Из опыта работы учителя русского языка по теме Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку










Системно-деятельностный подход
в обучении русскому языку

Из опыта работы учителя русского языка и литературы
Кукановой Татьяны Николаевны
МКОУ «Большедворская ООШ
Бокситогорского района Ленинградской области




























«Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом том, что новые знания не даются в готовом виде. Вот что такое “деятельностный подход” в образовании!» (А.А.Леонтьев).
Основная особенность деятельностного метода заключается в деятельности обучающихся. Дети «открывают» знания сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути и прочно усваиваются. Добытое в самостоятельном поиске и собственным трудом становится личным достоянием.
На первом месте стоит не накопление учащимися ЗУН в узкой предметной области, а становление личности, ее “самостроительство” в процессе деятельности ребенка в предметном мире.
Под деятельностным подходом понимают такой способ организации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором они являются не пассивными «приёмниками» информации, а сами активно участвуют в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, способного быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Но чтобы ученик хотел и мог ставить цели своего познания, надо создать ситуацию, в которой он вынужден был бы это делать. Таких приёмов и методик достаточно. Например, можно пойти от собственного незнания, по причине которого уже допущены ошибки. При подготовке к контрольному диктанту повторяется правило постановки знаков препинания в предложении с прямой речью. Предлагается записать предложение и расставить знаки препинания. Класс изучает тему «Сложное предложение» и идёт по «накатанной тропке»: между словами автора и прямой речью ставит запятую. Возникает проблемная ситуация: что же помешало выполнить задание верно? Ученики говорят, что не узнали предложение с прямой речью, забыли его опознавательные признаки. Но как только выяснили, в чём состоит особенность этого предложения, вспомнили правило постановки знаков препинания. Из проблемы вытекает потребность сформулировать цель и задачи дальнейшей деятельности: вспомнить структуру предложения с прямой речью, каково назначение каждой части предложения и их взаиморасположение, от чего зависит постановка знаков препинания. Поставленные задачи уже намечают и ход дальнейшей деятельности.
Изучение темы «Обращение в 5 классе» начинаем с обсуждения речевой ситуации: Женя шла по улице незнакомого посёлка. Вдруг на террасе одной дачи она увидела сестру. Ольга сидела к ней спиной и не замечала Женю. Девочка остановилась в нерешительности. Как она должна была привлечь к себе внимание сестры? Дети предлагают разные варианты. Но сходятся в мнении, что надо было просто назвать её по имени, а значит, использовать обращение.
При изучении темы «Буквы И-Ы после Ц» в 5 классе проблемную ситуацию создаём в начале урока при повторении правописания приставок на З-С. В объяснительный словарный диктант включаются слова с начальным корневым Ц: расцарапать, исцелить, бесценный и др. При анализе этих слов даётся характеристика звука «Ц», в которой акцент делается на том, что это звук ТВЁРДЫЙ. Какая буква должна писаться после буквы «Ц» - И или Ы? Ребята уверенно называют «Ы», потому что И указывает на мягкость предыдущего согласного. Почему же тогда в знакомых словах «цифра и цирк» пишем И, а в словах «пальцы и улицы» - Ы? Из возникшей проблемы вытекают цель и задачи деятельности: узнать, почему так и каким правилом руководствоваться.
Когда ребёнку ясны цели и задачи его деятельности, и есть вопросы, требующие чёткого и ясного ответа, он готов отправиться на поиски истины.
Деятельностный подход изучения русского языка требует того, чтобы ученик включился в активное исследование языковых фактов путем от наблюдения к анализу и соответствующим выводам, которые он сделает сам под руководством учителя. Изучая правописание приставок на З-С, работаем с текстом: « Мы отправились в путь на самом восходе солнца. До самого горизонта тянулась бесконечная степь. На её зелёно-золотистой поверхности появлялись яркие разноцветные пятна распустившихся цветов. К полудню некоторые из них исчезли. Всё отчётливее раздавались гудение, жужжание, звонкий гомон бесчисленных насекомых. Высоко за облаками беззвучно летели самолёты, расчертившие небо белыми полосами. А на земле было безлюдно и спокойно.» Задание: выписать из текста слова с приставками на З-С, распределив их в два столбика, обозначить приставки и подчеркнуть первый корневой согласный – путь наблюдений над языковым явлением. Охарактеризовав конечный согласный приставки и первый корневой согласный, учащиеся сами приходят к выводу правила и составлению опорной схемы.
В 6 классе работу над темой "Местоимение" начинаем с анализа небольшого текста.
«Тускло-раскаленное солнце стояло высоко в небе. Солнце нещадно палило землю. Лучи солнца, казалось, хотели уничтожить все живое. Ветра не было уже двое суток. Ветер как будто куда-то спрятался. В горячем воздухе застыли листья деревьев, тонкие травинки, лепестки цветов, пушинки одуванчиков. В горячей истоме застыл мир».
Учащимся предлагается оценить текст с точки зрения его правильности и выразительности. Они отмечают, что в тексте есть речевые ошибки: повтор одних и тех же слов – и предлагают устранить их заменой местоимениями. Таким образом, выявляется роль местоимений в тексте, повторяется известное об этой части речи и начинается введение нового материала.
