Технологическая карта урока окружающего мира Жизнь насекомых осенью

Технологическая карта урока
Учебный предмет : окружающий мир
Тема урока: Осенние изменения в природе. Жизнь насекомых осенью.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся


Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная


Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности

1 этап урока «постановка цели и задачи урока»
Формулирование проблемы
Учитель : создает условия для формулировки цели и постановки задач
Фронтальный опрос (контроль за осмыслением учащимися учебных задач)
Фиксация предположений учащихся (помогает учащимся удерживать УЗ в течение всего урока)
Ученик: «Что мне надо узнать?»

Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Создание проблемной ситуации
Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации
Побуждение к формулированию учебной проблемы
Принятие от учеников формулировок проблемы

Ряд карточек с названиями различных насекомых (бабочки, тли, божьи коровки, кузнечики, муравьи, шмели, осы, комары)
- Как вы думаете как готовится к зиме каждое из этих насекомых? Что происходит в их жизни с наступлением осени?
1.Фиксирует предположения
2.Обращает внимание на разнообразие и противоречивость предположений
- Итак, вопрос остается открытым: как же готовятся к зиме насекомые?
Формулируется цель исследования: изучить особенности жизни насекомых осенью, проверить выдвинутые предположения.
1. Слушают вопросы учителя
2. Отвечают на вопросы учителя
3. Высказывают свои предположения о теме урока
1.Выдвигать гипотезу и обосновывать ее
2. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
3. Делать выводы
1. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
1. Учатся слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания
1. Контролируют правильность ответов обучающихся
1. Учатся слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу.
2.Учатся высказывать свои предположения
3 Учатся определять и формулировать цель деятельности на уроке

2 этап «открытие нового знания»
Учитель : побуждает к поиску собственного плана решения
Организует решение УЗ в группе
Стимулирует учащихся к исследовательской деятельности
Ненавязчиво контролирует и консультирует
Создает ситуацию успеха
Ученик : «Как я буду узнавать?»

Составление плана исследования
(диалог)
1. Слушают вопросы учителя
2. Отвечают на вопросы учителя
3. Высказывают свои предположения о плане исследования
Сделать мини-газету
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме
Слушать и понимать речь других
Донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме
Составление плана под руководством учителя
Учатся работать по составленному плану

Исследование в малых группах

Предлагает текстовый материал о жизни насекомых осенью, план ответа с незавершенными предложениями
1. Читают текст
2. Готовят сообщение
3. Рисуют мини -газету
1. Делать отбор информации
2. Ориентироваться в тексте, находить ответы на вопрос
3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе простейших моделей
Работают в группе
1.Работать в группе
2. Разрешать конфликтные ситуации
3 Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения
4. Распределять между собой порядок представления результатов групповой работы

1.Учатся работать по предложенному плану
2.Проговаривать последовательность действий
3. определять степень успешности своей и чужой работы

Обмен информацией

3 этап «Первичное закрепление»

Дает возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы

Пересказывать небольшие тексты

Донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме

Высказывать свое предположение
Определять степень успешности своей и чужой работы

Организация информации

4 этап «Самостоятельная работа с проверкой в классе»
Учитель создает условия для
Анализа полученного результата с точки зрения поставленных задач
Организует выбор заданий по теме
Разноуровневые задания

Предлагает организовать полученные сведения
- Какие группы можно выделить? Какой признак можно положить в основу классификации?

Перерабатывать полученную информацию, классифицировать

Слушать и понимать речь других
Донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме

Высказывать свое предположение
Отличать верно выполненное задание от неверного

Связывание информации, обобщение

5 этап « Решение тренировочных упражнений»

Формулирует обобщение урока
- Посмотрим на первую группу. Эти насекомые. И т.д.
- Что мы теперь можем сказать о поведении насекомых осенью? Какое заключение можно сделать об их поведении, о том как они готовятся к зиме?
Отвечают на вопросы учителя
Перерабатывать полученную информацию, обобщать
Ориентироваться в своей системе знаний

Слушать и понимать речь других
Донести свою позицию до других, оформлять свои мысли в устной форме



Подведение итогов, рефлексия

6 этап «Контроль»
Учитель создает условия для помощи учащимся в организации оценивания своих действий и действий одноклассников
Ученик «Что я узнал? На каком уровне я узнал?»

Возвращается к гипотезам детей.
Выясняет, какие из них подтвердились, а какие нет
Кратко повторяет найденную информацию

Формулировать тезис и приводить доказательства к нему



Учатся определять степень успешности своей и чужой работы


15