Краеведение как фактор идентификации формирующейся личности

Краеведение как фактор идентификации формирующейся личности.
Н.П. Калуцкая,
преподаватель русского языка и литературы
ОГАОУ СПО «Валуйский индустриальный техникум»,


Говоря о культурно – нравственном облике подрастающего поколения, мы имеем в виду одну из самых значимых составляющих личности – духовно – нравственную. Тема формирования этой составляющей широка и многопланова, как сама философия. Обретение духовности и нравственности – сложный, многоступенчатый процесс. Начало этого процесса связано у человека с экзистенциальными поисками "себя самого", которые, в свою очередь, упираются в проблему идентификации.
В работе И.Т. Фролова «Введение в философию» сущность этой проблемы представлена следующим образом: «Обсуждая идентификацию как фазу морально - практической ориентации, чрезвычайно важно принять во внимание следующее обстоятельство. Человек всегда уже застает себя внутри определенной группы (родственного и дружеского круга, класса, сословия, этноса, вероисповедания). Принадлежности к ней он не выбирает (в том смысле, в каком мы говорим, что не выбираем родителей). Исходная естественная включенность в группы (и даже в совокупность групп, тем или иным способом упорядоченную) не зависит от воли и сознания индивида и задает, обусловливает многие его установки и качества. Последнее, однако, вовсе не означает, будто человек - просто функция своего "социального происхождения". Как личность он не только может, но и должен встать в осознанное и этически обоснованное отношение к своему кругу, сословию, классу, этносу, вероисповеданию, - должен признать или отклонить их достоинства, согласиться или не согласиться с их особыми нормами. Решая эту задачу, личность непременно вовлекается в проблематику нравственного оценивания истории (локальной, национальной и общечеловеческой)» [литература 1].
Исходя из этой точки зрения, осмелюсь утверждать, что культурно – нравственный облик личности немыслим без нравственного оценивания ею локальной истории, то есть истории и культуры малой родины. Именно поэтому преподавание предметов социально - гуманитарного цикла сначала в системе НПО, а теперь и в системе СПО я всегда связывала и связываю с творческим осознанием студентами духовной жизни малой родины.
Какие возможности для этого дают педагогам Белгородчины: а) культура региона и б) учебные программы? Уверена: огромные. Доказательством тому считаю следующие аргументы: абсолютное большинство тем программы по литературе позволяет говорить о непосредственной и значительной причастности наших знаменитых предков к историко – литературному процессу России. Так, в рамках одной из первых тем программы, посвящённой характеристике русской литературы первой половины 19 века, мы с гордостью можем утверждать, что к феномену восстания дворянской элиты в декабре 1825 года имеет отношение уроженец сельца Хворостянка, наш знаменитый земляк, заслуживший справедливое звание Первого Декабриста, Владимир Федосеевич Раевский. При изложении этой темы я, как правило, предлагаю студентам краткую зарисовку, навеянную очерком В.Б.Чеснокова и Б.И.Осыкова «В моих руках светильник чистой веры» [литература 2], в которой Раевский предстаёт другом Пушкина и мужественным узником мрачного каземата, спасшим освободительное движение от преждевременного разгрома. Более подробные сведения студенты при желании могут получить из материалов стенда «Белгородчина литературная», расположенного в кабинете литературы.
Названная учебная тема предполагает также неоднократное обращение к имени В.Г. Белинского. В связи с этим стараюсь не упустить возможности рассказать ребятам о его пребывании в Белгороде летом 1846 года, когда В.Г.Белинский и М.С. Щепкин ехали в Крым «для восстановления здоровья, а может быть, и для спасения жизни», и о дружбе «неистового Виссариона» с нашим выдающимся земляком, уроженцем Алексеевской Удеревки, Николаем Владимировичем Станкевичем (1813 – 1840), которого Белинский оценивал так: «Подумай, – спрашивал он В.П. Боткина, – что был каждый из нас до встречи с Станкевичем или с людьми, возрожденными его духом»[литература 2] .
