Методический материал на тему: Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС


Формирование самооценки обучающихся
в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС
Никифорова Инна Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МБОУ «Школа №169»
Советского района г.Казани Сегодня школа нацелена на достижение нового, современного качества образования, на решение жизненно-практических проблем, задач. Вот почему  в начальной  школе закладывается формирование общеучебных умений, где ключевым звеном является формирование контрольно - оценочной самостоятельности. С учетом того, что современная начальная школа - это школа пробы сил ученика, стало актуальным и оценивание учебных достижений каждого ребенка.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для действия самоконтроля и самооценки учащихся, имеющие специфические функции: они направлены на саму деятельность, фиксируют отношение учащегося к себе как ее субъекту. Вследствие чего их направленность на решение учебной задачи носит опосредованный характер.
Цель исследования: изучение возможностей самоконтроля и самооценки младших школьников в процессе учебной деятельности.
Предмет исследования – самоконтроль и самооценка младших школьников в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – процесс формирования адекватной самооценки в учебной деятельности
В соответствии с проблемой, целью, объектом, задачами исследования являются:
Работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта.
Формирование контрольно – оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста
использование критериальной системы оценивания;
использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания
Особое место в учебном процессе отводит оценке – она выступает одновременно и как цель и элемент содержания, и как средство обучения и учения. В соответствии с этими целями система оценивания направлена на получение информации, позволяющей:
учащимся – обрести уверенность в возможности успешного включения в систему непрерывного образования,
родителям – отслеживать процесс обучения и развития своего ребенка,
учителям – выносить суждения об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся.
Система оценивания строится на основе следующих общих для всех программ начального образования принципов.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
Оценивать можно только то, чему учат.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.).
Естественно, что и ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение,обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.
Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции:
своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений (типа техники и навыки письма и чтения, вычислительных навыков, основных экспериментальных умений и т.п.) и ключевых понятий курсов, а также
своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях (например, в отношении формирования навыков здорового образа жизни, навыков безопасного – для себя, окружающих людей, окружающей природы – поведения, навыков социализации и т.п.).
Самое главное – обеспечение комплексной оценки всех результатов ученика (личностные, метапредметные и предметные).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Таким образом, можно выделить у учащихся следующие показатели сформированности самоконтроля и самооценки: умение перед началом работы спланировать ее: умение изменить состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; умение осознанно чередовать развернутые и сокращенные формулы контроля; умение переходить от работы с натуральным объемом к работе с его знаково- символическим изображением; умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий, давать оценку своей работы в целом. Формирование самоконтроля и самооценки - процесс непрерывный. Он осуществляется под руководством учителя на всех стадиях процесса обучения (при изучении нового материала, при отработке навыков практической деятельности, при творческой самостоятельной работе учащихся и т.п.)   Формируется навык контроля, самоконтроля  и самооценки посредством использования специальных приемов.  В свою очередь  это способствует созданию  условий для формирования самостоятельности. Все указанные выше приемы можно  использовать  в рамках обучения детей по различным учебно-методическим комплектам.