занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в средней группе.


Конспект  комплексного  занятия  по  теме:  «По земле идет весна».
занятие  по  ознакомлению  с  окружающим  миром  и  развитию  речи  в  средней  группе.
Программные  задачи:
Продолжить знакомство детей с временами года.
Закрепить представления об изменениях в  живой и неживой природе весной.
Расширить знания детей о подснежнике.
  Развивать  связную  речь, активизировать в речи прилагательные, внимание,  память,  эстетическое  восприятие, воображение детей,  Прививать  любовь  к  природе,  бережное  отношение  к  ней.
Предварительная  работа:
Беседы  о  весне  и  о  подснежниках,  заучивание  стихотворения,   прослушивание  музыкальных  произведений,  отгадывание  загадок, рассматривание  иллюстраций   в  книжном  уголке.
Оборудование:
Картинки цветов,  весенняя картина,  мелкие картинки для коллажа (солнце, ручей, дерево, кустарник , медведь, заяц, белка, насекомые) музыка П. И.  Чайковского «Апрель» из «Времен года»
Ход  занятия.
В гости к детям приходит Капелька.
  - Здравствуйте, ребята, я - Весенняя Капелька. У меня есть друг -  солнышко, спряталось оно за тучку и грустит, не хочет появляться. Давайте расскажем о том, как оно изменило природу своим теплом и светом.
Ребенок:             Расскажу я всему свету,
                           Что зимы уж больше нету.
                            Поглядите, вот весна,
                            По земле идет она.
Составление коллажа.
(  На  картине  нарисованы  голубое  небо  и  трава.  По ходу  работы  на  картину  добавляются: солнце,   деревья  и  кустарники, подснежники, животные, насекомые.)
 Услышало эти слова солнышко и выглянуло из-за тучки. И стало оно какое? (весеннее, теплое, яркое).  Надоело ему прятаться от ветров и холода и появилось оно на небе.  А небо весной какое? (голубое, чистое,  безоблачное, ясное, высокое…)
 - Расправило солнышко лучики, но стало скучно ему одному,  решило оно разбудить еще кого-нибудь.
Заглянуло оно на лесную полянку и что же увидело там?
 - Куда делся снег? Во что он превратился? Ручьи какие?
(быстрые,  журчащие,  звонкие,  чистые,  холодные…)
-На полянке появилась трава,   какая!?  ( мягкая,  шелковистая,  молодая,  нежная,  сочная, светло-зеленая…
- На  деревьях  и  кустарниках  лопнули  …(почки)  и появились …(листочки).  Какие?  (маленькие,  липкие,  беззащитные,  светло-зеленые…)
 - Послало солнышко свои лучи дальше и увидело зайца и белку.  Что же с ними произошло с наступлением весны?
 - Вспомните, каким был зайчик зимой?
 - А белка?
 - Посмотрите, какими они стали?
 - Как вы думаете, почему звери сменили шубки?
- Потом солнышко заглянуло в берлогу и никого там не увидело.
- Кто жил в берлоге  зимой? Что он там делал?
 -Вышел медведь на полянку и радуется теплому весеннему солнышку.
Давайте и мы с вами порадуемся наступлению весны.
Физминутка.
Под весенние напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз
Вверх! И снова руки вниз.
Вправо, влево головою.
Руки вверх, перед собою.
Топни правою ногой,
Топни левою ногой.
Вправо, влево повернись
И тихонечко садись.
 -Опустились солнечные лучики до самой земли и  заметили,  что появились насекомые. Посмотрите кто это? (шмель)  А каких насекомых вы еще знаете? (дети называют и прикрепляют картинки к коллажу)
 - Удивилось солнышко: так много оно увидело, а все равно чего-то не хватает  на  полянке. Догадайтесь чего.
Прорастает сквозь снежок,К солнечным лучам, цветок,Маленький и нежный,Беленький … (подснежник)
- Правильно – это подснежник.
 - Почему его так называют?
