Ярмарка: «Мастерами славится Нижегородская земля»

Ярмарка: «Мастерами славится Нижегородская земля»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами России. 2. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному декоративно – прикладному искусству. 3. Формировать обобщенные знания и умения, различать стили декоративной живописи. 4.Воспитывать уважение к народному творчеству
Цели:
1. Развитие познавательной активности детей. 2. Знакомство с народными ремеслами России.
Оформление класса:
Под русскую горницу, звучит мелодия народных русских песен. Ведущие и ребята одеты в русские народные костюмы. Звучит мелодия "Коробейники",
Учитель: Ребята! Вы, конечно, догадались, почему наша встреча началась с русской народной песни?
1.ведущий
На Руси уж так идет, Что талантливый народ Сам себе и жнец, и швец, И на дудочке игрец. И блоху он подкует, Дом добротный возведет, Утварь всю по дому справит, Чашей полной дом тот станет
2.ведущий Наша Русская земля испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

1.ведущий
А в Нижегородском крае народных, художественных промыслов великое множество, вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Откуда пошло название “промыслы”?
Скоморох
Здравствуйте, гости званные и желанные! Люди старые и молодые, женатые и холостые, Милости просим нам! Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки! Ребята-молодцы, весёлые удальцы! Почтенные и молодые, полные и худые – Мы рады гостям, как добрым вестям! Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!

2.ведущий
– Видите, какие яркие красочные лотки на нашей ярмарке? К нам съехались умельцы со всего Нижегородского края, приехали людей посмотреть и себя показать, представить свой “товар лицом”;

1.ведущий пусть каждая группа ребят расскажет о своём художественном промысле
Городецкая роспись
1. К нам на ярмарку, прибыли купцы из города Городец. Они прославились расписной деревянной посудой и игрушками. Самое примечательное в городецкой росписи – это конь и диковинные птицы в окружении сказочных цветов. И получается, как будто живут они в сказочных садах. Их рисуют на дверцах шкафчиков, на спинках детских кроваток и стульях, на кухонных досках. В Городце всегда любили сказки поэтому и изделия получаются такими сказочными.
МАСТЕРА ИЗ ГОРОДЦА 2. Привезли вам поклон и подарки свои Со сторонки родной, где живут журавли. С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой, Где умыты раскаты голубою водой. Городецкая роспись – как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая стать Здесь такие букеты, что нельзя описать. Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать. Посмотрите на роспись – сочность красок манит. Городецкая роспись нам душу веселит.
3. Из липы доски сделаны, И прялки, и лошадки Цветами разрисованы, Как будто полушалки. Там лихо скачут всадники, Жар птицы ввысь летят И точки черно- белые На солнышке блестят
4. Знает каждый молодец,  Чем прославлен Городец, Знает каждый мальчуган Про купавку и розан. В росписи у мастеров Много красочных цветов. Самый яркий и прекрасный, Это цвет, конечно красный. 5.Можешь цвет найти любой: Синий, желтый, голубой. Нарисуем кистью ловко Для цветов два подмалевка. После замысел свой смелый, Оживим мы краской белой. Можно в сказке очутиться, И цветы здесь есть и птицы.
6.Наши доски расписные, посмотрите вот какие. Всем хотим вам показать и подробно описать. По розанам и купавкам городецкий скачет конь, И цветами весь расписан, до чего красивый он. Коль на досочке девица иль удалый молодец, Чудо – конь и чудо – птица, Это значит Городец!
Хохломская роспись
7.Еще об одном промысле нам хочется рассказать о хохломе. «Золотая» роспись деревянной посуды появилась на Руси в 16 веке, зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из мягких пород дерева из липы, березы, осины. Сейчас хохломские художники и мастера выпускают огромное количество самых разнообразных изделий: мебель, женские украшения, сувениры, бытовые предметы хозяйственного назначения..
ХОХЛОМСКИЕ ГОСТИ . 8.А начнём мы с легенды. Когда-то давным-давно от царской немилости сбежал в леса за Волгу мастеровой человек. Срубил себе избу, смастерил лавки, стол, полки, дело дошло и до посуды. Из дерева же вырезал он себе чашки, плошки, ложки. Прилетали к нему птицы, он стал их кормить пшеном. Однажды среди прочих птиц прилетела к нему жар-птица. Он и её накормил пшеном. Когда птица улетала, в благодарность за доброту, взмахнула она крылом, коснулась его посуды – и она стала золотой. Никто жар-птицу не видел, потому каждый хохломской мастер рисует её по-своему. Кроме птиц нарисованных, вырезают и посуду в виде птиц: чаши, ковши, братани.
И, кроме птиц, очень любят хохломские мастера рисовать различные сказочные
9.Простые по форме. А радуют взор, Богат и наряден чудесный узор. По золоту фона затейливой змейкой Орнамент здесь вьётся, попробуй, сумей-ка! А где-то кудрины по чёрному полю - Мерцают, как звёзды, в небесном узоре. Ещё характерен для всей Хохломы Чудесный рисунок волшебной травы.
10.Хохлома ты моя золотая, Твой характер цветист без прикрас, Над Россией жар-птицей взлетая, Ты волнуешь придирчивый взгляд. Чтоб светлели суровые лица, Украшай вдохновенно дома, Чудодействуй в веках, мастерица, Золотая моя Хохлома!

