Классный час Мастерами славится земля русская…


Классный час 24.04.2013, проведенный в 4б классе Е.В. Кадабцовой
Тема: Мастерами славится Земля русская…
Цели и задачи: обобщить знания учащихся о русских народных промыслах; воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам; развивать нравственные и эстетические чувства, способствовать развитию интереса к своей стране и воспитанию чувства любви к Родине.
Оборудование: образцы хохломской росписи, жостовский поднос, оренбургский платок и паутинка, павлопосадские платки, изделия из бересты, матрёшки, иллюстрации по теме, карточки с новыми словами: набивной рисунок, убрус, шлихта, цветки, гравёр, Эпиграфы к уроку:
“Работа хороша, если в ней польза и душа».
«Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
Ход урока
Русская земля богата талантами. В каждой семье можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики -на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров. В России очень много мест, где с любовью создаются великолепные предметы и изделия, неповторимые по своей красоте! Многие вещи и предметы, сделанные человеком стали гордостью и лицом нашей страны. Сегодня наш классный час будет посвящен знакомству с народными промыслами России. Давайте совершим путешествие в этот волшебный красочный мир. Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты.
Ученик : Здравствуйте, гости званные и желанные!
Люди старые и молодые, женатые и холостые,
Милости просим на наш праздник!
Здравствуйте лебёдки, здравствуйте молодки!
Ребята-молодцы, весёлые удальцы!
Почтенные и молодые, полные и худые –
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Всех привечаем, душевно встречаем, на ярмарку приглашаем!
(1-я группа) о павлопосадских платках.
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Прежде считалось, что чем тоньше рисунок и богаче цвет, тем красивее шаль или платок. ПАВЛО-ПОСАДСКИЕ НАБИВНЫЕ ПЛАТКИ - шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад известны более 200 лет. А каков же традиционный рисунок Павловского платка или шали?
Распустившиеся крупные розы с бутонами в букетах и венках располагались в углах и по кайме, иногда в центре платка. Гибкие стебли с резными сочными листьями, россыпь мелких ярких цветков , пышный букет.
Уже в 1865 году на выставке в Санкт-Петербурге Павловские платки получают серебряную медаль; затем бронзовая медаль на международной выставке в Париже в 1889 году; золотая медаль в 1896 году в Нижнем Новгороде.
В 1960-70е годы ручное производство не успевало удовлетворять спрос на узорные шали; они пользовались огромной популярностью, как в России, так и за рубежом. В это время появились первые печатные машины (фотопечать).
Технология
Платки из высокосортной шерсти проклеивали для прочности специальным составом – шлихтой. Многоцветный узор печатали ручными набивными досками, которые назывались «цветки». Далеко за пределами губернии славились Павловские гравёры и резчики по дереву, изготовлявшие (цветки) для платков и шалей. Сколько цветов и оттенков в рисунке платка, столько деревянных “цветок” резал мастер. “Цветку” склеивали из 3-х слоёв дерева: клёна, груши и ореха – по краям, а центр из прочной сосны или ели. Такая доска не коробилась от работы и не стиралась.
(вторая группа)Изделия из бересты
Начать с загадки
Русская красавица стоит на поляне
В зелёной кофточке, в белом сарафане. (береза)
На Руси нет, пожалуй, более известного дерева, чем берёза. О ней сложено много песен, стихов, пословиц, загадок. Белоствольная красавица всегда была украшением русских лесов.
Берёзовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений.
Не зря в старину говорили, что берёза поит, кормит, обувает, одевает и красотой своей глаз восхищает.
4. Посуда из бересты сохраняет продукты от плесени и сырости.
5. Обувь из коры берёзы - лапти - лёгкая и удобная.
6. Береста - прабабушка бумаги. Она хорошо режется, склеивается, плетётся, сшивается. На ней можно рисовать, писать, выжигать.
7. Собирают бересту ранним летом, когда заканчивается движение сока в дереве, причём только с берёз, которые повалены в бурю или спилены.
8. Есть несколько примет для начала заготовления бересты:
- когда прогремит первый гром;- как только появятся комары;- когда листья на берёзе станут размером с пятачок.
(3-я группа) МАТРЕШКА
Отгадайте загадку: Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных, в разноцветных сарафанах в гости к нам они идут. Угадайте, как зовут?
Кто матрешку сделал, я не знаю.
Но известно мне, что сотню лет
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая,
Покоряет кукла белый свет.
Где он краски брал, искусный мастер,
В нивах шумных, в сказочном лесу?
Создал образ неуемной страсти,
Истинную русскую красу.
На щеках навел зари румянец,
Неба синь всплеснул в ее глаза
И матрешка через всю планету
До сих пор уверенно идет.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И летит за ней по миру слава
О безвестном мастере-творце!
Наверное, вы думаете, что матрешке лет двести, триста или более того? Нет, матрешка молода. Ей всего сто лет. Биография ее начинается с одного, казалось бы, совсем незначительного случая. В Подмосковье, на берегах живописной речушки Вори раскинулось старинное поместье Абрамцево. Это место творческая мастерская для художников, музыкантов, писателей и артистов.