         -  Подснежниками называют разные цветы:  Давайте напомним солнышку их  названия. (Дети называют цветы глядя на картинки. Первоцветы лесные и садовые.)
 -Молодцы, ребята, а  давайте сделаем подарок для моего друга солнышко. Пусть на нашей полянке распустятся подснежники.
Изготовление подснежника из одноразовых ложек.
Дети работают под музыку  П. И.  Чайковского «Подснежник» из «Времен года»
Готовые подснежники дети собирают в корзину и выставляются рядом с весенним коллажем.
Рефлексия.
-  Где же побывало  солнышко, что успело увидеть? А что делали мы с вами?
Понравилось ли вам? А что понравилось тебе? Что не получилось, что хотел бы исправить?
Цветы – это как улыбка природы. Давайте улыбнемся   и весь день у нас будет замечательное настроение. А солнышко будет улыбаться нам в ответ и дарить свое тепло и свет.
 
Конспект по познавательному развитию
«Все профессии нужны - все профессии важны» для средней группы детского сада.
Цель: Выявить знания детей о профессиях.
Задачи: расширить познавательный интерес к профессиям, активизировать в речи глагольный словарь;
развивать логическое мышление
воспитывать уважение к труду взрослых разных профессий.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие ребенка, речевое развитие ребенка, физическое развитие ребенка, социально-личностное развитие ребенка.
Использование здоровьесберегающих технологий: психогимнастика «Зеркало», физкультминутка.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о профессиях (С.Барзудин, С.Маршак. М.Ильин, Е.Сегал); разучивание подвижных игр «Летчики», «Водители»; настольная игра «Кому, что нужно для работы?»;
сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», и другие; наблюдения за трудом взрослых; беседы о профессиях с использованием иллюстраций, рассматривание альбома «Профессии».
Используемые материалы: иллюстрации с изображениями профессий; загадки, стихи; игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карточки для игры «Что лишнее?» для каждого ребенка.
Ход занятия
Орг. момент
В: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о мире профессий и вспомним, какие есть профессии. А кто помнит, что такое профессия?
(ответы детей)
В: Профессия - это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Она должна приносить радость и человеку, и окружающим людям. А, вы, знаете, кем работают ваши мамы, папы?
(ответы детей)
В:Дети, а какие ещё профессии вы знаете?
(ответы детей)
В: Ребята, посмотрите на доску (на доске вывешены картинки с изображениями машиниста, водителя, повара, врача, учителя, воспитателя, строителя, продавца, пожарного, лётчика, парикмахера, полицейского).
Рассмотрите профессии, которые вы здесь видите.
Какие профессии вы знаете?
(ответы детей)
А что делает каждый из них?
(ответы детей: врач лечит, строитель строит и др.)
Физкультминутка:
В: Дети, становитесь в круг. Ваша задача: если я говорю правильно - хлопайте в ладошки, если не правильно - топайте.
Врач лечит детей.
Дворник подметает двор.
Повар фотографирует.
Парикмахер варит.
Прачка стирает.
Водитель рисует.
Учитель учит детей.
Художник поливает цветы.
В: Отдохнули?  А теперь, давайте отгадаем загадки:
1. «Тревожный номер «01»»,
Ты не останешься один.
Гудят пронзительно сирены-
Начало для пожарной смены:
Необходимо им спешить,
Пожар опасный потушить (пожарные).
2. Он с утра на кухне нашей
Варит суп, компот и кашу (повар).
3. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо.
Не волнуйся и не плач -
Ведь тебе поможет … (врач).
4. Мастер делает причёску
Феном, щёткой и расчёской,
Пышно локоны завьёт,
Чёлку щёткою взобьёт,
Всё в его руках горит-
Он изменит внешний вид (парикмахер).
5. У него товары горы-
Огурцы и помидоры.
Кабачки, капуста, мёд-
Всё он людям продаёт (продавец).
6. Разгребает снег лопатой,
Подметает двор метлой.
Догадались ли, ребята,
Кто следит за чистотой (дворник).
