СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ. ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

СИСТЕМА РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ.
ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ К ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ
Алексеева Тамара Николаевна,
учитель физики
Школы-интерната №9 ОАО «РЖД»

Качественно новая задача, стоящая перед школой – задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего и адаптированного к новым условиям человека – предъявляет высокие требования и к обучению школьников физике, в том числе их подготовке к ЕГЭ.
Специфика работы (я в основном работаю в 10-11 классах) отводит мне два года на подготовку выпускников к ЕГЭ. Выделяю семь основных этапов подготовки. Хочу обратить внимание, что это не семь ступеней, которые идут последовательно друг за другом. Чаще всего этапы идут параллельно, причем одновременно несколько.
I этап: формирование вычислительных навыков
Для полноценной и эффективной подготовки к ЕГЭ по физике нужны хорошие знания математики. Работа на этом этапе работа с учащимися ведется непрерывно в содружестве с учителями математики.
Чему необходимо научить выпускника:
а) стандартной записи чисел;
б) математическим действиям с числами в стандартной записи;
в) оптимальному применению калькулятора при выполнении вычислений;
г) правилам округления.
II этап: формирование математического минимума, необходимого для подготовки к ЕГЭ по физике
Этот этап достаточно кратковременный. Как правило, это несколько занятий. В результате этой работы появляется файл «Математический минимум для ЕГЭ по физике». Занятия провожу сама, потому что повторение организую с применением физических формул.
Что обязательно нужно повторить:
а) основные функциональные зависимости;
б) графики;
в) проекции векторов;
г) действия с векторами;
д) тригонометрические функции;
е) пропорции;
ж) формулы подобия;
з) решение уравнений;
и) основные геометрические формулы (площади и объемы фигур).
III этап: повторение физических величин и их единиц измерения
Максимальное количество физических величин, изученных в 7-9 классах, повторяем с учащимися по справочной таблице; новые – по ходу изучения теоретического материала.
Что должен знать выпускник:
а) векторные и скалярные физические величины;
б) различать изменение (приращение >0 или < 0) и разность величин;
в) основные единицы измерения величин в СИ и СГС;
г) производные единицы измерения величин в СИ;
д) внесистемные единицы измерения;
е) кратные и дольные приставки и выражение единиц измерения в СИ;
ж) физические константы;
з) уметь выполнять проверку единиц измерения по рабочей формуле.
IV этап: развитие логического и эвристического мышления
В рамках регионального курса ОПД (основы проектной деятельности) учащиеся 9-х классов изучают модуль «Основы логики», направленный на освоение учащимися основных логических приемов и операций. Однако законы логики больше приспособлены для того, чтобы изложить уже найденное решение, убедиться в верности этого решения. Найти же решение нестандартной задачи чаще помогают не доводы логики, а случайно подмеченная аналогия, навеянное примерами предположение (которое в начале вовсе не является логически обоснованным), опыт, догадка, интуиция и другие психологические факторы. Поэтому в рамках регионального курса ОП (основы проектирования) в 10-11 классах проводится работа по формированию эвристических приемов решения задач, решаются логические задачи [10-12]. Соответствующие модули ведут учителя физики («кровная»
·заинтересованность!).
V этап: изучение теории по физике
Самый сложный и протяженный во времени этап. Я, думаю, что он не нуждается в подробном обсуждении в рамках поставленной проблемы, поскольку каждый учитель физики владеет методикой преподавания ее теории и, уверена, способен грамотно организовать изучение теоретического материала и его повторение.
VI этап: изучение структуры КИМа (по демоверсии)
Ежегодно изучение структуры демонстрационного варианта КИМа начинаю параллельно со знакомством кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников и спецификации контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по физике. Только после этого провожу инструктаж с одиннадцатиклассниками (в десятом классе по понятным причинам принципиально этого не делаю).
VII этап: практика (работа с тестами и решение задач)
Самый ответственный этап, позволяющий сделать вывод о готовности выпускников к ЕГЭ. Подробнее о специфике подготовки к выполнению заданий первой и второй части изложено в статьях «Система работы при подготовке к ЕГЭ по физике. Специфика подготовки учащихся к выполнению заданий первой части» и «Система работы при подготовке к ЕГЭ по физике. Специфика подготовки учащихся к выполнению заданий второй части».
Для ведения записей при подготовке к ЕГЭ каждый ученик заводит четыре тетради: первая тетрадь (папка с файлами) для общих записей, таблиц, схем, алгоритмов и т.п.; вторая тетрадь (папка с файлами) для кратких записей теоретического материала по всем разделам физики, включенных в КИМ; третья тетрадь для решения заданий первой части; четвертая тетрадь для решения задач второй части.
Алексеева Тамара Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе частного общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 9 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги», учитель физики;
«Отличник народного просвещения»;
телефон: 927-20-11-79;
Е-mail: atn17031956@уandex.ru












Ссылки на литературу
Задания для контроля знаний учащихся по физике в средней школе. О.Ф.Кабардин, С.И.Кабардина, В.А.Орлов – М.: Просвещение, 1997.
Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ. Физика. О.Ф. Кабардин, Л.В. Болотник, М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005
Тесты по физике. В.А.Орлов – М.: Школа-Пресс, 1994.
Тесты. Физика. 7-9 классы. О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов – М.: Дрофа, 1994.
Тесты. Физика. 10-11 классы. О.Ф.Кабардин, В.А.Орлов – М.: Дрофа, 1994.
Готовимся к ЕГЭ. Тесты по физике для контроля и самопроверки. В.А.Орлов – М.: Илекса, 2008.
Сборник экзаменационных заданий. ЕГЭ 2010. Физика. ФИПИ – М., 2010, «ЭКСМО».
ЕГЭ 2010. Универсальные материалы для подготовки учащихся. ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Качественные задачи по физике в средней школе. М.Е.Тульчинский – М.: Просвещение, 1972.
Старинные занимательные задачи. С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов – М.: Наука, 1985.
Логические задачи. Ж.-К. Байиф – М.: Мир, 1983.
Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Г.Дж. Айзенбек – АЙ КЬЮ, 1993.
Учебно-поисковые комплексы по физике. Е.А. Самойлов – Самара: Изд-во СГПУ, 2007.
Самостоятельная работа студентов при решении задач по физике. Методические указания. Сост. Ф. П. Кесаманлы, В. М. Коликова – Л., 1987.