Статья на тему: «Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении» (Из опыта работы учителей начальных классов.


Статья  на тему: «Социализация младших школьников в условиях модернизации образования в инновационном учреждении» (Из опыта работы учителей начальных классов.
О каких учениках мечтает каждый учитель? Об умных, активных, жизнерадостных, открытых и честных, добрых и веселых. И каждый день, приходя на уроки, общаясь с детьми вне учебного времени, стремится к тому, чтобы они хоть на шаг продвинулись в своем совершенстве.
Одним из составляющих компонентов основной образовательной программы начального общего образования является социальный опыт, следовательно, развитие и становление личности предусматривает социализацию личности младшего школьника.
  « Социализация рассматривается и как процесс и как результат»
 (Л.В Мардакаев.  Словарь по социальной педагогике.)
Сущность социализации состоит в том, что в процессе нее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Социальный компонент образовательной программы включает в себя:
- сохранение здоровья, безопасность,
-толерантность,
-навыки самоорганизации, самообладания,
- проявление творчества и инициативы в реализации поставленной задачи,
- общественно значимые действия,
- оценка собственных и других действий с точки зрения общепринятых в обществе норм поведения.
Какова же моя миссия как классного наставника? (Слайд)
Воспользовавшись шутливой аббревиатурой, считаю возможным так расшифровать слово « классный»:
К – качество
Л - личность
А- активность
С- сердечность
С- сотрудничество
Н- новации
ЫЙ - окончание, которого (в работе) нет!
А если серьезно, то успешной работа классного руководителя может быть только в тандеме учеников, учителей, всех работников школьного учреждения и, конечно же, родителей.
При работе с детьми по социализации учителя начальной школы поставили такую цель:
- создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации.
Каким образом мы решаем эту задачу?
Свою работу по социализации учителя начальной школы начинают с изучение семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений детей и родителей.  В составлении социального паспорта класса включаем: типы семей, состав семьи, педагогический стиль.
При проведении анкетирования «Стили и методы воспитания в семье», выяснилось, что 61% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок, и только 39% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план воспитательной работы, используя разнообразные формы и методы.
Работа по социальному развитию проходит в :- учебной деятельности ( интеллектуальные, ролевые игры, групповые чтения, обсуждения прочитанного и т.д.),
- во внеурочной деятельности ( посещение кружков и секций, участие в праздниках, акциях, классные часы, трудовая деятельность).
В современных условиях все больше требуются активные волевые личности, умеющие организовывать свою работу и себя, способные проявлять инициативу. В этой связи возникланеобходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка, формирование у учащихся первых классов умение ориентироваться в новой социальной среде.
Для создания условий более близкого знакомства детей и формирование знаний о школьных правилах были проведены во всех первых классах классные часы «Давайте познакомимся», « Я - ученик» , созданы «Памятки первоклассника», «Правила общения с одноклассниками»,  проведены социоигры « От улыбки станет всем светлей».
Во 2-4 классах созданы органы самоуправления, проведены классные часы «Каков я?», «Мои поручения», «Я сам», «Мы все разные - и в этом наше богатство, мы все вместе - и в этом наша сила!».
Естественно, что учителя стремятся создать положительную психологическую атмосферу в классе, облегчить и разнообразить школьную жизнь учащихся. В педагогической копилке каждого учителя начальной школы, как правило, собрано много игровых и развивающих методик. Например, в моём классе в течение учебного года ведется « Календарь полезных дел», который отражает общественно активную жизнь класса.
          Наша школа имеет самый широкий набор (и по содержанию, и по формам организации) клубов, кружков, секций.
Определить интересы ребенка, предложить ему кружок, секцию, в которой он может развивать свои интересы,- задача классного руководителя -помогает развитию социальных качеств.  
Одной из форм отражения и развития мировоззрения, интересов, ценностей,  младших школьников, как известно,  является рисунок. Он раскрывает духовно- нравственный мир ребенка, его чувства, способствует их более глубокому осмыслению. В этом году ребята начальной школы принимали участие в конкурсах рисунков «Школа будущего»,  « Любимый город» систематически участвуют в конкурсе « В мастерской  деда  Мороза», в конкурсах поделок из природного материала, различных конкурсах по противопожарной тематике.        
Развитие страны зависит от того насколько сильно привито чувство любви к  своим родным, к своему народу, чувства ответственности перед будущим, поэтому в развитии социализации особенно актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Учителями начальной школы были проведены:
- классный час «Никто не забыт, ничто не забыто»
- классный час «День Матери»
- игра «Устами младенца»
- «Праздник бабушек и дедушек»
Ученики на этих мероприятиях становятся другими: в них можно увидеть и гордость,  и изумление  от только что открытого. Они чувствуют себя хранителями времени, истории, традиций, а патриотизм начинается с уважения и хранения памяти о своих родных и близких.
В одном из домашних заданий детям 3-х классов вместе с родителями было предложено провести исследование своей родословной. Задание оказалось трудным для многих семей: не все смогли назвать имена родных дальше прадедов.
Многие родители стали интересоваться прошлым своей семьи у родных старшего поколения. Итогом работы стал классный час « Моя родословная».
Были сделаны удивительные открытия для всех семей. Ребята посмотрели на своих домашних другими глазами: такие привычные бабушка и дедушка - и вдруг герои! Появилось желание сохранить в памяти дорогую для семьи вещь, передать ее как реликвию следующему поколению.