Рабочая программа по литературе (6 класс)


йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
Рабочая программа по литературе
2016 – 2017 уч. год
6 класс (3 часа в неделю)
МКОУ Вековская ООШ
Захарова А.В.

Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014) к учебнику «Литература. 6 класс» в 2-х частях, В. П. Полухиной, в.Я.Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2014).
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно- эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение уч-ся вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, усвоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение обще-учебными и УУД;
- использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
-обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействия образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий, организацию общественно полезной деят-ти;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального направления и действия;
-социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся;
-сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно- деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие личности на основе принципов толерантности, диалога и культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;
- переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;
- развитие на основе освоения УУД мира личности обучающегося, его активной учебно – познавательной деят-ти;
- достижение целей личностного и социального развития обучающихся;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;
Цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить уч-ся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалами и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются преставления о специфике лит-ры как искусства слова, развития умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности уч-ся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры худ-ого произведения – от метафоры до композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению худ-ой лит-ры, проектной деятельности уч-ся.
Курс лит-ры строится с опорой на текстуальное изучение худ-ых произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Общая характеристика предмета
Главная идея программы по лит-ре - изучение лит-ры от фольклора к древнерусской лит-ре, от неё – к русской лит-ре 18, 19, 20 веков. Русская лит-ра является одним из основных источников обогащения речи уч-ся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка худ-ых произведений способствует пониманию уч-ся эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Курс лит-ры в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной лит-ры, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т.д.)
Ведущая проблема изучения лит-ры в 6 классе – художественное произведение и автор. В программе соблюдена системная направленность – курс 6 класса представлен разделами:
1. Устное народное творчество
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература 18 века.
4. Русская литература 18 века.
5. Русская литература 20 века.
6. Литература народов России.
7. Зарубежная литература.
8. Обзоры.
9. Сведения по теории и истории литературы.
Также в рабочей программе выделены часы на развитие речи, проектную деят-ть уч-ся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к результатам освоения программы по литературе
Личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской лит-ры, лит-ры 18 века, русских писателей 19-20 века, лит-ры народов России и зарубежной лит-ры;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе лит-ого произведения;
- формирование собственного отношения к произведениям лит-ры, их оценка;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух лит-ых произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы лит-ры как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений лит-ры; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании худ-ых образов лит-ых произведений.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка сочиненийСочинения – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5-1,0 страница, в 6 классе – 1,0-1,5, в 7 классе – 1,5-2,0, в 8 классе – 2,0-3,0, в 9 классе – 3,0-4,0.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.


Примечания:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах...», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4.На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Выведение итоговых оценокЗа учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.
Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Место предмета «Литература» в учебном плане
На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (35 недель). Всего в год – 103 часа.
Учебно-тематический план
Содержание Кол-во часов
Введение. 1 час
Устное народное творчество. 4 часа
Древнерусская литература. 2 часа
Из русской литературы XVIII века. 4 час
Из русской литературы XIX века. 46 часа
Из русской литературы XX века. 24 часов
Зарубежная литература. 15 часов
Повторение, обобщение, итоговый контроль 7 часов
ИТОГО: 103 часа

Произведения для заучивания наизусть
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.
М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.
Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»
1 – 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.
Произведения для самостоятельного чтения
Мифы, сказания, легенды народов мира.
Гомер. «Илиада». «Одиссея».
Русские народные сказки. Сказки народов мира.
Из русской литературы XVIII века
Г. Р. Державин. «Лебедь».
Из русской литературы XIX века
К. Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции».
Д. В. Давыдов. «Партизан».
Ф. Н. Глинка. «Луна». «Утро вечера мудренее». «Москва2.
А. С. Пушкин. «Жених». «Во глубине сибирских руд...». «Выстрел».
К. Ф. Рылеев. «Державин».
Е. А. Баратынский. «Родина».
Н. М. Языков. «Родина». «Настоящее». «Две картины».
Ф. И. Тютчев. «Сон на море». «Весна». «Как весел грохот летних бурь...».
