«Лучшая методическая разработка урока» Урок по литературному чтению « Н. Носов. «Карасик» 3 класс VIII вида »


https://edu.tatar.ru/community/index/4422?page=8МКУ «Управление образования Лаишевского муниципального района Республики Татарстан».
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Лаишевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III-IV вида»
III районная научно – практическая конференция
«Все мы родом из детства» (Современная детская и подростковая литература), посвящённой памяти Ю.И. Коваля.
Номинация
«Лучшая методическая разработка урока»
Урок по литературному чтению
« Н. Носов. «Карасик» 3 класс VIII вида »

Выполнила: Соловьева Светлана Александровна, учитель начальных классов

Лаишево - 2015
Цели: 1. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве Николая Носова (его биография, произведения);
2. Развивать мышление, речь, память, внимание, усидчивость, беглость и правильность чтения;
3. Воспитывать любовь к чтению, к творчеству Николая Носова, трудолюбие, любовь к животным, честность, дружеское отношение друг к другу.
Оборудование: учебник « Чтение » 3 класс С. Ю. Ильина, Л.В.Матвеева- Лунёва., портрет Николая Носова, произведения Николая Носова, иллюстрации к рассказам, проектор, презентация, аудио-текст.

Ход урока:
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята!
Начинается урок, все готовы или нет?
Ребята, вы подготовили материал о Н.Носове.
2. Изучение нового материала.
1. Предварительная беседа. (Слайд 1, 2).
- Учащиеся рассказывают приготовленные сведения о Николае Носове. Учитель показывает портрет писателя и читает заметку из дополнительного материала.
- Ребята, прочитайте имя автора, чье произведение мы будем сегодня читать. (Николай Николаевич Носов).
- Какие произведения Николая Носова вы знаете? ( Ответы детей).
2. Рассказ учителя о Н. Носове. (Слайд 3, 4, 5).
Николай Николаевич Носов (1908-1976гг.)
В 1957 г. один авторитетный международный журнал произвел подсчет – какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в котором третьим – вслед за М. Горьким и А.С. Пушкиным – оказался детский писатель Носов.
Свой первый рассказ – «Затейники»- он напечатал в журнале «Мурзилка» в далеком 1938 г. Но сегодняшние читатели считают носовских героев своими современниками. Автору этих строк знакома девочка, которая несколько раз перечитала «Повесть о моем друге Игоре», написанную, казалось бы, для взрослых. А один молодой человек лет десяти признался, что, читая «Приключения Незнайки», ощущает себя участником описываемых событий. Пожалуй, более высокой оценки труда писателя нет…
Николай Николаевич Носов не сразу стал профессиональным писателем. К тридцати годам он успел освоить множество профессий – газетного торговца, чернорабочего, землекопа, косаря, возчика бревен… Потом учился в Институте кинематографии в Москве, ставил научно - популярные и учебные кинофильмы. Многое видел, многое знал и умел. И пользовался своими обширными знаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят.
В «Приключениях Незнайки» Носов подробно рассказывает о таких машинах, приборах, инструментах, которым только еще предстояло появиться. Первое издание «Незнайки в Солнечном городе» вышло в свет в 1958 г.- тогда подробно описываемая в книге телевизионная система наблюдения за уличным движением была еще фантастикой. Современные читатели знают, что такая система существует на самом деле. Значит, умел писатель заглянуть в будущее.
И еще один, очень важный момент. Все книги Носова наполнены веселым, доброжелательным изображением героев в смешном виде. Открываешь любую страницу без улыбки, а от неудержимого смеха читать невозможно. Книги Носова Н. были и остаются в памяти читателей.
1.Литературная викторина. (Слайд 7).
- Сейчас проверим, как вы знаете рассказы Н. Носова. Попробуйте узнать их названия, если первые буквы такие:
Ответы:
Кара… карасик
Запла… заплатка
Затейн… затейники.
Друж… Дружок.
- Молодцы, ребята!
А сейчас, мы проведем
2.Физкультминутку. (Слайд 8). Давайте, ребята вместе с Незнайкой сделаем разминку. Звучит аудиозапись «Барбарики».
А). Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
(хлопки над головой)
Мы топаем ногами, топ, топ
(высоко поднимаем колени)
Качаем головой
(головой вперед назад подвигать)
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
(руки поднять, опустить)
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
(присесть и подпрыгнуть)
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем - в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся.
Б). Упражнения для глаз - зажмурить глаза , открыть, зажмурить, открыть. Затем, не поворачивая головы, нарисовать в воздухе глазами круг, цифры от 1 до 5.
3.Работа над новым рассказом «Карасик».
А). Знакомство с рассказом. Аудиозапись рассказа Н. Носова «Карасик». (Слайд 9).
-Над чем вы смеялись во время чтения?
Б). Лексическая работа.
Переливчато……
Отдушина….
- Объяснение смысла слов.
В). Выборочное чтение. Работа по учебнику. (Слайд 10).
- Прочитайте самые интересные эпизоды рассказа выразительно.
- Что подарила мама Виталику?
- Прочитай, как мальчик сначала относился к рыбке.
- О чем предупреждала мама Виталика?
- Прочитай, что предложил сделать Сережа. Согласился ли с ним Виталик?
- Что решила мама, когда не увидела рыбку в акквариуме?
- Что сделал Виталик с Мурзиком? Почему мальчик не хотел пускать кота в дом? Как об этом сказано в тексте? Прочитай.
- Какой поступок совершил Виталику? Хорошо ли он поступил? Почему?
Г). Работа по учебнику.
- Чтение рассказа учащимися с. 169-175.
- Ребята, давайте мы с вами посмотрим аппликацию из гофрированной бумаги, которую мы выполнили на уроках труда. Это наш «Незнайка». (Слайд 11.) Молодцы!
6. Итог урока.
- Понравился ли вам рассказ Н. Носова?
- Кто из героев больше всего понравился? Чем?
- Что полезного для себя узнали из рассказа?
Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение рассказа.