И вот однажды к обитателям Абрамцева попала японская деревянная кукла - фигурка добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились и послужили прообразом нашей матрешки.
Лучший мастер игрушечных дел В.Звездочкин с большим старанием, вручную изготовил первую модель. В истинно крестьянском духе с любовью к веселой яркости расписал белую болванку художник С.Малютин. Эта матрешка состояла из восьми фигур. Изображала она девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках, за девочкой шел мальчик…
Вот так появилась миру новая игрушка. Окрестили ее матрешкой соответственно крестьянскому обличью. В 1900 году русская матрешка появилась на Всемирной выставке в Париже. Ее своеобразная форма и роспись очаровали иностранцев. Начался массовый вывоз матрешек за границу. И поныне матрешка – это исконно русский сувенир для иностранцев.
В истинно народных промыслах можно выделить несколько основных стилей росписи и изготовления матрешек :
1. Загорский ( Сергиев – Пасад = г.Загорск )
2. Семеновский ( г.Семеново )
3. Мериновский ( с.Мериново )
4. Полховский ( с. Полховский Майдан )
5. Вятский ( г.Вятка )
При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль : обязательно шаль, передник и сарафан , при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили.
(4-я группа) ХОХЛОМА
Хохломская роспись-
Алых ягод россыпь.
Отголоски лета
В зелени травы,
Рощи – перелески,
Шёлковые всплески
Солнечной медовой
Золотой листвы.
Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится сама,
И нигде на свете
Нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней
Наша Хохлома.
Названа эта роспись деревянной посуды по имени села, расположенного в Нижегородской области, в селе Хохлома. Продавалась эта замечательная посуда на ярмарках. А вот и легенда, как появилась на свет хохлома.
В древние времена жил в Москве мастер – живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.
Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.
Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера – художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем.
Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор. Красный- любовь, преданность. Черный - торжественность. Золотистый - свет, солнце.
Самые ранние произведения хохломы в собрании Русского музея относятся ко второй половине XIX века. Они насчитывают около 170 разнообразных по назначению предметов быта. Посуда представлена мисками и чашками любых размеров: от маленьких, похожих на десертные розетки, до огромных 70-80 сантиметров в диаметре;
(5-я группа) Оренбургский пуховый платок — это вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.). Впервые появился в XVIII веке.
Оренбургский ажурный пуховый платок - один из символов России. Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке.
Оренбургские платки бывают нескольких видов:
простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел.
паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Такие паутинки и косынки используются для повседневной носки.
палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию аналогичен паутинке.
Работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок. На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного - "паутинки" - 195 часов.
Талантливые оренбургские вязальщицы создавали редкие по своему мастерству образцы пуховых платков. Особенным изяществом славилась ажурная паутинка, имеющая длину и ширину по 2.5 метра и весящий 70 - 80 граммов. Ее свободно можно уложить в скорлупе гусиного яйца и протянуть через обручальное кольцо.
(6-я группа)ЖОСТОВО
На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев,
Лесной подснежник первый….
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.
Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства - расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале 19 века
неподалеку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево.
Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают черной краской, а потом лаком.
Жостовская роспись – это цветочная композиция. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Затем поднос украшается рамкой, лакируется и полируется.
Борта подносов расписывают лёгким "золотым" орнаментом. Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. Современная технология изготовления жостовских подносов практически не отличается от применявшейся ранее.
В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины.
Слово учителя. Все мастера рассказали о своих промыслах. Помимо этих народных промыслов, существуют и другие. На доске вы видите иллюстрации и городецкой росписи и палехской, полохов-майданской и другие. Ответьте на вопросы:
- Прочитайте эпиграфы. Подумайте, какой из них больше подходит к нашему классному часу?
- Почему посуда хохломских мастеров выглядит как золотая?(свой способ,,золочения,,. Посуду натирали оловянным порошком, покрывали олифой и нагревали в печах. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь нее, становилось похожим на золото.)- Как расписываются посадские платки? Неужели вручную? (Посадские платки не расписывают. Узоры на наших платках печатают. Сначала на деревянной форме вырезают изображение, цветка, потом наносят на форму краску и печатают этот цветок на платке. Каждый цвет печатается с отдельной доски. Для одного платка таких досок нужно несколько десятков.)-Какие узоры печатают на посадских платках? (На посадских плат-ках могут быть 2 типа узоров: цветочный-роскошные садовые цветы и турецкий – огурцы.)
-Какой промысел среди перечисленных самый древний ?(Самая древняя- хохлома. Этому промыслу 700 лет.)-Кто из мастеров делает роспись по металлу? ( Это жостовские мастера. Кузнецы делают подносы, а художники расписывают их лаком и красками.)2. Практическая часть. Мы сегодня попробуем создать то, что делали почти все крестьяне повсеместно, независимо от того, где проживали. Это оберег. Выглядели они по-разному, но всегда делались с любовью и хорошим настроением.
На столах у детей приготовлены лоскуты ситца (или бязи), нитки, синтепон. Дети по руководством учителя делают куколку для охраны семейного очага.
Итог занятия
- Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели образцы изделий народных мастеров. Эти образцы народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край. Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.
Спасибо.