Урок, посвящённый жизни, творчеству, личности А.Н. Островского, обычно переполнен замоскворецкими и щелыковскими материалами, но при желании всегда можно выделить две – три минуты для заветной страницы из письма А.Н. Островского, пропутешествовавшего в мае 1860 года из Москвы в Одессу, друзьям П.М. Садовскому и С.С. Кошеверову: «За Тулой начинается чернозём, и для нас, северных жителей, очень странно видеть поля и дорогу, точно облитую чернилами, но ещё страннее пыль, которая имеет цвет сажиОт Воронежа до Харькова дорога идёт через Курскую губернию живописнейшими местами. Деревни и сёла расположены или в лощинах, или на склонах высоких гор и, в полном смысле слова, тонут в густых садах. Хаты и самые бедные хатки тщательно выбелены. Города тоже живописны (Нижнедевицк, Старый Оскол, Белгород). Живописнее всех стоит город Короча: по крутому спуску он сбегает в глубокую лощину, сплошь покрытую садами, со всех сторон его окружают высокие меловые горы. Женщины отличаются красотой и самым живописным костюмом, начиная от Воронежа и до Белгорода»
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева лично я воспринимаю как творчество писателя, сформированного, наряду с другими факторами, родной нам аурой Черноземья. Это восприятие я стараюсь, насколько могу, передать студентам, большим подспорьем в этом плане является моё студенческое путешествие в Спасское-Лутовиново, которое по образу и подобию напоминает наши валуйские сёла, а описание орловской природы в «Записках охотника» только подтверждают мои впечатления.
Обсуждая с учащимися биографию А.С. Тургенева, я всегда обращала их внимание на значение периода учёбы в Берлинском университете для будущего писателя. А период этот, как известно, освещён для Тургенева именем уже упоминавшегося мной Николая Владимировича Станкевича, уроженца Мухо-Удерёвки Алексеевского района. Вплоть до 1999 года я опиралась в освещении этого периода на очерк В.Ф. Бахмут «Возродивший духом многих» [литература 2], с появлением учебника «Русская литература XIX века. Вторая половина» Ю.В. Лебедева[литература 3] можно ссылаться на абзац следующего содержания: «И в Берлине, в кружке русских студентов, возглавляемом светлой личностью Н.В. Станкевича, говорили не только о «Всемирном духе». Однажды Станкевич взял со всех участников кружка «торжественное обещание» посвятить все силы борьбе за отмену крепостного права. Это была та самая знаменитая клятва, которую Тургенев называл «аннибаловской»».
Словесникам Белгородчины лишь остается добавить к этому абзацу, какой светлой личностью был Н.В. Станкевич, и вместе со студентами испытать чувство законной гордости за столь удивительные духовные корни родной земли.
Творчество Николая Гавриловича Чернышевского тоже испытало на себе влияние наших земляков. Будучи студентом Петербургского университета, Чернышевский с упоением слушал лекции по русской словесности и эстетике, которые читал профессор Александр Васильевич Никитенко, академик из крепостных, всё той же деревушки Удерёвка Алексеевского района. О его лекциях Белинский писал так: «Академические речи Г.Никитенко выходят из ряда обыкновенных явлений этого рода. Жизненное содержание и блестящее, красноречивое изложение всегда составляют неотъемлемую принадлежность всего, что выходит из-под даровитого пера этого автора».
Обычно я цитирую учащимся отрывок из очерка моего преподавателя по Белгородскому пединституту З.Т. Прокопенко «Академик из крепостных»: «Естественно, что студенты – разночинцы тянулись к Александру Васильевичу, который выгодно выделялся среди казённой профессуры демократичностью, незаурядными педагогическими данными, отзывчивостью к нуждам студентов. Н.Г. Чернышевский, ИИ. Введенский, А.М.Скабичевский и многие другие вспоминали, что профессор помогал им доставать платные уроки, приглашал к себе на еженедельные литературные вечера, был внимателен к литературным и научным интересам своих подопечных, хлопотал об устройстве на работу после окончания университета. Студенты охотно работали под руководством Никитенко. Так, Н.Г. Чернышевский пишет у него кандидатскую диссертацию о комедии Фонвизина «Бригадир», тема докторской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» - тоже была предложена им» [литература 2].
Отставку Никитенко, не пожелавшего при благоприятном к нему отношении совета университета выставить свою кандидатуру на следующий пятилетний срок, Зоя Тимофеевна связывала с потрясением, которое испытал стареющий профессор после расправы над Чернышевским. Об этой связи я говорю студентам.
