Характеристика индивидуальной модели развития профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы (из опыта работы Понеделко Н.И.)


Характеристика индивидуальной модели развития профессиональных компетенций учителя русского языка и литературы в контексте профессионального стандарта педагога
(из опыта работы Понеделко Н.И., учителя русского языка и литературы МБОУ Скородумовской СОШ Каменского района Ростовской области) Модернизация современного образования с позиций гуманистических подходов требует нового взгляда на характеристику профессионализма учителя, то есть его профессиональной компетентности. Модель формирования профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы, как известно, можно представить в виде набора следующих компетенций:
ключевые компетенции: культуроведческая, коммуникативная, информационная, диагностическая;общепредметные компетенции: психолого-педагогическая, методическая, инновационная, рефлексивная;
узкопредметные компетенции: языковая, лингвистическая, лексикографическая, лингвокраеведческая, исследовательская.
У меня, как и у каждого учителя русского языка и литературы, разработана собственная, индивидуальная модель развития указанных выше профессиональных компетенций. Постараюсь доходчиво охарактеризовать ее.
Выполняя требования профессионального стандарта педагога, я стремлюсь развивать у себя такие профессиональные компетенции учителя, которые повышают у школьников мотивацию к обучению и формируют лингвистическую культуру, что так необходимо, на мой взгляд, в современном образовании. Чтобы эта цель оказалась в конечном счете достигнутой, я считаю необходимым выполнение следующих задач:
поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности учащихся в коммуникации как жизненно необходимого для человека процесса;
реализовывать установку учащихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате;
стимулировать сообщения учащихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии в семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства;
обучать учащихся методам понимания сообщения: анализу, структуризации, реорганизации, трансформации, сопоставлению с другими сообщениями, выявлению необходимой для анализирующего информации;формировать культуру диалога, организуя устные и письменные дискуссии по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.
организовывать публичные выступления учащихся, поощряя их участие в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и конференции;
обсуждать с учащимися образцы лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п., поощрять индивидуальное и коллективное литературное творчество, в том числе культивировать у них стилистическое следование существующим литературным образцам, включая упомянутые;
поощрять участие учащихся в театральных постановках, стимулировать создание ими анимационных и других видеопродуктов;
совместно с учащимися находить и обсуждать изменения в языковой реальности и реакции на них социума, формировать у учащихся «чувство меняющегося языка»;
совместно с учащимися использовать источники языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода («народной лингвистики»);
моделировать те виды профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных учащихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио, разработка сценария театральной постановки или видеофильма);
формировать у учащихся культуру ссылок, цитирования, сопоставления, диалога с автором, нетерпимое отношение к нарушению авторских прав, недобросовестным заимствованиям и плагиату. Знакомить учащихся с современными методами обнаружения этих этических и правовых нарушений.
Для получения конкретного образовательного результата педагогической деятельности я использую такие методы:
метод создания ситуации успеха;
метод диалога;
метод творческих проектов;
рефлексивные методы;
метод педагогической поддержки
Я считаю, что именно эти методы помогут обучающимся приобрести такие необходимые качества, которые будут способствовать их успешной социализации. Это пространство свободы для принятия учениками самостоятельных решений, развитие их творчества, выбор способов деятельности и реализация личностных качеств каждого ребенка.