Час общения Как я выбираю профессию









ЧАС ОБЩЕНИЯ
для учащихся 9-го класса
"КАК Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ"














Вопрос выбора будущей профессии является приоритетным для старшеклассников. Каждый молодой человек в этом возрасте задумывается над тем, кем быть в этом огромном и часто меняющемся мире. Главное для старшеклассников – не растеряться, сделать правильный выбор, соответствующий их личным интересам, способностям, возможностям.
Проведение часа общения является одним из способов предоставления возможности старшеклассникам осмысления целей и планирования своей деятельности в рамках будущей профессии, а также построения системы отношений с другими людьми.
Во время занятия у старшеклассников вырабатываются навыки сотрудничества, умения, связанные с преодолением трудностей, развиваются такие качества, как доброжелательность, толерантность и эмпатия.
Цель: создание условий для развития навыков целеполагания и планирования деятельности в будущей профессии.
Задачи:
осознание целей выбора будущей профессии;
проживание ситуации сотрудничества;
развитие навыков конструктивного взаимодействия;
создание благоприятных условий для работы в группе;
развитие рефлексии.
Предполагаемый психологический результат:
развитие социальной и личностной критичности, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других людей;
осмысление целей выбора будущей профессии;
получение опыта конструктивного взаимодействия.
Сюжетная канва. В ходе проведения занятия старшеклассники оказываются в ситуации двойного выбора. Участники попадают на необитаемый остров в результате кораблекрушения. Задача ребят - самоопределиться в этой ситуации, выбрать себе профессию, которая поможет выжить в экстремальной ситуации. После спасения им нужно перенестись в недалекое будущее и также осуществить свой выбор – выбрать профессию, о которой они мечтают. В результате старшеклассники должны прийти к выводу о том, совпал ли их выбор профессии в экстремальных условиях с выбором, который они собираются сделать в будущем.
Условия проведения: пространство для свободного перемещения участников.
Методическое обеспечение: ватман, маркеры, карточки с названиями профессий, магниты, магнитная доска, магнитофон.
Время на игру и на обсуждение: 1-1,5 часа в зависимости от уровня сплоченности коллектива, уровня личностной зрелости каждого участника. Обсуждение 15-20 минут.
Участники:
Возраст – 15-16 лет (9-10 классы). Размер группы – группа до 14 человек. Ведущий – психолог. Наблюдатель и помощник – классный руководитель. Помощником может быть организатор или социальный педагог.
Форма обсуждения: круглый стол.
Комментарии
Данный вид развивающей работы может быть использован в рамках психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся.
Игра может проводиться с двумя группами учащихся, попадающих на соседние необитаемые острова.
Подробный сценарий часа общения (с указанием каждого этапа)
№ этапа
Время на проведение
Содержание
Задачи
Необходимые материалы

1
5
Приветствие. Все участники сидят в круге.
Ведущий. Традиционное приветствие. Сегодняшний час общения мы проведем сегодня под девизом “Твое будущее”. Приветствуя друг друга, вы должны сделать вашему партнеру по группе небольшой прогноз на будущее. Например, “Здравствуй, Херел, я рад тебя видеть, я думаю, что через 5 лет ты будешь более добродушным и отзывчивым” и т.д.
Создание атмосферы положительного настроя.
 

2
5
Ведущий. Вы находитесь сейчас на таком возрастном этапе, когда встает вопрос о необходимости профессионального самоопределения.
Скажите, вы уже определились со своим выбором? (Ответы учащихся)
Сложность состоит в многообразии мира профессий, но выбрать нужно именно ту, которая соответствует личным интересам, способностям и возможностям. На нашем занятии “Как я выбираю профессию” вы попытаетесь спрогнозировать цели и свою деятельность в будущей профессии.
Введение в тему занятия, постановка проблемного вопроса.
 

3
3
Ведущий. Для работы нам необходимо рассмотреть правила.
 
 

4
5
Разминка. Игра “Атомы”. Участники стоят в кругу.
Ведущий. На нашем занятии вам предстоят различные испытания, выдержать которые вы сможете благодаря взаимной поддержке, уважению, а также вниманию и находчивости. Это упражнение создаст благоприятный настрой для нашей дальнейшей работы.
Представьте себе, что все мы – атомы. Атомы постоянно двигаются и время от времен объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате, и время от времени я буду называть какое-то число, например, три. И тогда атомы должны объединиться по три атома каждый.
Молекулы выглядят так (ведущий вместе с двумя участниками группы показывает, как выглядит молекула: они стоят лицом друг к другу в кругу, касаясь друг друга предплечьями).
По моей команде “Начали!” все начинают хаотично двигаться по аудитории, по команде “Молекулы по три” - объединяются с тем, кто находится ближе к вам.
Создание атмосферы творчества и положительного настроя.
 