Но говоря о Чернышевском, нельзя не упомянуть о роковой роли в его судьбе ещё одного белгородца (а точнее – новооскольца), речь идёт о следователе Иване Дмитриевиче Путилине. В двадцать три года  Иван  Дмитриевич  поступает  на  службу  в  полицию, получив должность младшего помощника квартального  надзирателя  на  Толкучем рынке. В первые же годы работы он сумел настолько проявить свои  способности и смелость при поимке опасных преступников, что  удостоился  ордена  Святого Станислава 3-й степени, и с этого момента начинается его  головокружительная карьера. Знаки отличия и повышения по службе следуют одно за другим, множится число раскрытых Путилиным преступлений - о нем уже говорят как  о русском Пинкертоне.   В 1866 году Иван Дмитриевич становится  во  главе  только  что  созданной сыскной полиции Санкт-Петербурга. Однако свои способности он использовал не только для раскрытия уголовных преступлений. Сыщик Путилин вошел в историю русского революционно-демократического движения как один из зловещих персонажей в трагическом деле Н. Г. Чернышевского.
В конце лета 1861 года петербургский военный генерал-губернатор направил знаменитого сыщика на помощь «голубым мундирам» – сотрудникам III отделения собственной его императорского величества канцелярии. В мрачноватом доме у Цепного моста на реке Мойке тогда усиленно обрабатывали переводчика В. Костомарова, весьма тщеславного и трусливого молодого человека. Его арестовали 25 августа по делу о московской тайной типографии. Через несколько дней он выдал М. Михайлова – одного из авторов прокламации «К молодому поколению». А когда Путилин узнал, что он знаком с Н. Г. Чернышевским, началась та гнусная интрига, которая закончилась судебным процессом и жестоким приговором.
Вот так и соединились полицейское рвение и изобретательность Путилина, цели сотрудников III отделения с трусостью, подлостью и фальсификаторскими способностями Костомарова. В результате следствие получило документ – недостающее доказательство. Это была записка: просьба Н. Г. Чернышевского к Костомарову внести исправление в текст прокламации «Барским крестьянам».
Вот такие «сюрпризы» преподносит иногда идентификация. Но эти «сюрпризы» тоже работают на формирование культурно – нравственного облика подрастающего поколения, так как дают возможность глубокого и обстоятельного разговора о важности направленности личности.
Говоря со студентами о личности Николая Алексеевича Некрасова, мы не можем не упомянуть о Некрасове – редакторе журнала «Современник». Эта страница в его биографии воскрешает имя ещё одного выдающегося нашего земляка, уроженца Грайворона, Степана Тимофеевича Славутинского, которого З.Т. Прокопенко называет писателем из круга «Современника»[литература 2]. В 1858-60 гг. Славутинский не только печатается в «Современнике», но по поручению Некрасова, Чернышевского и Добролюбова ведёт раздел журнала «Внутреннее обозрение». В 1860 году связь Славутинского с «Современником» порвалась почти по той же причине, что и у Тургенева, Гончарова и Толстого.
На уроках, посвященных личности Льва Николаевича Толстого, мы имеем возможность упомянуть о двадцатипятилетней дружбе гениального писателя и литературного критика Николая Николаевичи Страхова, уроженца города Белгорода. Переписка между Толстым и Страховым началась в ноябре 1870 года. В 1871 году Толстой пригласил Страхова посетить его в Ясной Поляне. С тех пор Страхов бывал в Ясной Поляне неоднократно. По-разному складывались их отношения, в 80-е годы их переписка стала менее оживлённой, но всё же продолжалась вплоть до смерти Н.Н. Страхова в 1896 году. Отрывок из письма Толстого к Страхову: «В ваших критических трудах я нахожу опыт силы выразить ясно, кратко, точно самые сложные выводы и сочетания мысли. И в этом вы такой мастер, какого я нигде не видал» - доказывает, что белгородский корреспондент Толстого, без сомнения, заслуживает нашей благодарной памяти [литература 2] .
С именем Фёдора Михайловича Достоевского особым образом связаны имена двух замечательных земляков – И.Н. Шидловского и Н.Н. Страхова. Событием чрезвычайной важности в творческом становлении Достоевского многие исследователи считают его дружбу с Иваном Николаевичем Шидловским, уроженцем села Грушевка Бирюченского уезда Воронежской губернии, ныне Волоконовский район Белгородской области. Познакомились они случайно, в гостинице, где Фёдор и Михаил Достоевские остановились в первые дни приезда в Петербург для поступления в военно-инженерное училище в 1837 году; Иван Шидловский, выпускник Харьковского университета по юридическому факультету, определяется в это время на службу в министерство финансов. Силу воздействия Шидловского на Достоевского этого периода А.Г. Достоевская (жена писателя) определяет так «громадное влияние», а Вс. Соловьёв пишет об этом так: «Он (Достоевский) рассказал, между прочим, об этом человеке, который имел на него сильное влияние. Это был некто Шидловский Шидловский, по рассказам Достоевского, был человеком, в котором мирилась бездна противоречий: он имел «громадный» ум и талант, не выразившийся ни одним писанным словом и умерший вместе с ним».