А. В. Кольцов. «Не шуми ты, рожь...». «Лес».
М. Ю. Лермонтов. «Воздушный корабль». «Русалка». «Морская царевна».
А. Н. Майков. «Боже мой! Вчера — ненастье...». «Сенокос». «Емшан».
И. С. Тургенев. «Хорь и Калиныч».
Н. А. Некрасов. «Влас».
Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке».
Н. С. Лесков. «Человек на часах».
Л. Н. Толстой. «Хаджи-Мурат».
А. П. Чехов. «Беззащитное существо». «Жалобная книга».
Из русской литературы XX века
К. Г. Паустовский. «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
В. К. Железников. «Чудак из шестого «Б». «Путешественник с багажом». «Хорошим людям — доброе утро».
А. А. Лиханов. «Последние холода».
В. П. Астафьев. «Деревья растут для всех».
М. М. Пришвин. «Таинственный ящик». «Синий лапоть». «Лесная капель».
В. П. Крапивин. «Брат, которому семь». «Звезды под дождем».
Из зарубежной литературы
Э. По. «Овальный портрет».
М. Твен. «История с привидением».
О. Генри. «Вождь краснокожих».
А. Конан Дойл. «Горбун».
Г. Честертон. «Тайна отца Брауна».

Перечень учебно-методического обеспечения
Печатные издания.
Для учащихся:
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2007.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Мультимедийные пособия.
Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.
Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Интернет-ресурсы:
Художественная литература:
http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор
http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература
http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:
http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»
Календарно - тематическое планирование.

п/пТема урока Планируемые результаты Деятельность учащихся Вид контроля
Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ - 1 ч
1 Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Авторская позиция.
В.Б. Шкловский «В дорогу зовущие» Понимать связи в литературных произведениях Уметь определять понятия создавать обобщения Воспитать любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою Родину. Прошлое и настоящее народа России. Выразительное чтение и обсуждение статьи, В дорогу зовущие. Вн. чт.
Раздел 2. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 4 ч
2 Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни. Приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы Уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств Формировать способность к учению. Формирование основ экологической культуры. Чтение и обсуждение статьи. Выразительное чтение песен. 3 Художественные особенности календарно-обрядовых песен Научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи. Умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Объяснение специфики происхождения, форм бытования, жанрового своеобразия двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной. Выразительное чтение (или исполнение) обрядовых песен. 4 Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. Понимать русское слово его эстетической функции Формировать развитие компетентности Формировать целостное мировоззрение. Объяснение различения пословицы и поговорки. 5 Урок – конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора. Уметь пересказывать, используя фольклор Владеть основами самоконтроля Формировать осознанное уважительное отношение к другому человеку, его мнению. Составление плана ответов на проблемные вопросы РР
Раздел 3. ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 2 ч
6-7 Русские летописи. «Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. Уметь анализировать произведение Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности Формировать чувство ответственности и гордости за знание истории культуры своего народа. Выразительное чтение летописного сказания. Раздел 4. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ХVIII ВЕКА - 4 ч
8 Русская басня. И.И. Дмитриев «Муха» Уметь формулировать собственное отношение к произведению Развивать смысловое чтение Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем. Выявление иносказательного смысла 9 И. А Крылов. "Осёл и соловей". Комическое изображение "знатока", не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. Обучать пересказу текста Уметь создавать обобщения устанавливать аналогии Формировать способность вести диалог. Выразительное чтение басни. 10 И.А.Крылов «Листы и корни», «Ларчик». Знать краткие сведения о жизни баснописца и эпохи, определять идейно-смысловую нагрузку в басне, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла, выразительно читать наизусть, презентовать и защищать собственные иллюстрации к басням, составлять план ответа на проблемный вопрос Освоение социальных норм, правил поведения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование Осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Выразительное чтение басен. 11 Контрольная работа по темам «Басни», «Древнерусская литература» Отвечать на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, по результату адекватно воспринимать оценку учителя, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах Аргументация своей точки зрения.
Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания КР
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ ХIХ ВЕКА - 39 ч
12 Лицейские годы жизни А.С. Пушкина.
Послание «И.И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. Уметь понимать авторскую позицию Уметь владеть основами самоконтроля Формировать умение дружить, делать осознанный выбор в поступках. Выразительное чтение. Выявление лирического послания 13 А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение "Узник" как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. Обучение выразительному чтению. Формулировать собственные мысли Уметь формулировать свое мнение Развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения. Чтение и обсуждение статьи .Выразительное чтение. 14 А.С. Пушкин. "Зимнее утро". Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения "Зимнее утро". Обучать анализу текста Формировать компетентностьв области информационных технологий Воспитывать патриотизм любовь и уважение к Отечеству. Коллективный диалог.
Поиск цитат. РР
15 История создания романа «Дубровский». Изображение русского барства (глава I). Историко-культурный контекст времени. Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
выразительное чтение фрагментов повести, его рецензирование по памятке. 16 Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (главы II, III). Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты, иллюстрирующие понятие «антитеза», особенности жанра дружеского послания, о роли пейзажа в стихотворении, работать со словарем литературоведческих терминов. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры.
выразительное чтение фрагментов повести. 17 Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости (главы IV, V). Бунт крестьян. работать со словарем литературоведческих терминов. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Выразительное чтение фрагментов повести. 18 Что заставило Дубровского стать разбойником? (главы VI, VII) Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Выразительное чтение фрагментов повести. 19 Окрестное дворянство в гостях у Троекурова. Деспотизм хозяина, неуважение к человеческой личности. Трусость, подобострастие, жадность Антона Пафнутьича Спицына (главы VIII – X). Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Выразительное чтение фрагментов повести. 20 Композиция. Сюжет. Романтическая история любви Владимира и Маши. Троекуров и князь Верейский. Судьба Марьи Кириловны и Дубровского (главы XI - XVI) .
Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Выразительное чтение фрагментов повести. 21 Противопоставление характеров Саши и Мити (глава XVII) . Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Выразительное чтение фрагментов повести. 22Развязка романа «Дубровский» (главы XVIII - XIX) Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Выразительное чтение фрагментов повести. 23 Роман «Дубровский» и другие виды искусства Расширить знание жанров лирики, поэтических средств художественной выразительности, подбирать цитаты Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Выразительное чтение фрагментов повести. РР
24 Подготовка к сочинению. Составлять вопросы по теме. Уметь делать выводы. Формировать ответственно е отношение к учению Составление плана. Коллективный диалог. РР
25 А.С. Пушкин. Цикл "Повести Белкина". Умение пересказывать текст, создавать монолог Формировать навыки смыслового чтения Развивать моральное сознание, формировать нравственное поведение. Чтение и обсуждение фрагментов повести .Вн. чт.
26 А.С. Пушкин "Барышня - крестьянка". Умение анализировать художественное произведение. Осваивать правила поведения на основе личностного выбора. Коллективный диалог. Поиск примеров антитезы. 27 М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. "Тучи". Основное настроение и композиция стихотворения, особенности поэтических интонаций. Уметь определять понятия Воспитывать любовь и уважение к отечеству, чувство ответственности и долга перед Родиной. Выразительное чтение 28 М.Ю. Лермонтов. "Три пальмы". Тема красоты, гармонии человека с миром. Уметь использовать речевые средства Формировать доброжелательное отношения, его мнению. Выразительное чтение. 29 М.Ю. Лермонтов. «Листок», «Утес». Обучать выразительному чтению Обучать смысловому чтению Прививать любовь к выразительному чтению. Выразительное чтение. 30 Подготовка к сочинению по анализу одного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Уметь формулировать свое мнение Формировать навыки самостоятельной работы. Составление плана по вопросам. РР