7. Мы работаем бригадой,
Нам везёт песок, бетон.
Дружно потрудиться надо,
Чтоб построить новый дом (строители).
- Молодцы, ребята.
Психогимнастика «Зеркало»:
В: Ребята, давайте разделимся на пары и сделаем круг. Те, кто стоит спиной в круг, будут «зеркалом», а те, кто лицом – будут смотреться в «зеркало». «Зеркало» повторяет то, что в нем отражается. Будем изображать эмоции.
Изображаем: «Съели вкусный обед», «Новая красивая прическа», «Полицейский следит за порядком» и др. По ходу психогимнастики дети меняются ролями.
В: Молодцы! А теперь, садитесь все на места, будем с вами играть.
Игра «Кому что нужно для работы»
В: Я вам показываю картинку, на которой нарисован человек определенной профессии, а вы найдите предметы, относящиеся к данной профессии, из всего, что лежит на столе.
Игра «Что лишнее?»   Приложение1
Детям раздаются карточки, в которых предлагается зачеркнуть лишние картинки.
Итог занятия
Итак, ребята, сегодня вы все молодцы. Вспомнили много о разных профессиях людей. - А кем бы вы хотели стать?
(ответы детей)
- И в заключении мне хотелось бы прочитать стихотворение Джанни Родари «Чем пахнут ремёсла»
У каждого делаЗапах особый:В булочной пахнетТестом и сдобой.
Мимо столярнойИдёшь мастерской, –Стружкою пахнетИ свежей доской.
Пахнет малярСкипидаром и краской.Пахнет стекольщикОконной замазкой.
Куртка шофёраПахнет бензином.Блуза рабочего –Маслом машинным.
Пахнет кондитерОрехом мускатным.Доктор в халате –Лекарством приятным.
Рыхлой землёю,Полем и лугомПахнет крестьянин,Идущий за плугом.
Рыбой и моремПахнет рыбак.Только бездельеНе пахнет никак.
Сколько ни душитсяЛодырь богатый,Очень неважноОн пахнет, ребята!
«Мыло-фокусник»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, посылка. Интересно, от кого? Читаем: «Детям средней группы «Сказка» из страны Чистоты от Мойдодыр».
Так она для нас! Интересно, что в ней. Подумайте, что мог прислать нам Мойдодыр?
Дети:…
Воспитатель. Вы сможете это узнать, если отгадаете загадку.
Этот наш хороший друг
Терпеть не может грязных рук.
На грязь оно сердится,
В руках оно вертится.
От страха грязь бледнеть начнёт
И побежит, и потечёт,
Исчезнет без следа.
А руки станут чистыми,
Чистыми, душистыми.
Узнали без труда? »
Дети: мыло
Воспитатель. Правильно, это мыло
Воспитатель. Ребята, зачем нужно мыло?
Дети: Умываться, мыть руки
Воспитатель. А разве нельзя помыть руки и лицо просто водой?
Дети: С мылом будут руки чище.
Воспитатель: Правильно, ведь вода отмывает не всю грязь.
Берите по кусочку – кому какое мыло нравится. Здесь его много, всем хватит.
Давайте посмотрим, какое мыло прислал нам Мойдодыр. Какого оно цвета?
Дети: белое, черное, красное…
Воспитатель. Есть у мыла запах?
Дети: есть
Воспитатель. Одинаково ли пахнут все кусочки мыла? Понюхайте два разных кусочка.
Дети:… .
Воспитатель: Да, мыло имеет разный запах. Про него говорят, что оно душистое, ароматное.
Погладьте кусочек мыла. Какое оно на ощупь, гладкое или шероховатое?
Дети: гладкое, скользкое.
Воспитатель. Положите на стол все кусочки мыла. Посмотрите и скажите:
«Какой формы эти куски мыла? »
Дети: Прямоугольной и овальной формы.
Воспитатель: А еще мыло делают и в виде разных предметов. Посмотрите. Как вы думаете, для чего.
