урок познания мира Птицы осенью



Панькова Е.О.,
учитель начальных классов
КГУ «Гимназия им.С.Сейфуллина»
г.Сатпаев Карагандинской обл




Урок познания мира 1 класс
Тема урока. Птицы осенью

Цель: ознакомление с жизнью птиц осенью; выяснение причины отлёта птиц в теплые страны
Задачи: расширить знания детей о птицах, закрепить знания о подготовке к зиме животных, научиться определять группы птиц
Развивать воображение, зрительную и слуховую память, способность к анализу, грамотную связную речь
Воспитывать заботливое отношение к птицам
Оборудование: картинки птиц, игра «Собери картинку, тесты, игра «Кормушка», карта мира с табличками

Ход урока
1. Орг.момент
Любите родную природу –
Озёра, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились.
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.

2. Актуализация знаний
На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, как разные виды животных готовятся к зиме.
Сейчас вы посмотрите разговор лесных жителей и скажите, какие изменения происходят в живой природе осенью.
СЦЕНКА
Выходит ученик в костюме ворона:
- Жители леса! Зима у лесного порога, а все ли к её приходу готовы?
Звери и птицы отзываются:
-Готовы, готовы, готовы
Ворон:
- А вот мы сейчас проверим. Перво - наперво зима холоду в лес напустит - что делать станете?
Откликнулись звери:
- Мы, белки, зайцы, лисицы в зимние шубки переоденемся!
- Мы, барсуки, еноты, в тёплые норы спрячемся!
- Мы, ежи, летучие мыши, сном беспробудным уснём!
Откликнулись птицы:
- Мы, перелетные, в тёплые края улетим!
- Мы осёдлые, пуховые телогрейки наденем!
Ворон: Вторым делом зима листья с деревьев сдерет и снегом засыплет.
Звери: Пусть засыпает. Тише в лесу станет.
Ворон: Третьим делом - зима всех насекомых морозом прищелкнет!
Птицы:
- А мы, дрозды, на рябину навалимся!
- А мы, дятлы, шишки начнём шелушить!
Звери:
- А нам без мух-комаров спать будет спокойнее!
Ворон: Четвёртым делом зима скукою донимать станет! Туч мрачных нагонит, метелей напустит, холодных ветров науськает. День укоротит, солнце за пазуху спрячет!
Звери и птицы:
- Пусть себе донимает! Нас скукою не проймешь!
- Что нам ветры и морозы, когда мы в меховых шубах и пуховых телогрейках.
- Будем сытыми - не заскучаем! (все птицы и звери говорят вместе)

- Какие же изменения происходят в живой природе осенью?

1. Животные одеваются в тёплые шубки

2. Готовят к зиме тёплые норки, берлогу

3. Птицы улетают в тёплые края

4. Исчезают насекомые

3. Постановка целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью птиц осенью и постараемся найти ответы на некоторые вопросы.
Все ли птицы улетают в тёплые края?
Почему некоторые птицы улетают ?
В каком порядке улетают от нас птицы?

4. Изучение нового.
Загадки о птицах

1. Черный жилет,
красный берет,
Нос, как топор,
хвост, как упор. (Дятел)

2.На 1 ноге стоит,
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.( Цапля)

3.Окраской сероватая,
повадкой вороватая
Крикунья хрипловатая,
известная персона,
Это же (ворона)

4. Угадайте, что за птичка,
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

5. Непоседа пестрая,
птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
самая болтливая. (Сорока)

6. Кто эта птица? Никогда
Не строит для себя гнезда,
Соседкам яйца оставляет
И о птенцах не вспоминает.( кукушка)

7. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый (воробей).

8.Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждёт.
Чужие песни петь умеет,
А всё же голос свой имеет.( скворец)

9. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица)

Деление на две группы (зимующие(осёдлые) и перелётные). Дети на местах работают на листе
- Почему вы так разделили?

- А почему же птицы улетают? А почему не все птицы улетают?
Игра «Собери картинку». На столах у детей разложены картинки с изображением птиц на одной стороне и кормом для этой птицы на другой стороне.
1 ряд – насекомоядные соловей, кукушка, ласточки, стрижи
2ряд – зерноядные скворец, дрозд, грачи, сойка
3 ряд – водоплавающие птицы: утки, гуси, цапли, журавли

Вывод: Птицы улетают зимовать в тёплые страны, потому что им нечего становится есть в нашей местности.

- А в каком порядке улетают птицы? Почему?
Ф и з м и н у т к а.
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
-Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова – правою ногой,
Снова – левою ногой,
После – правою ногой
После левою ногой,
Вот тогда придёшь домой.
-Сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму в теплые края. А раньше люди этого не знали. Они замечали, что птицы осенью куда-то исчезают, потом опять появляются, но весной. Ученые точно определили, где именно зимуют разные птицы: ласточки, стрижи жаворонки – в Африке, утки, грачи, скворцы – во Франции или Италии. Некоторые утки зимуют в Северной Америке. Для этого они надевали птицам на лапки маленькие кольца.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На каждом кольце номер и адрес, где птицу окольцевали. Когда ученые орнитологи других стран встречают такую птицу, они сообщают об этом по указанному на кольце адресу. Так узнают о миграции птиц, о местах их зимовки. Сейчас ученые используют новейшие приборы, при помощи которых информация о передвижении птиц, об их местонахождении поступает на компьютер через спутниковые системы. Также ученые задумывались о том, как птицы находят дорогу домой, как ориентируются. Они ставили опыты: перевозили птиц в самолете и отпускали – птицы возвращались в свои края; перевозили птенцов, но, вырастая, они повторяли путь своих сородичей – возвращались к месту своего рождения и летели зимовать туда, где зимовали всегда их родители. Эту загадку природа, возможно, когда-нибудь нам откроет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Знакомство с зимующими птицами.
- Так почему остаются с нами такие птицы как воробей, ворона, голубь?
Эти птицы живут в городе рядом с людьми. В городах есть немало мест, где можно согреться и найти корм. Эти птицы всеядные. Они питаются тем, что найдут: это и крошки, и личинки, семена, ягодки.
5. Закрепление.
1. Работа с тестами.
Выбери правильный ответ.
1. Птицы – это животные, тело которых покрыто ;
А) чешуёй
Б) шерстью,
В) перьями
2. Выбери перелётных птиц и нарисуй на лапке кольцо
3. Что птицам страшнее:
А) голод
Б) сильный мороз
2. Беседа. А трудно зимующим птицам найти корм зимой? Как можно им помочь?
3. Игра «Покорми птиц»
Выходят ученики.
1 ученик:
Подкормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо.
2 ученик:
Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло.
3 ученик:
Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
6. Итог урока.
На какие вопросы мы нашли ответы? Дома я предлагаю вам нарисовать любую перелётную птицу и составить о ней маленький рассказ.
Учитель:
Спасибо за старание. Ведь главное – желание, А навыки и знание С годами к вам придут. Прозвенел звонок с урока - Поиграть пришла пора. Что узнали на уроке, Не забывайте никогда









13PAGE 15


13PAGE 14615




15