31 И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» Обучать пересказу текста Прививать чувства патриотизма к Отечеству. Чтение. Пересказ. 32 Герои рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» Обучать смысловому чтению Формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку. Создание собственных иллюстраций. 33 Рассказы героев «Бежина луга» Развивать представление о портретной характеристике персонажей, определять роль пейзажа в литературном произведении. Обучать смысловому чтению Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа. Чтение. Пересказ. 34 Природа и ее роль в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг». Обучать словесному рисованию Уметь использовать речевые средства Прививать любовь и бережное отношение к природе. Пересказ изученного рассказа. Чтение по ролям. 35 Обобщающий урок по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг». Обучать смысловому чтению Прививать любовь и бережное отношение к природе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. РР
36 Переходные состояния природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева. Уметь строить логическое рассуждение Прививать любовь и бережное отношение к природе. Создание собственных иллюстраций. 37 Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева. Обучать выразительному чтению Формировать навыки личностного выбора. Поиск незнакомых слов определение из значения. 38 А.А.Фет «Ель рукавом мне тропинку завесила» Формировать компетентность в области информационных технологий Прививать любовь и бережное отношение к природе. Выразительное чтение сказки по ролям и пересказ от лица героев. 39 Сопоставление пейзажной лирики Ф.И. Тютчева и А.А.Фета. Обучать словесному рисованию Уметь использовать речевые средства Прививать любовь к природе. Составление письменного сообщение на тему «Слово о поэте» 40 А.А.Фет. Стихотворения «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…» Воспитывать бережное отношение к человеку. Выразительное чтение. 41 Контрольная работа по творчеству Ф.И.Тютчева, А.А.Фета Уметь сформулировать ответы на вопросы Уметь использовать знания Прививать ответственное отношение к учебе. Различение видов рассказов. Составление письменного сообщения на рассказ по выбору КР
42 Н. А. Некрасов – поэт и гражданин. Стихотворение “Железная дорога”.
Уметь определять понятия Воспитывать ответственное отношение к труду. Выразительное чтение стиха. 43 “Железная дорога”. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль Некрасова о величии народа. Уметь определять понятия Воспитывать ответственное отношение к труду. По выбору:
Создание собственной иллюстрации или подбор электронных материалов. 44 Н.А.Некрасов. Композиция стихотворения «Железная дорога». Обучать выразительному чтению Обучать смысловому чтению Воспитывать ответственное отношение к труду. Выразительное чтение стиха. 45 Трехсложные размеры стиха Формировать представления о ритме, рифме, стопе, строфе, умения определять двусложные и трехсложные размеры стиха Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Формирование умения выразительного чтения и анализа поэтических текстов, работа в группах. 46 Н. С. Лесков – выдающийся русский писатель, знаток и ценитель народной жизни и народного слова. Сказ “Левша”: определение жанра Развить понятие о сказе, владеть понятием “сюжет”, уметь охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. Поиск материалов о биографии и творчестве писателя сиспользованием справочной литературы и ресурсов Интернета
(под руководством учителя).
Устный рассказ о писателе.
Выразительное чтение сказа (в том числе по ролям).
47 Характеристика персонажей сказа “Левша”. Уметь анализировать текст Обучать смысловому чтению Воспитывать ответственное отношение к труду. Конкурс на лучшее инсценирование фрагмента сказа. Составление викторины на знание текста сказа. Создание собственных иллюстраций к сказу 48 «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши. Уметь формулировать свое мнение Формировать осознанное уважительное отношение к другому человеку. Групповая лабораторная работа по тексту повести 49 Особенности языка сказа Н.С.Лескова «Левша» Уметь формулировать свое мнение Формировать осознанное уважительное отношение к другому человеку. Групповая лабораторная работа по тексту повести 50 Контрольная работа по творчеству Н.А. Некрасова, Н.С. Лескова Уметь сформулировать ответы на вопросы Уметь использовать знания Прививать ответственное отношение к учебе. Различение видов рассказов. Составление письменного сообщения на рассказ по выбору КР
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (3 ч.)