Выявленные путем самостоятельного поиска знания необходимо систематизировать, поэтому серьёзное внимание мы уделяем работе с опорными схемами и конспектами. С 5 класса вводим в активное употребление так называемую «толстую тетрадь», или тетрадь – справочник, куда заносим в виде схем и опорных конспектов изучаемые правила. Зачем это нужно? Учащиеся пользуются учебниками из школьной библиотеки и в конце учебного года их сдают. Если возникнет потребность что-то повторить, учебника под рукой нет. На помощь приходит наша тетрадь. Работа по составлению опор учит выделять главное, приводить в систему полученные знания, свободно говорить на лингвистическую тему, опираясь на условные обозначения, то есть в какой - то мере работает и на будущий экзамен – готовит к сжатому изложению в 5 классе опорные схемы составляем коллективно, В 7 классе учащиеся уже способны эту работу выполнять самостоятельно и выставлять на конкурс свои варианты опорного конспекта, схемы. Путём аналитического сопоставления выбирается лучший вариант.
Деятельностный подход в изучении предмета диктует правило: изучай науку в связи с реальной жизнью и другими школьными предметами. Поэтому на уроках используется материал, имеющий отношение к литературным, государственным, историческим датам. Например, ежегодно через уроки русского языка и литературы мы отмечаем День Лицея. С 5 класса начинается работа над структурой, композицией и стилистикой текста в зависимости от типа речи. По теме «Фонетика» в 5 классе, отмечая 19 октября, на фоне презентации проводим комплексный анализ текста:
Восстанови текст:
1. Среди зачисленных в первый лицейский класс был и Александр Пушкин.
2. 200 лет назад ясным октябрьским днем в Царском Селе под Петербургом состоялось торжественное открытие Лицея.
3. Именно он сделал Лицей гордостью России.
4.На его открытие собрались именитые гости, родственники будущих лицеистов, приехал царь.
Задания к тексту:
Почему слово Лицей в данном тексте пишется с большой буквы?
Объясни употребление заглавной буквы в словах текста.
Найди слово, в котором происходит озвончение глухого согласного в позиции перед звонким.
Найди слово, в котором происходит оглушение звонкого согласного на конце слова.
Выпиши слова, в которых буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают два звука.
Выпиши слова, где для обозначения мягкости согласного используется Ь.
Разбери по составу слова: родственники, зачисленных, приехал, октябрьским.
Запиши в транскрипции слова: состоялось, ясным, Петербургом, сделал.
Урок - исследование занимает важное место в практике учителя русского языка. Например, при изучении сложных случаев пунктуации в СПП можно взять отдельные пред ложения, разобрать их и сделать вывод. А можно поступить по-другому. Предложить учащимся для анализа небольшой текст. Такой, где многое надо попытаться представить обратиться к своим жизненным наблюдениям, справочникам, чтобы найти ответы на возникшие вопросы. Предложить текст мастера художественного слова.
Когда умирают кони – дышат,
Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гибнут,
Когда умирают люди – плачут.
Это первая встреча учащихся с поэтом Велимиром Хлебниковым. Конечно, надо дать хотя бы самую короткую информацию о нем. И прежде, чем разбираться в структуре предложений, надо подумать над его содержанием. В деятельность приводится в первую очередь ум и чувства, а затем умение использовать свои знания по грамматике.
К активной деятельности подвигает учеников и проектная деятельность: обдумать выбранную или предложенную тему, собрать материал, систематизировать его, художественно оформить –для этого надо много знать и уметь, действовать не на удалую, а осознанно.
Вот аннотация пятиклассника к проекту «Прилагательное – самая изобразительная часть речи»
Работая над проектом, я хотел доказать правильность высказывания лингвиста Виктора Владимировича Виноградова, что имя прилагательное – самая изобразительная часть речи.
Я расскажу о ходе своего исследования.
Сначала я прочитал весь текст "Сказки о рыбаке и рыбке".
Подчеркнул в нём словосочетания "прилагательное + существительное"
Затем напечатал их на отдельном листе, чтобы легче было анализировать
Сосчитал, сколько в тексте прилагательных – их оказалось 55
Выбрал завершённый эпизод, сосчитал в нём количество слов и прилагательных. Оказалось, что прилагательные составляют 1\10 часть всех слов.
Затем я исключил из текста отрывка все прилагательные и пришёл к выводу, что текст потерял свою выразительность.
После этого я сгруппировал все прилагательные по значению. У меня получилось 9 групп. Среди них самыми большими по количеству оказались группа с оценочным значением - 15, постоянные прилагательные-эпитеты: «золотая рыбка» - , выполняющие роль имени собственного, и «синее море» - , выполняющие роль географического названия
Выяснил, что многие прилагательные в сказке могут иметь синонимы и антонимы, так как они обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени.
Выяснил, что устаревшие имена прилагательные и существительные помогают нарисовать картину жизни наших предков.
Таким образом, понаблюдав за ролью имён прилагательных в тексте "Сказки о рыбаке и рыбке", я пришёл к выводу, что слова В.В.Виноградова правильны, имя прилагательное – самая изобразительная часть речи.
Этот проект выполнен в формате подготовки к сочинению на ОГЭ.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что системно – деятельностный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочнить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей.









15