11.Роспись хохломская Словно колдовская. В сказочную песню Просится сама. И нигде на свете Нет таких соцветий Всех чудес чудесней Наша Хохлома
12.Деревянная чашка, Деревянная плошка И, как будто простая, Деревянная ложка. Но узорочьем дивным Они расцветают, Как посуда нарядна – Она золотая!
13.Вся в цветах она, в листьях И в ягодах алых, На ветвях золотых Стаи птиц небывалых. До того хороша, Восхищенья не скрою! Называют её Золотой хохломою.

Семенов
14.город Семенов – родина и столица ложкарного промысла». Семеновские чудо-ложки, золотые, яркие, красивые так радуют глаз и согревают душу. Ложки – традиционно лучший сувенир из России, они могут многое рассказать об удивительных русских умельцах, сохранивших древние секреты.

Ведущий зачитывает Легенда о Семене Ложкаре. . Жил в сосново-березовом краю Семен Ложкарь. Семен мастерски резал ложки. Жил мастер со своей женой Катериной и дочкой Авдоткой. ! И пошла про Семена слава по лесам, городам Поволжья». Решил грозный царь воевать . Все было собрано, только нечем было в походе есть, ложек не хватало. Сыскали по приказу царя в глухих лесах Семена-умельца, должен был он к весне сделать сто сороков ложек кленовых для царских воевод, опричников, попов и монахов; в сто раз больше ложек березовых для стрельцов, пушкарей и работных людей. Выполнил заказ мастер. Ушли в поход воины с двумя деревянными ложками: коренной и запасной. Дивились чужеземцы деревянным ложкам: как исправно русские ими еду хлебали и потом на них играли. Сами пробовали есть и довольны оставались: ложкой не обжигали губы, как серебряной, а после еды она не зеленела, как медная. Захотелось и им такие ложки поиметь К следующей весне заказал царь ложек в сто раз больше. «Так вот поработал Семен-Ложкарь , все березы и клены далеко кругом дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил – дерева не хватило». Посоветовал больше за ложками не приезжать. Не послушался его опричник и приехал со стражниками по весне. Увидели, что ложек мало, и «заковали в железы Семена-Ложкаря и погнали в гиблые места из-под земли свинец и медь добывать». А избу мастера сожгли «Когда прошел среди народа слух, что между Волгой и Керженцем хорошая земля под березовыми вырубками пустует, потянулись люди на Семеновы пустоши». Зазеленела одинокая береза, а когда сережки созрели, разнес ветер семена по просторам Заволжья, выросли вокруг молодые березовые леса. Лет через тридцать-сорок пришел в эти места из-за Камня старец. Когда спрашивали его, чей он, отвечал: «Молодым был ничей, потом стал царским, а теперь опять ничей!» И трудно было старожилам узнать в страннике Семена-Ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семена-Ложкаря дела не забыли. Разыскал старик заросшее лесом пожарище, построил тут себе избушку и начал делать березовые ложки». Простой народ стал обедать новыми ложками и захотел перенять мастерство Семена. Старый ложкарь никому не отказывал, всех учил. А люди так и тянулись в эти края, ставили избы и продолжали дело мастера. Выросло большое селение, а вокруг много деревень. «Там, где была избушка старца Семена, родился и вырос целый город Семенов.