51 Встреча с А. П. Чеховым – писателем и человеком. Рассказ «Толстый и тонкий». Формулировать тему, идею Формировать компетентность в области информационных технологий Развивать осознанное и ответственное отношение к поступкам. Описание иллюстрации .Выразительное чтение по ролям. 52 Особенности юмора в рассказе А.П.Чехова «Толстый и тонкий» Владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова; определять, какими средствами писатель создает юмористические ситуации.
Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «комическое», «юмор», составлять викторину на знание текста рассказов Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе Развитие понятия о комическом и комической ситуации.
Подбор цитат к теме «Речь героев и художественная деталь как источники юмор в рассказах А.П.Чехова» Работа со словарями и справочной литературой. 53 Рассказы А.П.Чехова «Пересолил», «Лошадиная фамилия»,
«Смерть чиновника»
Обучать выразительному чтению Уметь работать в группе Прививать любовь к выразительному чтению. Выразительно чтение стихов выбранных по желанию. Вн. чтение
РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА (4 ч)
54-55 Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Я Полонский, Е.А.Баратынский, А.К.Толстой Уметь строить логическое суждение Прививать любовь к выразительному чтению. Выразительное чтение. 56 Сопоставительный анализ стихотворений. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов. Понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Выразительное чтение стихотворений с последующим его рецензированием 57 Контрольная работа по творчеству писателей XIX века Знать изученные теоретико-литературные понятия Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера Групповое выполнение заданий (письменный ответ на проблемный вопрос: «Что особенно дорого читателю в русской поэзии XIX в. о Родине и родной природе?» с последующей самопроверкой КР
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА (8 ч)
58 А.И.Куприн «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Знать, что такое рождественский рассказ, подбирать цитатные примеры, анализировать различные формы выражения авторской позиции, составлять план устного и письменного высказывания. Умение работать с разными источниками информации из ресурсов Интернета находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Выразительное чтение рассказа с последующим его рецензированием 59 Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор» Умение подбирать цитатные примеры, анализировать различные формы выражения авторской позиции, составлять план устного и письменного высказывания. 60 А. Грин. Слово о сказочнике. Повесть
“Алые паруса”. Усвоить понятия жанра феерии, совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки, дать сравнительную характеристику героев Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры Выразительное чтение рассказа 61 Романтические мечты и душевная чистота главных героев повести.
Уметь работать в группе и индивидуально Формировать компетентность в общении со сверстниками. Краткий пересказ рассказа. 62 «Алые паруса» как символ воплощения мечты. Найти авторскую позицию Уметь строить свое суждение Формировать уважительное и заботливое отношение к друг другу. Беседа о главных и второстепенных героев. 63 А.П. Платонов. Литературный портрет писателя. Рассказ «Неизвестный цветок». Познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, своеобразие стилистики платоновской прозы. Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительного отношения к русской литературе. Выразительное чтение рассказа 64 А.П. Платонов «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. Обучать словесному рисованию Обучать смысловому чтению Развивать моральное сознание и компетентность в решении проблем на основе личностного выбора. Беседа о главных и второстепенных героях 65 «Ни на кого не хожие» герои А.П. Платонова Уметь извлекать из текста необходимую информацию. Развивать навыки самостоятельной работы, анализа текста. Создание собственных иллюстраций, отзыва на одно из прочитанных произведений. ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (8 ч.)
66 Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. К.Г. Симонов, Д.С.Самойлов Совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения. Определять особенность звукового оформления, рифму,
настроение, которым проникнуто стихотворение.
Выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного
отношения к русской литературе, к культурам других народов Выразительное чтение стихотворений с последующим его рецензированием. 67 Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной..»Умение выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы 68 В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой» Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое рассуждение, умозаключение. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Выразительное чтение. 69 “Весело и интересно проведенный день” (нравственные проблемы рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”). Развивать понятие о рассказе и сюжете, выразительно читать фрагменты рассказа, анализировать эпизод Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить  логическое рассуждение, умозаключение. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Выразительное чтение. 70 Творческая работа по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» Уметь ответить на вопросы письменно Обучать индивидуальной работе Формировать навыки самостоятельной работы по тексту. Пересказ. РР
71 В.Г.Распутин. Слово о писателе. "Уроки французского". Герои рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. Развивать мотивы и интересы познавательной деятельности Воспитывать любовь к родине. Составление плана ответов данных на уроке. 72 Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Обучать пересказу Уметь разбирать нравственные проблемы Формировать навыки личностного выбора в общении со сверстниками. Участие в коллективном диалоге. 73 Смысл названия рассказа «Уроки французского».