Появление учебника Ю.В. Лебедева сделало урок по биографии Достоевского уроком осознания значительности истории родного края, потому что в отрывке текста, который я поручаю прочитать студентам вслух (с. 236, 3-4 абзац)[литература 2] , прямо упоминается Валуйский монастырь, месторасположение которого, а теперь и храм Игнатия Богоносца, хорошо просматривается из окна кабинета литературы.
На уроках, посвящённых творчеству Ивана Алексеевича Бунина, мы, конечно же, имеем возможность обратить внимание студентов на отрывки из его автобиографической книги «Жизнь Арсеньева» [литература 4]: «За Курском, чем дальше, тем всё теплей, радостней. На откосе вдоль шпал уже густая трава, цветы, белые бабочки, в бабочках уже лето.
– смотри, смотри, какие громадные поля! И уже совсем зелёные! Зачем столько мельниц?
– Ветряков, а не мельниц. Сейчас будут видны меловые горы, потом Белгород».
«В долинах под Белгородом милая скромность празднично цветущих вишнёвых садов, мелом белеющих хат. На вокзале в Белгороде ласковая скороговорка хохлушек, продающих бублики».
Тема «Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет» просто обязывает словесников Валуек рассказать студентам о следующих событиях: в 1942 году штаб Юго-Западного фронта, Политическое управление фронта, фронтовое радиовещание, редакция фронтовой газеты «Красная Армии», Управление военно-восстановительных работ фронта попеременно находились в Воронеже и в Валуйках; редакция газеты «Красная Армия» весной 1942 года размещалась в Валуйках в угловом доме №4 по улице Толстого (студенты при этом обычно называют теперешних жильцов этого дома). В связи со столь солидным представительством в Валуйках в этот период побывали Алексей Сурков, Александр Безыменский, Евгений Долматовский, Андрей Малышко, Леонид Первомайский, Иван Ле, а Александр Твардовский, написавший в Валуйках первые главы «Василия Тёркина», запечатлел наш город ещё и в четверостишии, пользовавшемся большой популярностью в редакции:
«Грязь по колено,
Водки ни струйки,
Вот что такое
Город Валуйки» [литература 5].
У моих студентов оно тоже пользуется популярностью и, конечно же, делает ближе и теплей имя знаменитого литературного «отца» Василия Тёркина.
С творчеством Марины Ивановны Цветаевой есть у меня особая связь, об этом я рассказала на страницах районной газеты «Звезда» в 1999 году [литература 6], этот материал я использую на уроке, посвящённом личности поэта. В зависимости от индивидуальной характеристики группы я перехожу к нему по-разному, возможен, например, такой вариант: в рассказе об эмигрантском периоде в жизни Цветаевой говорю о жизни Эфронов в Париже и сообщаю об определении дочери Ариадны на учёбу к хорошему художнику, а затем спрашиваю: «А знаете, где пригодилась Ариадне Сергеевне французская школа живописи?» Далее следует краткое изложение моей статьи «Анечка, я обязательно напишу о тебе книгу».
Когда на устном экзамене по литературе мои ученики воспроизводят эти наработки по литературному краеведению, я чувствую себя счастливым человеком и верю, что мои усилия отнюдь не напрасны, что я скромно приложила свою руку к сохранению национальной генетической памяти.
Дополнительные возможности для постижения культуры региона дают внеклассные мероприятия, расскажу лишь о нескольких опытах такой работы. Мой интерес к отечественной литературе свёл меня с женщиной удивительной судьбы - Анной Антоновной Кузнецовой, которая в годы войны была обвинена в предательстве, репрессирована и отбывала наказание вместе с дочерью Марины Цветаевой Ариадной Эфрон. Я написала о ней статью в районную газету и решила не упустить возможности организовать встречу А.А.Кузнецовой со студентами. Встречу я назвала так: «Марина, Ариадна, Анна. Три драмы. Три судьбы. Три восхожденья» [приложение 2]
На встрече мы говорили о горьких страницах отечественной истории, о том, что в России всегда найдется горстка людей, которые в состоянии противостоять любой диктатуре, именно эти люди остаются нравственными ориентирами для общества и своим самопожертвованием показывают пример истинного гражданского поведения. Они любили Россию праведной, они хотели уважать её за неповиновение диктатору, они вопреки смерти доказали, что истинный патриотизм - это служение России, живущей по законам нравственности.