Дети: чтобы было веселее, празднично
Вывод: мыло, которым мы моем руки, называется туалетным. Оно может быть разного цвета, формы и иметь разный запах.
Воспитатель: А давайте кусочки мыла овальной формы положим на синий поднос, а кусочки мыла прямоугольной формы – на желтый поднос.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Сколько кусочков мыла лежит на синем подносе? Покажите мне ту цифру, которая соответствует количеству.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А сколько кусочков мыла лежит на желтом подносе? Покажите мне ту цифру, которая соответствует количеству.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Смотрите, в посылке ещё что-то лежит. Я догадалась. Мойдодыр хочет узнать, умеете ли вы правильно мыть руки? Он прислал картинки и просит вас расставить их по порядку.
Алгоритм, изображённый на картинках: закатываем рукава, открываем кран, моем руки с мылом, закрываем кран, вытираем руки полотенцем, опускаем рукава.
Воспитатель: Картинки сложим по порядку и отправим Мойдодыру.
Смотрите, ребята, в посылке ещё одно письмо. Мойдодыр приглашает вас совершить путешествие по «волшебным» дорожкам. Если вы по ним пойдёте, что-то новое найдёте. Пойдём?
Вот первая дорожка. По ней мы пойдём, поставив руки на пояс, с высоким подниманием коленей.
Вот мы и пришли – открываем коробочку. Поглядим, что же в ней?
Дети: нюхают, трогают, определяют, что это тоже мыло.
Воспитатель: Это мыло не такое ароматное, да и кусок намного больше, чем кусочек туалетного мыла. Кто из вас видел такое мыло? Для чего оно нужно? Дети: стирать белье, мыть посуду, игрушки.
Воспитатель: Как оно называется?
Дети: Хозяйственное
Воспитатель: Давайте двигаться дальше. По второй дорожке мы будем прыгать как зайчики. Смотрите, Мойдодыр еще коробочку положил, а в ней что-то лежит. Бутылочка. А на ней написано: «Жидкое мыло». Интересно, почему оно называется жидким?
Дети: Потому что оно течёт.
Воспитатель: А для чего оно необходимо?
Дети: по этикетке определяют, что оно предназначено для купания маленьких детей.
Воспитатель: Пойдем дальше. По этой дорожке мы пойдём на носочках. Шли-шли, в лабораторию пришли.
И как настоящие лаборанты мы должны надеть белые фартуки.
Дети одевают фартуки. Садятся.
Я раздам вам билеты, и по ним вы найдете свое место.
На столах стоят баночки с водой.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в баночках?
Дети: Вода.
Воспитатель: А как вы это определили?
Дети: Посмотрели, понюхали.
Воспитатель: Правильно, чистая вода не имеет цвета и ничем не пахнет.
А если мы нальём в банку жидкого мыла, что произойдёт с водой?
Дети: Появится пена.
Воспитатель наливает немного мыла в каждую баночку, дети наблюдают, как оно растворяется в воде.
Воспитатель: Мойдодыр предлагает провести опыт «У кого пена выше и пышнее? » Для проведения этого опыта мы должны потренироваться, как правильно дуть в трубочку. Через нос вдохните воздух, а теперь подуйте на свои ладошки. Выдыхаем воздух через рот.
Провести упражнение 2-3 раза. Потом дети 2-3 раза выдыхают воздух в трубочку.
Воспитатель: А теперь опустите конец трубочки в банку с водой и дуйте в мыльную воду. (Дети выполняют). Что произошло с водой?
Дети: Появились пузырьки, пена.
Воспитатель: Откуда появились пузырьки?
Дети: Мы выдули их из мыльной воды.
Вывод: мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.
Воспитатель: Проведем следующий опыт.
Опыт «Подушка из пены».
Вы взбили хорошую пену. Эта пена может быть и подушкой. Давайте проверим: положим, сначала на пену перо, оно держится, а потом камешек - он провалился, утонул. Почему?
Дети: Перо лёгкое, а камень тяжелый.
