Исследовательская работа «Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты»


Тему исследовательской работы «Санитарно-гигиеническая оценка классной комнаты» я выбрала не случайно, ведь значительную часть времени мы, школьники, проводим в помещении.
Исследования показывают, что воздух в комнатах в 4-6 раз грязнее и в 8-10 раз токсичнее наружного. Концентрация вредных веществ иногда в 100 раз больше, чем в уличном воздухе. Кроме того, в помещении нас окружают предметы и материалы, выделяющие губительные для здоровья химические вещества и элементы. Экологически неблагоприятная обстановка помещений, в которых мы находимся, может вызывать как легкое недомогание, так и вполне серьезные заболевания.
Так как самое драгоценное у человека – здоровье, поэтому, считаю необходимым провести объективное исследование классных помещений на экологическую комфортность и безопасность. Итогом моей работы станет - создание экологического паспорта кабинета биологии.
Цель работы:
Установление соответствия санитарно-гигиенических норм для кабинета биологии.
Задачи:
Изучить нормативные документы.
Установить соответствие санитарных норм к площади, внутренней отделки , освещенности, а также вентиляции кабинета.
Составить экологический паспорт кабинета и сделать выводы.
Объект исследования: «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (СанПиН 2.4.2.2821-10), которые вступили в силу 29.12. 2010 г
Предмет исследования: учебный кабинет биологии № 17 «Володинская СОШ»
Методы исследования:
Метод сбора информации - изучение литературы, подбор материалов и оборудования, выбор методики исследований.
Экспериментальный - проведение опытов и наблюдений.
Сравнения – СанПиНа с результатами исследования.
Анализ полученных результатов.
Систематизация и оформление материала.
Могу предположить, что если в школе будет соответствие санитарных норм, мы меньше будем болеть, сохраним своё здоровье и конечно, будем лучше учиться.
Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника.

Новизна работы заключается в том что, проведено исследование и получены результаты об экологическом состоянии кабинета, чего ранее в нашей школе не проводилось. Работа может стать стартовой для многолетнего исследования экологического состояния помещений в нашей школе.
Для того, чтобы выявить соответствие кабинета санитарно – гигиеническим нормам, в ходе своей работы мы обратились к нормативным документам для учебных помещений. Этим документом является САнПиН.
В ходе работы мы:
Определяем полезную площадь и кубатуру классной комнаты.
Площадь учебных кабинетов принимается из расчета: не менее 2,5 м2 на 1 обучающегося при высоте не менее 2,75 м.
Измеряем размеры помещения и проводим пересчет на одного обучающегося.
Полученные результаты приближены к нормам.
Даем оценку внутренней отделки помещений.
Для школьных помещений рекомендуется использовать краску спокойных тонов слабой насыщенности. При южной ориентации рекомендуются более холодный тон, при северной — более теплый.Желательно, чтобы классная доска имела темно-зеленый цвет.
Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредны для здоровья детей.
Даем характеристику внутренней отделки помещений по плану:
Стены и потолок в кабинете биологии побелены в светло-зеленый цвет.
При южной ориентации наблюдается соответствие тонов: доска темно-зеленая, стены светлые, парты и мебель имеют светлый шпон.
Бетонный пол покрыт линолеумом серого цвета. Качество пола удовлетворительное. Чистота поддерживается.
3. Изучаем естественную освещенность класса.
Окна ориентированы на юг. Светопроемы оборудованы жалюзи, светло-зеленого цвета. Их длина не превышает уровня подоконника.
В кабинете 12 действующих светильников. Классная доска, оборудована местным освещением – 2-мя светильниками.
Находим общую площадь окон и их застекленной части.
Рассчитываем площадь пола и световой коэффициент (СК)
Определим коэффициент заглубления.
Полученные коэффициенты соответствуют санитарным нормам.

4. Определяем коэффициент аэрации.
Потребность в чистом воздухе обеспечивается устройством системы центральной вытяжной вентиляции и форточек, а также, через открытые двери.
По СанПиНу проветривание должно проводиться не реже одного раза в час в течение 10—15 мин.
Мы осмотрели все вентиляционные отверстия. Проверили с помощью листа тонкой бумаги, действуют ли они.
Расчитали площадь вентиляционных отверстий и коэффициент аэрации.
Вывод, коэффициент аэрации соответствует СанПиНу.
5. Определяем эффективность вентиляции.
От начала к концу занятий возрастает запыленность и бактериальная загрязненность воздуха, вместе с безвредной микрофлорой в нем содержится и патогенная.
Определяем объем свежего воздуха, который надо подавать в помещение на одного человека. Содержание СО2 (углекислого газа) не должно превышать 0,1%.
Подсчитано, что ребенок при умственной работе выделяет в среднем столько литров СО2, сколько ему лет. Проведем вычисления для ученика 13 летнего возраста.
Он составил 13,9 м 3/ч на одного человека.
Определим кратность обмена воздуха .По СанПиНу воздух в помещении в течении часа должен сменится 3-6 раз, а объем воздуха на одного обучающегося должен составлять 4-5 м3.
По нашим расчетам, кабинет в течение часа нужно проветривать -3 раза.
Вывод: вентиляционный режим в норме.
В результате работы мы определили, что по санитарно – гигиеническим нормам в кабинете биологии соблюдается, почти по всем показателям, экологический режим. По итогам работы нами был составлен экологический паспорт кабинета биологии.
Он выглядит следующим образом:
При общей площади классной комнаты в 62,3 м2. Учтена внутренняя отделка помещения, естественная освещенность класса, коэффициент аэрации, площадь рабочих вентиляционных отверстий.
Мы рекомендуем проветривать помещение 3раза в течение 1 часа.