Я познакомила студентов со слабой, худенькой женщиной, которая сильна Духом, которая, любя Россию, выстояла, пережив её временщиков. И мы вместе пришли к выводам, что честь и достоинство нельзя отдавать никому и что только такие граждане составляют цвет и гордость Родины, только они в состоянии положить начало в России гражданского общества, без которого не может быть подлинной демократии.
Вместе с молодой коллегой Л.А.Сафоновой для учащихся двух учебных групп (4 поваров и 11 сварщиков) мы подготовили и провели открытый классный час «Война, поэзия, Валуйки», сценарий которого был основан на краеведческом материале времен Великой Отечественной войны. Мероприятие мы приурочили к 63 годовщине освобождения Валуек от фашистов и попытались «погрузить» ребят в события военного лихолетья, которое привело в Валуйки таких корифеев советской культуры, как А.Д.Довженко, А.Корнейчук, В.Василевская, А.Твардовский, А.Сурков и других. Выбор темы в особых комментариях не нуждается, так как священным долгом любого российского учителя мы считаем передачу из рук в руки, из уст в уста духовного огня нации.
Этот классный час убедительно доказал, что использование краеведческого материала - мощнейший рычаг патриотического воспитания учащихся, потому что оно помогает увидеть за государством Родину, почувствовать причастность родной земли к событиям мирового масштаба, испытать законное чувство гордости за свою малую родину, за её вклад в историческую биографию страны, за её удивительных людей.
В ходе подготовки классного часа студенты прошли улицами города, по которым в 1942 году ходили знаменитые поэты, занесенные в Валуйки военным лихолетьем, фотографировали памятные места, пережили волнение, которое испытывает каждый, кто приближается к историческим святыням. А это намного значительнее, чем любая, пусть даже уникальная информация об истории города.
Мы убеждены в том, что, по - новому взглянув на родные места, студенты открыли в привычном детали, которые греют души каждого русского, которые делают нас сопричастными великой истории. А это надежный путь для формирования глубокого чувства патриотизма.
В рамках областного семинара по духовно-нравственному воспитанию в учреждениях НПО с учащимися 4 группы поваров мы провели презентацию рукописного сборника стихов нашего земляка, поэта Ивана Егоровича Овчинникова из села Принцевка Валуйского района. В видеоматериалах этой презентации сохранились её этапы, сердечность и искренность обстановки, порыв правнучки поэта, подарившей музею училища военные награды ветерана.
Важнейшим итогом мероприятия считаю интерактивный характер презентации: учащиеся в ходе её подготовки написали два мини-сочинения «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и «Когда я читаю стихи Ивана Овчинникова»Кроме того силами учащихся был изготовлен сборник стихов поэта с иллюстрациями учащихся.
Русская военная поэзия знает много славных и достойных имен, мы выбрали Ивана Овчинникова, потому что его судьба - доказательство того, что духовно развитая личность способна оценить происходящее вокруг, способна остаться личностью в любых нечеловеческих условиях.
Итак, что же даёт подрастающему поколению идентификация в культуре малой родины? На мой взгляд, ощущение прочных духовных «корней», кровной связи с землёй дедов и отцов. А это ощущение, в свою очередь, делает личность ребёнка, способной к выбору таких нравственных ориентиров, которые абсолютны, вечны и возвышенны.

Список литературы.

1. МФТИ/ Кафедра философии/Учебные материалы/ Фролов, И.Т. «Введение в философию»/ Глава XI/ «Личность»
2. Белгородчина литературная. /Под ред. В. Оводенко - Воронеж, 1979.
3.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – 6 – е изд. – М.: Просвещение, 1999. – 410 с.
4. Бунин, И. А. Суходол. Жизнь Арсеньева. Рассказы. Вступит. Статья Л.В.Крутиковой. Воронеж, Центрально – Чернозёмное кн. изд – во, 1978.
5. Карагодин, М.И. Быть краеведом мне повелел сам Бог/ М.И. Карагодин. - Белгород, 2006г.
6 . Калуцкая, Н.П. «Анечка, я обязательно напишу о тебе книгу /Н.П. Калуцкая.// Газ. «Звезда», 1990, №№ 70, 71, 72.








13PAGE 15


13PAGE 14815




15