5
2
Установка и правила игры.
Ведущий. Представьте себе, что вы отправились в путешествие по морю на красивом корабле, чтобы отдохнуть и набраться сил. И очень далеко от берега корабль потерпел крушение, вы чудом спаслись и оказались на одном из необитаемых островов.
Вы на необитаемом острове, и найдут ли вас, неизвестно. Ваша задача – выжить. Поймите серьезность и опасность произошедшего. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Люди иногда в этих обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Вам нужно освоить остров, организовать свою жизнь на нем. Поэтому вам необходимо распределить между собой обязанности и овладеть определенной профессией, чтобы выжить на острове.
Погружение участников в ситуацию игры (в игровую реальность).
(°Ватман, маркеры, карточки с названиями профессий, магнитная доска, магниты

6
5
Карта необитаемого острова
Задание группе:
Вам необходимо нарисовать карту необитаемого острова, дать ему название и рассказать об этом острове. Придумать самим, что это за остров.
Создание атмосферы доверия и сплочение учащихся в совместной деятельности.
Ватман, маркеры

7
15
Выбор профессии на необитаемом острове
Задание группе:
Перед вами карточки с названиями профессий, каждый из вас должен выбрать именно ту профессию, которая поможет выжить на острове.
Для этого вы должны поместить карточку с названием профессии на доску, написать свое имя и указать, с какой целью вы выбрали ту или иную профессию. (Каждый участник должен озвучить свой выбор).
Обсуждение:
- Легко ли было выбрать профессию в экстремальных условиях?
- Соответствовал ли сделанный выбор вашим желаниям и возможностям?
- Какие человеческие качества проявились в группе?
Построение своей деятельности, отношений с другими членами группы.
Карточки с названиями профессий

8
3-5
Релаксация
Сядьте удобно на стуле, положите руки на колени, прислонитесь спиной к спинке стула. Закройте глаза. Сейчас вы уснете. Представьте себе, что вы отдыхаете на песчаном берегу моря. Ласковые волны перекатываются одна за другой. Теплое солнце согревает вас своим теплом. Побудьте на этом берегу, отдохните.
Возвращайтесь оттуда, где вы только что отдыхали. Открывайте глаза, потянитесь, выпрямитесь, посмотрите друг на друга.
Мы продолжаем.
Снятие эмоционального напряжения.
Магнитофон, музыка с записью шума воды или спокойная музыка

9
15
Возвращение с острова и перемещение в недалекое будущее
Ваше пребывание на необитаемом острове завершилось благополучно – вас обнаружил пролетающий над морем самолет, и вы были спасены.
Но прошло 5 лет И каждый из вас – уже состоявшийся молодой специалист, получивший диплом об образовании.
Задание группе:
- Подумайте и скажите, что с вами произошло за это время?
- Какую профессию вы выбрали?
- Как вы себя чувствует в рамках этой профессии?
Спросить у каждого участника занятия (обратить внимание на доску с надписями):
- С какой целью вы выбирали свою профессию во время пребывания на необитаемом острове?
- Чем вы руководствовались, выбирая профессию в будущем?
Предоставление возможности участникам сопоставить цели выбора профессии.
 

10
 
Возвращение в свои настоящие роли (деролинг)
Ведущий. Настало время возвращаться в наши дни. Мы с вами снова в гимназии, в нашем классе.
Выход из ситуации игры.
 

11
20
Подведение итогов игры Ведущий. Поздравляю! Вы достойно справились с выпавшими на вашу долю испытаниями. Вам удалось выжить на необитаемом острове, спастись и дважды выбрать себе профессию.
Рефлексия
- Расскажите, что показалось вам самым важным, интересным?
- Чему вы научились?
- Что было решающим в выборе профессии на острове и реальной жизни?
- Что помогало проходить испытания?
Предоставление возможности участникам проанализировать свои чувства, дать обратную связь другим игрокам.
 

Литература:
Практикум по игровым технологиям в работе с детьми и подростками/ Под ред. М.Р. Битяновой. – СПб., 2003.
Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2006. – 271 с.: ил. – (Серия “Эффективный тренинг”).





Врач, повар, милиционер, пожарный, строитель, дизайнер, архитектор,


Что такое профессия?
Мои интересы
Определение профессии включает в себя:
Кем быть?
К какой социальной группе принадлежать?
Какой стиль жизни выбрать?
Какие цели определить для себя в будущем?
Каждую профессию можно рассмотреть с помощью профессионаграммы.В нее включаются следующие понятия:
доминирующий вид деятельности;
качества, обеспечивающие успешность выбора;
область применения знаний;
история профессии;
учебные заведения.
При ориентировании на профессию необходимо учитывать психологическую характеристику личности. Это значит обратить внимание на:
способ мышления;
тип личности;
предпочитаемый способ общения с людьми.











Методика "Матрица выбора профессии" (разработана Московским областным центром профориентации молодежи)
1)Какой вид деятельности тебя привлекает?
1.1 Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели, пассажиры, зрители, читатели, сотрудники)
1.2 Информация (тексты, формулы, схемы, коды, чертежи, иностранные языки, языки програмирования)
1.3 Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
1.4 Техника (механизмы, станки, здания, конструкции, приборы, машины)
1.5 Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись)
1.6 Животные (служебные, дикие, домашние, промысловые)
1.7 Растения (сельскохозяйственные, дикорастущие, декоративные)
1.8 Продукты питания (мясные, рыбные, молочные, кондитерские, хлебобулочные изделия, консервы плоды, овощи, фрукты )
1.9 Изделия (металл, ткани. мех, кожа, дерево, камень, лекарства)
1.10 Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы. месторождения)
 
2)Какой вид деятельности тебя привлекает?
2.1 Управление (руководство чьей-то деятельностью)
2.2 Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
2.3 Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
2.4 Оздоровление (избавление от болезней и их предупреждение)
2.5 Творчество (создание оригинальных произведений искусства)
2.6 Производство (изготовление продукции)
2.7 Конструирование (проектирование деталей и объектов)
2.8 Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
2.9 Защита (охрана от враждебных действий)
2.10 Контроль (проверка и наблюдение)
Выпишите для себя соответствующий объект деятельности и вид. Поинтересуйся, каков спрос на эту профессию? Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь успеха в избранном виде деятельности?

Ьђ Заголовок 1©ђ Заголовок 215