Воспитатель: Значит, какие по весу предметы могут лежать на подушке из пены?
Дети: Лёгкие.
Воспитатель: Зарисуйте свой опыт. Соедините с первым стаканом те предметы, которые провалятся в стакане, а со вторым стаканом соедините те предметы, которые могут лежать на подушке из пены.
Вывод: мыльная пена может быть очень высокой и прочной и может держать лёгкие предметы.
Воспитатель: Понравились вам, ребята, пузыри, которые вы выдували? Вот какое мыло: и микробы убивает, и опыты с ним можно проводить. А ещё оно может всех нас повеселить. Я хочу подарить вам в группу мыльные пузыри.
А в следующий раз я научу вас, их делать.
Ну а сейчас нам пора в группу. Снимайте фартучки.
Как мы шли по этой дорожке? Шли на носочках
Как мы шли по этой дорожке? Прыгали как зайчики
Как мы шли по этой дорожке? Шли, поставив руки на пояс, с высоким подниманием коленей.
Экспериментирование с детьми среднего возраста
«Курочка Ряба»
Цель: расширение знаний детей о куриных яйцах и их свойствах.
Задачи:
- способствовать развитию познавательной активности и любознательности в процессе экспериментирования;
- обогащать словарный запас;
- вызвать интерес и желание участвовать в проведении опытов;
- развивать мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение) ;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать бережное отношение к своему организму.
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация».
Предварительная работа: игра-драматизация «Курочка Ряба»; за 3 дня до занятия поместить 1 сырое и 1 вареное яйца в банку с уксусом.
Оборудование: сказка би-ба-бо «Курочка Ряба», игрушка-курица, вареные и сырые яйца, тарелки для проведения опытов, банки с водой, соль, емкость с уксусом, в которой находятся яйца, салфетки, картинки со здоровым и больным зубами, ложка, клеенки для рабочих столов.
Ход занятия:
(Дети заходят в группу и садятся на стулья, которые поставлены полукругом на ковре.)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие – к нам пришли гости. Давайте мы поздороваемся с гостями, улыбнемся им и друг другу.
А начнем мы занятие вот так (воспитатель рассказывает сказку «Курочка Ряба на новый лад») :
Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба.
Хорошо жили, не тужили, дружны меж собою были.
Дед с бабой Рябу очень любили,
Вкусно и сытно Рябу кормили
То пшеницей, то овсом.
В общем, у курочки было все хорошо!
Ряба им благодарна была –
Свежие яйца на завтрак несла…
(Воспитатель держит фигурку курицы и говорит за неё.)
Курочка Ряба: Куд-куда, куд-куда!
Воспитатель: Кто ещё спешит сюда?
Курочка Ряба: Ваша курочка рябая,
Я к вам прямо из сарая,
Я и ела, и пила,
Я яички вам снесла.
В этих яйцах есть секреты…
Желаю творческой победы!
Воспитатель: Ребята, что же это за секретные яйца снесла нам Ряба. Хотите узнать? Давайте вместе разгадаем секреты!
- Ребята, скажите, какую форму имеет яйцо?
Дети: Овальную.
Воспитатель: Правильно! Какого цвета яйца?
Дети: Белого и светло-коричневого.
Воспитатель: Молодцы! А знаете ли вы, что находится внутри яйца?
Дети: (ответы) .
– Ребята, а вы когда-нибудь роняли яйцо? Что бывает при падении?
Дети: (ответы) .
Воспитатель: Давайте попробуем разбить яйцо!
Воспитатель: Подходите все к столу.
(Дети подходят к первому столу.)
Эксперимент №1
Воспитатель роняет с высоты сырое яйцо в таз.
– Что же мы видим? (дети рассматривают разбившееся яйцо)
Дети: Яйцо разбилось и из него выпал желток, белок и скорлупа.
Воспитатель роняет с высоты вареное яйцо в таз.
– Что же мы видим? (дети рассматривают потрескавшееся яйцо)
Дети: Скорлупа у яйца потрескалась.
