Конспект урока по химии на тему Алкины(10 класс)


Приложение 1в
Форма «Методическая разработка открытого урока»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
УСТЬ-КАМЕНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
_______________________Химия______________________
Дисциплина
Тема: Алкиныавтор/разработчик Матющенко Л.Б.
/преподаватель
Содержание УМКрассмотрено и утверждено
цикловой методической комиссией
естественнонаучных дисциплин
Протокол №1от «02»сентября2015 года
Председатель ЦМК
стественнонаучных дисциплин.
Матющенко_Л.Б_________
(Ф.И.О /подпись)
Усть-Каменогорск, 2015 г.
Приложение 3
Форма «Поурочный план»
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Урок №27
Тема урока: «Алкины»
Цели урока:
1.Образовательные: Познакомить учащихся с гомологическим рядом, изомерией, номенклатурой алкинов, рассмотреть способы получения ацетилена (карбидный и метановый);рассмотреть химические свойства алкинов: реакции присоединения, горения; полимеризацию винилхлорида; рассмотреть применение поливинилхлорида.
2.Развивающие: Развивать умение сравнивать, обобщать, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязь строения алкинов и их химических и физических свойств.
3.Воспитательные: воспитывать взаимоуважение между обучающимися; аккуратность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Межпредметные связи: «электротехнические материалы»
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование, ТСО: периодическая система элементов, справочные таблицы, презентация, раздаточный материал, учебники «Химия»
Содержание урока:
I Организационный момент:
Отметка отсутствующих
Сообщение целей и задач урока:
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Углеводороды» и изучим новый класс «Алкины».
В ходе урока будем устанавливать отличие свойств алкенов и алкинов;
объяснять на основе строения алкинов их свойства;
научимся составлять формулы изомеров алкинов.
II Актуализация пройденного материала:
Фронтальные опрос по терминам (углеводороды, алканы, предельные углеводороды, непредельные углеводороды, алкены, реакция гидрирования, реакция дегидрирования, реакция полимеризации, реакция галогенирования, реакция гидрогалогенирования)
Работа у доски: по карточкам
Карточка №1
Закончи уравнения: Н2С=СН2 + О2; Н2С=СН2 + Н2;
Н2С=СН2 + [О] + Н2О; СН2=СН2 + НОН; если нужно, расставь коэффициенты, назови все вещества.
Карточка №2
Какие вещества называют углеводородами? Из данных терминов составь схему: алкены, арены, алкины, предельные углеводороды, циклические углеводороды, циклопарафины, алифатические углеводороды, углеводороды, непредельные углеводороды, алканы.
Карточка № 3
Составить структурные формулы и распределить по группам - «гомологи», «изомеры», «алканы», «Алкены»: 2-метил бутан, гексан, 1,4- дихлор пентан; пропан; гексен-1; бутадиен-1,3; 3-метилпентен-1; пропадиен-1,2; 1,4 – дихлор гексен-2.
Карточка №4
Что называют алкенами? Какие виды изомерии для них характерны?
III. Изучение нового материала / формирование новых умений:
На доске вы видите формулы 4-х углеводородов
Н3С-СН3
Н2С=СН2СН ≡ СН
Н3С-СН=С=СН2 Формула какого углеводорода вам не известна?
Это вещество называется ацетилен (термин предложил в 1860г. французский химик Марселен Бертло)
Выясним, каково строение молекулы ацетилена. В молекуле ацетилена между атомами углерода имеется одна тройная связь. Записывают определение алкинов.
Практическая работа «Составление шаростержневых моделей молекул этилена и ацетилена» ». Составьте модель молекулы этилена и ацетилена из пластилина.
Что общего? В чем различие?
Тип гибридизации sp
Межъядерное С-С расстояние 0,120 нм.
Валентный угол 1800.
Суффикс ИН
Выведем общую формулу алкинов. У алканов общая формула СnH2n+2, у алкенов двойная связь, значит на два атома углерода меньше, значит общая формула алкенов CnH2n, алкины отличаются еще меньшим количеством атомов углерода – еще на два атома. Т.О. общая формула алкинов CnH2n-2
Гомологический ряд алкинов (учащиеся самостоятельно составляют формулы 4 первых гомологов ацетилена)
Игра «крестики-нолики». Найти формулы алкинов1.СН42.С2Н2 3.С2Н4
4.С3Н6 5.С4Н6 6.С3Н8
7.С4Н10 8.С3Н4 9.С5Н12
Выигрышный путь 2,5,8.
Изомерия и номенклатура алкинов.
4.Получение алкинов.
Как исходя из С2Н4 получить С2Н2? (Дегидрированием)
Учащимся выдана карточка
Способы получения ацетилена
Ацетилен был открыт Г.Дэви в 1836 году в продуктах разложения метана, под действием искровых электрических разрядов В 1860 г. М. Бертло синтезировал ацетилен из простых веществ, пропуская водород через электрическую дугу между угольными электродами.В 1862 г. Ф.Велер получил ацетилен из карбида кальция, действуя на него водой. Напишите уравнения упомянутых в данном тексте реакций.

ПОЛУЧЕНИЕ АЛКИНОВ
Название метода получения (условия) Кто впервые получил этим методом Уравнение реакции
Пиролиз метана
(Эл.ток, нагревание) Г.Дэви, 1836г. Гидролиз карбида кальция . Синтез из простых веществ
(Нагревание, эл.ток) Дегидрирование галогеноалканов(Спирт,нагревание) СН3‒BrHС-СBrН+2КОН = СН3‒СН≡СН+ 2КBr+2H2O
Видеофильм «Способы получения алкинов»
5. Химические свойства алкинов.
Исходя из того, что С2Н2 – непредельный углеводород, в какие реакции он может вступать? (Присоединения, полимеризации, окисления)
Демонстрационный эксперимент «Получение ацетилена и изучение его свойств»
- окисление ацетилена перманганатом калия
- окисление ацетилена бромной водой
Почему изменяется цвет раствора? (происходит присоединение атомов брома)
- реакция горения ацетилена При этой реакции выделяется много тепла и поэтому она используется для сварки и резки металлов.
Алкины вступают в реакции
Выступление учащегося с докладом «Влияние хлорвинила на окружающую среду»
IV Закрепление изученного материала / систематизация, применение /
1.Итак, в чем отличие алкинов от алкенов в строении молекул?
2.Что общего в химических свойствах алкенов и алкинов?
3. Дать название алкинам
4.Почему акены горят светящимся, а алкины коптящим пламенем? Ответ подтвердить вычислением массовой доли углерода в этилене и ацетилене.
Работа по задачнику «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы»,
Хомченко И.Г.:
№20.51. Составить структурную формулу: а) 3,3–диметил бутин-1;
№20.53.Составить все возможные формулы изомеров С5Н8.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Домашнее задание:
1.Прочитать «физические свойства алкинов».
2.Составить опорную схему «Применение алкинов»
3. Повторить конспект.
4. Ацетилен в 19в. использовали в уличных фонарях для освещения . Объяснить как происходил этот процесс?
5. Выполнить задание (дифференцированные)
1 группа : № 20.51(а, б); 20.52 (а, б)
2 группа № 20.52 (в, г); 20.54; 20.55;20.67.
3 группа: № 20.56,20.59; 20.61,20.69.
Литература: 1.Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман «Химия 10»
2.И.Г.Хомченко «Сборник задач и упражнений по химии для средней школы»
Ресурсы ИНТЕРНЕТ: http://festival.1september.ru/ « Алкины» Царькова С.И.
Электронные пособия
Химия (8–11-й класс). Виртуальная лаборатория. – Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2004.