15.Ложки разные бывают И на них порой играют. Отбивают ритм такой. Сразу в пляс пойдет любой.

16.Ложки пусть не фортепиано. Но у них свое пиано. Есть и форте, даже трели, Как у струн виолончели.
17. Если виртуоз играет, Ложки будто бы летают. Их в руках по три, по пять, Трудно даже сосчитать.
Полхов майданская  роспись
18. Полхов майданская  роспись значительно моложе Хохломской и Городецкой ее особенности сложились в  20-х г. ХХ в. Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением деревянных расписных игрушек.
19. Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.
20. Из далекого села Полхово-Майдана Привезли игрушки к нам прямо. Подходи ближе - нагибайся ниже, Стой, смотри до вечера, Кому делать нечего.
21. Ай-да игрушки - Разноцветные, яркие, пестрые, блестящие. Бочонки, копилки, Матрешки, грибы. Они не малы, Да и не велики. Грибы-то не лесные, А все расписные.
22. Тут свистулька- пташечка-пикулька Расписное яичко, А на нем птичка, птичка-невеличка. Яблоки не с яблони, а деревянные, До чего ж румяные!
23. Тут матрешка в полховском платочке: Алые цветочки-лепесточки, А на кофте – крапинки, кружочки, Пестрые спиралечки да точки.
24. Свистульки, тарелочки В ярких цветах, И солнце, и речка, И домик в кустах. Свободная роспись: Шиповник цветет, И яблочки зреют, И травка растет. Рисуют черным На стеблях цветы, И яркие краски Сочны и просты
25. Хороши игрушки-тарарушки Та-ра-рушки, Та-ра-рушки – Это русские игрушки, Очень славные, Да забавные, да нарядные, не – на – глядные
ЖБАННИКОВСКАЯ ГЛИНЯНАЯ СВИСТУЛЬКА
26.Городецкая земля родина целого созвездия народных художественных промыслов. Жбанниковская свистулька  один из них. В деревне Жбанниково существует интересный промысел - изготовление из глины свистулек в виде птичек, барашков, козликов. Когда-то неподалёку от деревни Жбанниково было найдено месторождение черной глины с золотой россыпью, которая при обжиге становилась красной.
27.Сначала из нее стали делать жбаны для кваса -отсюда название села, - а потом и свистульки, которые издавали очень красивый чистый звук. Свистулька очень древний вид игрушки. При помощи забавных свистулек наши предки отгоняли злых духов и привлекали добрых. Точное время происхождения промысла неизвестно, однако мы знаем, что на территории средневекового Городца археологами были найдены глиняные свистульки в слоях XII–XIII веков
28.Хоть весь базар обойдете, Лучшей свистульки не найдете. Свистульки наши повсюду славятся Подходите скорее и вам понравятся. «Свист хорош, товар пригож»
.29. “Глиняная свистулька” Птица-свиристелка, Звонкая поделка! Ну-ка, ну-ка, говори, Что там у тебя в нутрии? -Верь, не верь ли, мой хороший, А в нутрии-то - ничего, Кроме двух сухих горошин И дыханья твоего. /
Из поколения в поколение передавалось народное ремесло. По сей день в Городце,Семенове и Хохломе живут народные умельцы, продолжающие дело своих предков. И радуют нас своей сказочной посудой и игрушками.
У нас прошла чудесная ярмарка, на которой мы вместе увидели чудесные товары разных городов. Узнали о чудо – мастерах и их чудесных промыслах и традициях. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Вы на ярмарке побывали? Товар свой показали? Все рассказали – Ничего не забыли?
А сколько существует других народных промыслов с чудесными художниками-мастерами, чьи изделия вызывают восхищение людей по всей земле.
30.Славилась Россия чудо-мастерами, Дерево и глину в сказку превращали. Красками и кистью красоту творили; Своему искусству молодых учили.
31. Велика Россия наша, и талантлив наш народ. О ее творцах- умельцах на весь мир молва идёт. Золотая Хохлома, ею не налюбуются, И в Париже, и в Нью-Йорке Хохлома красуется.

