Выработка и развитие орфографической зоркости

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 п.Ага-Батыр
Курского муниципального района Ставропольского края








Доклад на тему:

















Учитель начальных классов:
Бичеева Лилия Георгиевна










2016 – 2017 уч.год.







(Из опыта работы)

Достичь орфографической грамотности учащихся можно лишь упорным ежедневным трудом, начиная с 1 класса.
Одним из приемов повышения грамотности считаю развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. Начинаю ее с проверки работ в тетрадях. Проверяю их все и каждый день. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учеников подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, в основном в корнях глаголов, а в корнях существительных и прилагательных зачеркиваю.
Практика показывает, что чаще всего дети ошибаются в написании безударной гласной в корне, поэтому все свое внимание они обращают на корень слова и при усвоении нового материала, и при закреплении и при самоподготовке накануне контрольной работы. Положительный результат дают такие приемы:
проведение орфографической пятиминутки с теми словами, в которых были допущены ошибки.
Письмо по памяти (связного стихотворения, прозы или отрывка из рассказа в « Книге для чтения»).
Летят перелётные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
Дети находят каждую орфограмму, проверяют её под моим руководством, пишут и сверяют с текстом. Использую и взаимопроверку с соседом;
выбор загадки, в которой есть 2-4 слова с безударной гласной:
Кто висит вниз головой?
работа с текстом, записанным на доске (выбираются глаголы с безударной гласной в корне):
В белый цвет выкрасил мороз леса.
На деревьях лежат следы птиц
выбор проверочного слова:
сринка (сор, сорить)
пскливый (писк, пищит)
записать несколько проверочных слов:
пять, пятый – птерка

·вред, вредно – врдить, врдитель.
Написание безударной гласной зависит иногда от лексической стороны корня, которая понимается из данного контекста. В этом случае даю упражнение, в котором необходимо приписать проверочное слово и вписать гласную:
Нина () полскала собаку. Хозяйка () полскала бельё. Дедушка () запвал лекарство молоком. Певец () запвал весёлую песню.
Я провожу работу индивидуальную над ошибками в процессе изучения нового материала, его закрепления, а также после диктантов.
Вот некоторые упражнения:
найдите слово с безударной гласной в корне, подберите родственное, образуйте новое;
выберите слова с безударной гласной на тему: «Птицы», «Школьные вещи» и др.;
выпишите слово, состоящее: из одного корня, из корня и окончания;
подберите слова к данным схемам:


найдите 5-6 слов в «Словаре» с гласной о (е, и, я) в корне;
спишите слова, вставляя пропущенную гласную (запись приведена на доске): рсую, рсование, зарсовка, нарсовал.
Перед выполнением некоторых заданий, подготовленные учащиеся сообщают дополнительную информацию об изучаемом слове, либо по теме урока.
Например: «Слово комбайн пришло к нам из английского языка. Слова комбинировать, комбинация, комбинезон происходят от латинского «комбинарэ»: ком-вместе, бинарэ-соедитять. Их общая основа «комбин» в английском произношении звучит как комбайн. Так англичане и назвали сложную сельскохозяйственную машину, соединяющую в себе жнейку, соломовязку и молотилку.
Это и многие другие упражнения помогают мне активизировать словарный запас детей и улучшить грамотность.


Выработка и развитие орфографической зоркости
Times New RomanРисунок 3
Выработка и развитие орфографической зоркости
Times New Roman15