Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки у детей ОВЗ в условиях ФГОС.


Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки у детей ОВЗ в условиях ФГОС.
Воспитание ребенка средствами музыки- эта тема никогда не потеряет своей актуальности. Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к мелодии.
«Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта ,а прежде всего ,воспитание человека»-так писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский. Дети должны жить в мире красоты ,игры ,сказки, музыки ,рисунка, фантазии и творчества.
Работая в системе государственного образования, каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство и общество. Сегодняшний ориентир – это Федеральный государственный образовательный стандарт, который, оставляя значительную свободу для реализации индивидуальных возможностей конкретной школы и учителя, тем не менее, диктует некую основу, базис, который должен присутствовать в любой авторской программе и методике преподавания. Работать в школе и обучать детей – непростая задача. Она становится вдвойне сложной для преподавателей музыки, которые должны не только дать подрастающему поколению блок знаний по предмету, но и научить детей ценить классическую музыку, привить любовь к искусству и Родине, способствовать формированию жизненных компетенций.
Основная проблема развития детей с ОВЗ-трудность в освоении ими окружающего мира. Отсюда-возникновение эмоциональных проблем :страх, плаксивость, тревожность, замкнутость, неуверенность в себе. Для учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объёма памяти, эмоциональная неустойчивость,  отсутствие интеллектуальных мотивов,  снижение внешней мотивации учебной деятельности.  Отсюда снижение познавательного интереса.
С поступлением в школу главной деятельностью для ребенка становится учебная.  Несоответствие уровня  развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию учебной задачи и предлагаемой информации. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы,  новые техники и технологии.  Я считаю, что уроки музыки наиболее полно предоставляют благоприятные возможности для условий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что в жизни современного ребенка музыка занимает особое место, она становится постоянным фоном жизни подростка, музыка не просто развлечение, она участвует в жизни, помогает формированию нравственных качеств. Потребность в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая у таких детей не всегда легко осуществима, а общение является ведущей деятельностью : общение с друзьями, учителями, приготовление уроков, прогулка.
Использование ИКТ позволяют мне сделать образовательную деятельность эмоционально окрашенной, привлекательной, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом. Положительным моментом является то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем. Развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления. Активно пополняется словарный запас. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.  "Презентация" - переводится с английского как "представление". Презентации - это яркость, наглядность, доступность, удобство и быстрота в работе.
Основа любой современной презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме.  Составляя урок с использованием ИКТ, продумываю последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Урок, включающий слайды презентации,  видеосюжет, вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных,  расторможенных.
Благодаря использованию презентаций ,видео и аудио записям, мы с ребятами совершаем увлекательные виртуальные путешествия в осенний ,весенний лес на замечательном паровозике ,в котором поем песни, чтобы было веселее добраться до места. В лесу мы слушаем пение птиц, встречаем композиторов и слушаем их пьесы ,нам попадаются знакомые и новые герои, для которых мы поем и танцуем ,разгадываем музыкальные загадки (это и баба Яга П .И. Чайковского ,которая украла нотки и нужно спеть ей песенку, чтоб их вернуть, это и музыкальные инструменты и веселый музыкант).Дети с восторгом ждут такие путешествия, стараются угодить героям, помочь им, спеть для них ,без стеснения высказывают свои мысли, иногда даже спорят по некоторым вопросам ,отстаивая свое мнение .А как они любят петь сами, под минусовку, чтобы быть, как настоящие артисты .(фрагмент урока)
На своих уроках \ не только использую ИКТ, но и обучаю этому детей. При подготовке домашних заданий ребята активно пользуются Интернет ресурсами .Ребята постарше готовят презентации к урокам.
Я не только учитель музыки, но и ОРКСЭ в 4 классах. После командировки во Владивосток мне очень пришелся по душе опыт коллег из Вологды, которые работают по программе духовно-нравственного и нравственно-патриотического развития и воспитания» Истоки» .Целью этой программы является формирование системы ценностей детей и их родителей на социокультурном опыте. Социокультурные ценности :семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается.
Предлагаемая программа развивает идею АКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ.
В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:
1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;
2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки»;
3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.
На занятиях происходит постепенное присоединение детей и родителей к прошлому опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, что позволяет подключить к воспитательному процессу в равной степени педагогов, учащихся начальной школы и их родителей. Все субъекты воспитательного процесса – взрослые и дети – развиваются в равной степени.
Главным социокультурным результатом для учащихся начальной школы является создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ «Истоки»
В книгу включены 4 тематических блока:
1 Здравствуй, школа!
2 Мой жизненный путь
3 Мир согласие добрую надежду рождают
4 Моя первая книга

Приехав из командировки я предложила ребятам создать свою первую книгу ,рассказывающую о своей школе ,друзьях, своих добрых делах, семейных традициях ,героях своей семьи ,о своей Родине .Ребята 4в класса с огромной радостью и большим рвением принялись за дело !Конечно, названия своих книг мы придумали сами(«Вверх по лестнице добра»,» Мое наследие»,» Мир, который мне подарили». Решили по- желанию переименовать и переставить местами главы ,но такие ценности ,как Дружба ,Добро, Семья и Родина оставить. Что тут началось! В написание книги стали вовлечены не только дети ,но и я ,их родители и Интернет ,в котором они ищу мудрые пословицы ,умные загадки, ребусы ,картинки ,песни и стихи, чтобы вставить в свое творение. Они много узнали о герое своей школы(М. З .Петрица),его наградах и подвигах.
А уж о Хабаровске и его достопримечательностях ребята могут рассказать лучше любого экскурсовода !У ребят происходит постоянный обмен информацией, где найти нужный материал ,как его лучше представить .Кто-то переделывает странички книги ,углубляя содержание. Идет непрерывный процесс познания и воспитания, ведь каждое слово дети пропускают через свое сердечко .Все главы книги перекликаются с темами наших уроков. Получается, что использование ИКТ технологиий в данном случае –это и выполнение домашнего задания, и изучение ,и закрепление и обобщение материала на новом смысловом уровне .Помощь родителей только приветствуется, ведь семья-исток, начало ,зарождение всего лучшего в ребенке.
Из всего сказанного могу сделать следующий вывод :грамотное использование ИКТ позволяет решить множество задач :усиление интенсивности как урока, так и внеурочной деятельности ребенка ,повышает мотивацию ребенка позволяет использовать  разнообразные  информационные  источники,  искать  и  находить  необходимую  информацию,  оценивать  полученные  результаты,  организовывать  свою  деятельность,  сотрудничать  с  другими  учащимися.   Ведь задача любой технологии -найти ту струнку в душе ребенка ,чтобы вызвать не только интерес к предмету ,но и побудить душевные размышления и сопереживания.