Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.


Формирование самооценки обучающихся
в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО.

Ключевые слова:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО);
обучающиеся;
психология
самооценка;
методы.

Аннотация В статье рассмотрены особенности личности младших школьников от первого класса до четвёртого, его психологическое развитие и формирование адекватной самооценки в рамках учебной деятельности.

Образование в последнее время стало одним из самых «больных» вопросов нашего общества. Именно уровень образованности и нравственной сформированности личности влияет на социальную, духовную, экономическую, политическую жизнь государства. О важной роли этого института писал Жак Аллак, директор Международного института планирования образования ЮНЕСКО в 90-х годах 20 века: «Посредством образования передается и трансформируется культура, воспроизводятся и создаются социальные функции и статусы». Ввиду важности проблемы повышения качества образования и его социально-педагогической направленности в последние десятилетия российская образовательная система обновляется, стремясь учитывать веяния времени и изменения в сознании людей.
Один из важнейших этапов формирования личности, что является аксиомой, младший школьный возраст - время вступления на «путь знаний». Именно в этот период у ребёнка закладывается самосознание, определяются его характер, наклонности, устремления. У него увеличивается и развивается ряд психических свойств.
ФГОС НОО, являясь основополагающим документом для деятельности общеобразовательных учреждений, определяет направления работы, учитывая психологические особенности детей.
Придя в школу и став «обучающимся», то есть учеником, ребёнок продолжает своё личностное развитие в рамках учебной деятельности. Он вступает в более сложные, чем в дошкольном возрасте, социальные отношения, расширяется круг его общения, появляются новые, более строгие требования окружающих (родителей, учителя, сверстников) к поведению ученика.
И здесь педагогу важно обратить внимание на психологическое понятие «самооценка», которое формируется, как доказано психологией, в этом возрасте. Почему же это так важно? Рассмотрим немного подробнее этот момент. Для педагога одной из задач является не просто обучить учащегося определённым навыкам и умениям, дать знания, но и приучить его самостоятельно мыслить, принимать решения, так сказать «саморазвиваться». На это прямо указывается в тексте ФГОС НОО: «Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности».
Обратимся к психологическому смыслу самооценки, взаимосвязанному с педагогикой, так как она является важнейшим психологическим фактором успешной учебной деятельности и влияет на формирование личности.
Изучая труды А. К. Зиньковского, мы можем сделать вывод: младший школьный возраст очень важен в плане осознания ребёнком самого себя, что закладывает базу для учебной деятельности. Получая знания, младший ученик переходит от постижения внешней стороны явлений к познанию их внутреннего содержания. Вследствие этого ребёнок начинает осмысливать мотивы, потребности, особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Важно не упустить момент и заложить основы для умения ребёнка не только усваивать знания, но и правильно оценивать себя, свои силы, что поможет ему в дальнейшем самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, «выстраивать» систему, позволяющую ему развиваться, двигаться вперёд.
Формирование самооценки, начавшись в дошкольном возрасте, в первые годы обучения идёт очень интенсивно. Первоклассники, начиная учиться, свою учебную деятельность оценивают обычно положительно, связывая неудачи с субъективными, не зависящими от них причинами. Маленькому ученику нужно одобрение практически каждого его усилия. От педагога в это время требуется правильная процедура оценивания, не превращающаяся в выставление отметок и позитивные высказывания. Даже при замечаниях ребёнок должен ощущать положительное отношение к нему, видеть желание учителя помочь ему преодолеть препятствия в учёбе.