32. Если купишь ты свистульку, будешь трели выводить, Мастеров свистульки этой ты не сможешь позабыть. Русский сувенир покорил весь мир Любовались гости чудом, громко восхищалися – Городецкой красотой сражённые осталися,
33.Наша русская матрёшка не стареет сотню лет. В красоте, в таланте русском весь находится секрет. Мастеров Руси великой во весь голос прославляй!
ПРИЛОЖЕНИЕ: Легенда о Семене Ложкаре. . Жил в сосново-березовом краю Семен Ложкарь. Семен мастерски резал ложки. Жил мастер со своей женой Катериной и дочкой Авдоткой. ! И пошла про Семена слава по лесам, городам Поволжья». Решил грозный царь воевать . Все было собрано, только нечем было в походе есть, ложек не хватало. Сыскали по приказу царя в глухих лесах Семена-умельца, должен был он к весне сделать сто сороков ложек кленовых для царских воевод, опричников, попов и монахов; в сто раз больше ложек березовых для стрельцов, пушкарей и работных людей. Выполнил заказ мастер. Ушли в поход воины с двумя деревянными ложками: коренной и запасной. Дивились чужеземцы деревянным ложкам: как исправно русские ими еду хлебали и потом на них играли. Сами пробовали есть и довольны оставались: ложкой не обжигали губы, как серебряной, а после еды она не зеленела, как медная. Захотелось и им такие ложки поиметь К следующей весне заказал царь ложек в сто раз больше. «Так вот поработал Семен-Ложкарь , все березы и клены далеко кругом дочиста на ложки срубил, а царский урок не выполнил – дерева не хватило». Посоветовал больше за ложками не приезжать. Не послушался его опричник и приехал со стражниками по весне. Увидели, что ложек мало, и «заковали в железы Семена-Ложкаря и погнали в гиблые места из-под земли свинец и медь добывать». А избу мастера сожгли «Когда прошел среди народа слух, что между Волгой и Керженцем хорошая земля под березовыми вырубками пустует, потянулись люди на Семеновы пустоши». Зазеленела одинокая береза, а когда сережки созрели, разнес ветер семена по просторам Заволжья, выросли вокруг молодые березовые леса. Лет через тридцать-сорок пришел в эти места из-за Камня старец. Когда спрашивали его, чей он, отвечал: «Молодым был ничей, потом стал царским, а теперь опять ничей!» И трудно было старожилам узнать в страннике Семена-Ложкаря. Глаза его выцвели от пыли и пота, кожа побурела от ветра и солнца, голова побелела от лютой невзгоды, а спина согнулась от работы не по силам. Но умелые руки Семена-Ложкаря дела не забыли. Разыскал старик заросшее лесом пожарище, построил тут себе избушку и начал делать березовые ложки». Простой народ стал обедать новыми ложками и захотел перенять мастерство Семена. Старый ложкарь никому не отказывал, всех учил. А люди так и тянулись в эти края, ставили избы и продолжали дело мастера. Выросло большое селение, а вокруг много деревень. «Там, где была избушка старца Семена, родился и вырос целый город Семенов.

Заголовок 2 Заголовок 315