ВЫВОД: При падении яйцо бьется! Оно очень хрупкое! Надо с яйцом обращаться осторожно!
– Ребята, а вы знаете, как отличить сырое яйцо от вареного, не разбивая скорлупы?
Дети: (ответы) .
Воспитатель: Подходите все к столу.
(Дети вместе с воспитателем подходят к следующему столу.)
Эксперимент №2
Перед нами 2 яйца: одно сырое, другое вареное. Как узнать, какое из них сырое, а какое вареное? А секрет тут вот в чем: яйца необходимо вращать. Если яйцо сырое, оно вращается неуклюже, лениво, т. к. желток и белок внутри болтаются, мешают яйцу раскрутиться. Если яйцо вареное – оно вращается легко и быстро.
Давайте проверим, где вареное, а где сырое яйцо!
(Дети с помощью воспитателя вращают яйца и совместно делают вывод.)
ВЫВОД: Вареное яйцо крутится легко и долго, а сырое медленно.
Воспитатель: А хотите еще секрет узнать?
Подходите к третьему столу.
(Дети подходят к третьему столу.)
Эксперимент №3
Перед вами в банке обычная вода и сырое яйцо. Опустим яйцо с помощью ложки в воду.
– Что случилось с яйцом?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: Значит, сырое яйцо в воде тонет!
Яйцо осторожно достаем и кладем в тарелку.
– А теперь добавим в воду 2 ст. ложки соли и размешаем. Теперь еще раз опустим сырое яйцо в воду.
– Что случилось?
Дети: Не тонет.
Воспитатель: А кто знает, почему?
Дети: (ответы) .
ВЫВОД: В обычной воде сырое яйцо тонет, а в соленой воде удерживается, не тонет, потому что частички соли, которые растворились в воде, поддерживают яйцо.
Воспитатель: Ребята, подходите к четвертому столу, и вы узнаете еще один секрет о яйце.
(Дети подходят к четвертому столу.)
Эксперимент №4
Вот банка с обычной водой, опускаем сырое яйцо, что оно делает – тонет. А в этой банке соленая вода, сейчас я буду подливать в обычную воду соленую.
– Что случилось с яйцом?
Дети: Яйцо не тонет и не всплывает, а «висит» в толще воды, как подводная лодка.
ВЫВОД: в соленой воде яйцо может и «висеть» в воде, как подводная лодка.
– Ребята, а вы помните, мы с вами недавно опускали сырое и вареное яйца в банку с уксусом. Хотите посмотреть, что с ними произошло?
(Дети подходят к пятому столу.)
Эксперимент №5
(Необходимо вынуть сырое, а затем вареное яйца из уксуса, обмыть их в воде.)
– Посмотрите, у сырого яйца скорлупа разрушилась, и получилось забавное яйцо, которое выглядит как желе.
– А у варёного яйца тоже разрушилась скорлупа, и оно сделалось упругим, как резиновый мячик.
– Ребята, наши зубы, как и яичная скорлупа, состоят из кальция – прочного, белого материала. После еды в нашем рту повышается количество кислоты, которая разрушает зубы, (как уксус разрушил скорлупу, поэтому, обязательно нужно чистить зубы утром и вечером.
ВЫВОД: Под воздействием уксусной кислоты разрушается скорлупа, а яйца становятся более упругими.
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятии мы с вами узнали секреты о яйцах. Давайте повторим, что мы узнали.
– Что бывает с яйцом при его падении?
– Как отличить вареное яйцо от сырого?
– Что происходит с яйцом в обычной воде? В соленой воде?
– Что будет с яйцом, если его поместить в банку с уксусом?
Ребята, яйца содержат белок и много полезных веществ, которые очень нужны не только нашим зубам, но и всему организму, чтобы он был крепким и здоровым. (Воспитатель надевает перчатку «Курочки Рябы» и угощает детей вареными яйцами).
– Курочка Ряба угощает вас своими вкусными вареными яйцами!