Подход к оцениванию, позволяющий устранить негативные моменты начала обучения, индивидуализирующий учебный процесс, повышающий учебную мотивацию - безотметочное обучение в первом классе. Методически работа в это время сводится в основном к созданию индивидуальных эталонов. Например: создание индивидуальных листов «Моё настроение» со смайликами, «Экрана успеха» с  символами реакции на уроке (было интересно, непонятно, трудно, легко). Затем – обучение умению сравнивать цель и результат и составлению алгоритма оценивания своей успешной работы - улыбкой, к примеру, ас ошибкой, неудачной - черной кляксой. Со 2 четверти при адекватной самооценке – заполнение (сначала под контролем учителя)  «Листа самооценки» по предметам.  Эта работа зависит от личности педагога, у каждого свои приёмы. Основное - это применение косвенных, скрытых оценок, мягких форм коррекции его учебной деятельности.
В ходе образовательного процесса у первоклассников критичность и требовательность к себе постепенно возрастают. Они начинают оценивать себя уже более объективно.
Второклассники и третьеклассники оценивают не только свои хорошие, но и плохие поступки, отмечают и успехи, и ошибки в учёбе, начинают причины неудач относить на свой счёт. Самооценки поведения и учёбы становятся всё самостоятельнее, они, в отличие от первого класса, теперь не полностью зависят от оценок учителя, родителей и сверстников. Предметом критики к тому же становится уже оценочная деятельность педагога, его справедливость, объективность. Замечено, что у первоклассников обычно самооценка довольно высока. Ко второму классу у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Так называемый «феномен вторых классов» связан   с повышением у детей критичности к себе, и, в то же время, ограниченными их возможностями в оценивании результатов своего труда. Да и критерии оценивания учебной деятельности второклассникам ещё недостаточно понятны. Ребёнок в процессе обучения продолжает адаптироваться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью. Параллельно он приспосабливается к системе общения со сверстниками.
В третьем классе уровень самооценки опять повышается, хотя именно сейчас дети начинают осознанно относиться к учёбе, пытаются оценивать причины своих достижений и неудач. Мы можем увидеть процесс анализа собственных качеств, критичное отношение к себе, что означает повышение требовательности к себе. При этом критическое отношение к себе улучшает отношение к другим и ошибки своих друзей дети оценивают мягче. Существует опасность перехода критического отношения к себе в резко выраженную негативную самооценку, тогда необходима помощь взрослых. Похвала, поощрение, одобрение, раскрытие возможностей ребёнка учителем и поддержка родителей повышают его самооценку, делают её адекватной.
Что же конкретно влияет на создание самооценки? В разнообразных источниках по-разному описываются факторы, но везде они сводятся в целом к таким:  школьная оценка; особенности общения учителя с ребёнком;
домашнее воспитание.
В младшем школьном возрасте мы, взрослые, можем активно воздействовать на ученика, так как для него ещё важны наше признание и одобрение, присутствует желание заслужить похвалу от взрослого. Ребёнку важно получать от учителя подтверждение своей значимости. Именно поэтому оценочная деятельность, как важный элемент образования, входит в состав универсальных учебных действий.
Если с 1 по 3 класс самооценка определяется у детей как возрастная, только формирующаяся, то у учеников 4 класса мы уже отмечаем практически сформировавшиеся самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные. Очень важно знать, какой же тип самооценки сложился у ребёнка. Сделать это несложно. На изображённой на листе бумаги лестнице, состоящей из пронумерованных 7 ступеней, детям нужно расположить одноклассников таким образом: на 1-3 ступеньках - хорошие ребята, на 4 – ни хорошие, ни плохие ребята, на 5-7 ступенях – плохие. В последнюю очередь дать разместить свою фигурку. Если ученик выберет 1 ступень, то это говорит о завышенной самооценке, 2-3 – об адекватной, 4-6 низкой самооценке. В первом и третьем случаях уже нужно будет работать над изменением самооценки.





Библиографический список

Аллак Ж. Вклад в будущее. Приоритет образования. - М: Педагогика-Пресс, ЮНЕСКО. - 1993. - 168 с. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. ФГОС. – М: Просвещение, 2016 г. - 53 с.
Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии. - СПб.: Изд-во С.Петерб.ун-та, 2007. - 231 с.
Выготский Л. С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика-Пресс, 1999.-139с.
Зеньковский В. Психология детства. - М: Академия, 1995.-352 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2001 -191 с.
Липкина А. И. Самооценка школьника. - М.: Знание, 1980. – 243 с.
Шишов С. Е. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 75 с.