Конспект по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи: Столовая и кухонная посуда

Конспект занятия
по формированию фонематического восприятия и развитию речи.

Тема: Звуки Н и Нь.
Цель: Закрепить умение детей чётко произносить и давать характеристику звукам Н и Нь.
Задачи:
Закрепить понятия «согласный звук» и «звонкий звук», «твёрдый и мягкий звук»;
Упражнять в проведении звукового анализа прямых и обратных слогов, двусложных слов;
Развивать фонематическое восприятие;
Развивать ВПФ: внимание, память, мышление;
Воспитывать потребность в речевом общении, навыки самоконтроля.
Оборудование: фишки-обозначения твёрдого и мягкого согласного звуков (синего и зелёного цвета), для обозначения звонкого звука (колокольчик); предметные картинки на звуки Н и Нь, компьютерная презентация.
Ход занятия:
Организационный момент.
Повторение характеристик гласных и согласных звуков.
Упражнение в подборе слов на заданные звуки.
Сядет тот, кто придумает слово на звук Н, на звук Нь.

2. Повторение пройденного материала.
Характеристика звуков Н и Нь (согласные, звонкие, Н – твёрдый, Нь – мягкий). Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков фишками синего и зелёного цвета. Обозначение звонкого звука с помощью колокольчика.

3. Дидактическая игра «Поймай звук».
Детям раздаются фишки синего и зелёного цвета. Даётся инструкция: «Когда услышите звук Н – поднимите синюю фишку, Нь – зелёную фишку».
Сначала называются только звуки, затем слоги и простые слова.

4. Упражнение в проведении звукового анализа.
1) Пред детьми выставляются картинки со звуками М и М. Ребёнок выбирает картинку, называет изображённый предмет, определяет какой звук стоит в начале слова.
2) Проведение звукового анализа слогов: ан, он, ун, ань, онь, но, ны.
5. Физкультминутка.
Встали мы на пятки,
Встали на носки!
Пробежали мы на пятках!
Пробежали на носках!
Сядем мы куда?
На стулья.

6. Упражнение в звуковом анализе и синтезе.
Дети подбирают слова со звуками Н и Нь в начале слова, в середине и в конце слова. Проводят звуковой анализ слов, данных логопедом.
Фонематический синтез: дети составляют слова из данных логопедом звуков.
С помощью фишек дети выкладывают слоги и простые слова.

7. «Звук наоборот».
Логопед произносит слог и кидает мяч ребёнку. Ребёнок меняет звуки местами и возвращает мяч.
Например: на – ан, но – он, ну – ун и т.д.

8. Итог занятия (использование презентации).











13PAGE 15


13PAGE 14115