Статья на тему Формирование этнической идентификации младшего школьника.


Формирование этнической идентификации младшего школьника
В наше время проблема этнической идентификации находится на стыке интересов этнопедагогики, социологии, истории, культурологии, когнитивной психологии, психологии личности и социальной психологии. Однако раньше интерес к исследованиям в этой области возник в русле общепсихологических и социально-психологических течений. В условиях социальной нестабильности личная идентичность является ведущей и определяющей направления этнической идентификации. В наше время важно осознавать свою идентичность, в частности этническую, чтобы знать для себя — кто я и с кем я? Социальная идентичность — это тот самый ярлычок, который человек навешивает на себя, оценивая свою отнесенность к внешнему миру. И в зависимости от того, какая идентичность будет сформирована у младшего школьника, можно с той или иной степенью достоверности прогнозировать его дальнейшее поведение, принимаемые или отвергаемые ценности и нормы, интересы и принципы, стереотипы и установки.
Проблема этнической идентификации освещена в работах Г.М.Андреевой, Н.В.Антоновой, Н.М. Лебедева, Е.М.Ковалева, В.Н.Павленко, Г.У. Солдатовой, Т.Г.Стефаненко.
Идентификация – отождествление; установление совпадения чего-либо с чем-либо[1, c.183]. Этническая идентификация является частью социальной идентификации личности. Идентичность – психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой этнической общности. В самой же психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям.
В структуре этнической идентичности, как считает Т.Г.Стефаненко, выделяются два основных компонента:
когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя её членом на основе этнодифференцирующих признаков);
аффективный (чувство принадлежности к группе, оценка её качеств, отношение к членству в ней).
Л.М.Дробижева выделяет ещё и поведенческий компонент, который понимается как механизм проявления себя как члена этнической группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях».
Основой этнической идентификации составляет умение индивида различать «своих» и «чужих», что возможно только в случае обладания индивидом необходимых знаний о признаках своей и чужих этнических групп. Основываясь на этих признаках, он и проводит разграничение. Это могут быть как элементы материальной культуры народа, так и элементы духовной культуры, исторические факты или антропологические признаки.
Отношение к собственной этнической общности отражается в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворённость членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа, а негативные – отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных.
В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, которые соотносятся с этапами психического развития ребёнка . Концепцию развития у ребёнка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж.Пиаже. Этническая идентификация рассматривается ним как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. При этом различаются две стороны процесса: формирование понятия «Родина» и развивающиеся вместе с ним образы «других стран» и «иностранцев».
Рассматривая этапы развития этнических характеристик в младшем школьном возрасте, охватывающем период с 6-7 до 10-11 лет, можно отметить следующее: в 6-7 лет ребёнок приобретает первые, фрагментарные и несистематичные знания о своей этнической принадлежности; в 8-9 лет ребёнок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации – национальность родителей, место проживания, родной язык; в 10 лет этническая идентификация формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребёнок начинает отмечать уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры.
В последние годы особое внимание исследователей привлёк ещё один аспект формирования этнической идентичности – появление у индивида чувства неизменности и устойчивости этнических характеристик – этническая константность. И если в период 2-2,5 лет наступает осознание неизменности половых характеристик, то в младшем школьном возрасте, а именно в 8-9 лет, устанавливается осознание постоянства расовых черт.
Итак, процесс этнической идентификации ребёнок проходит в несколько этапов от диффузной до реализованной идентичности. Результатом этого процесса уже в подростковом возрасте является эмоционально-оценочное осознание своей принадлежности к этнической группе. Этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. И всё-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование, процесс становления которой не заканчивается в подростковом возрасте. Ведь внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности.
Использованная литература:
1. Спиркин А.Г. Словарь иностранных слов / А.Г.Спиркин. — М.: Русский язык, 1982. — 608 с.
2. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н.В.Антонова. — М.:Психологос, 1996. — 341 с.
3. Стефаненко Т.Г. Этническая психология и общество / Т.Г.Стефаненко. — М.: Старый Сад, 1997. — 458 с.