Уметь строить свое суждение Прививать целостное мировоззрение. Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: комплексное повторение, работа в парах ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 ч)
74 В.М.Шукшин «Критики». Особенности героев Шукшина Иметь представление об особенностях шукшинских героев-чудиков», выполнять письменный выборочный пересказ с творческим заданием  Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения. Подбор цитат к теме «Особенности шукшинских героев-чудиков», письменный выборочный пересказ с творческим заданием 75 Образ «странного» героя в творчестве В.М. Шукшина. Уметь извлекать из текста необходимую информацию. Выразительное чтение 76 Ф.А. Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла". Герой рассказа и его сверстники. Формировать ответственное отношение к учебе. Коллективный диалог. 77 Смысл названия рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» Уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов Коллективный диалог РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА (2 часа)
78 Родная природа в русской поэзии 20 века. А.А.Блок, С.А.Есенин, А.А.Ахматова Обучать работе в группах Прививать любовь к природе. Выразительно чтение по ролям. 79 Н.М.Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» Развивать понятие о лирическом герое, выявлять художественно значимые изобразительно – выразительные средства языка, определять их художественные функции в произведении  Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе. Знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей. Выразительное чтение. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (2 часа)
80 Г.Тукай. Слово о поэте". Родная деревня", "Книга". Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе Родины и творчестве разных поэтов Обучать смысловому чтению Развивать чувства патриотизма любви и уважения к Отечеству. Выразительное чтение 81 К.Кулиев. Слово о поэте. "Когда на меня навалилась беда...", "Каким бы ни был малым мой народ..." Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. Развивать чувство патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Подготовка дополнительных материалов о поэте. Вн. чт.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 часа)
82 Мифы народов мира. «Подвиги Геракла» Выразительное чтение. 83 Подвиги Геракла «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Геродот. Обучать смысловому чтению Формировать ответственное отношение к обучению. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. 84 Геродот. Слово о писателе и историке. "Легенда об Арионе". Отличие мифа от сказки. Обучать выразительному чтению Уметь работать в группе и индивидуально Формировать ответственное отношение к учению. Подбор электронных материалов про писателя. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ (12 часов)
85 Гомеровский эпос Отвечать на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). 86 Гомер «Одиссея» (фрагменты) Развивать эстетическое сознание через художественное произведение. Составление письменных характеристик героя. 87 Гомер «Илиада» Развивать эстетическое сознание через художественное произведение. Составление письменных характеристик героя. 88 Контрольная работа по мифам древнегреческим мифам и поэмам Гомера Отвечать на вопросы с использованием цитирования, участие в коллективном диалоге Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации Знание истории языка, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей Знание основных литературоведческих терминов; умения высказывать свою точку зрения, работать с тестами КР
89 Мигель де Сервантес «Дон Кихот» - рыцарский роман Уметь выделить главные вопросы Уметь создавать обобщения Перессказ от лица героя. Вн. чт.
90 Мигель де Сервантес «Дон Кихот» Обучать работе индивидуально и в группах Развивать эстетическое сознание через освоение художественного произведения. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников. Вн. чт.
91 М. Сервантес Саведра. "Дон Кихот". Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ СанчоПансы. Формировать компетентность в общении со сверстниками. Создание собственных иллюстраций к рассказу. Вн. чт.
92 Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада "Перчатка". Проблемы благородства, достоинства и чести. Уметь делать выводы Чтение статьи учебника. 93 П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе» Обучать смысловому чтению Прививать любовь к художественному слову. Беседа о главных и второстепенных героях баллады.
94 «Маттео Фальконе» Формировать умения анализировать литературное произведение понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев  Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе. «Составление сравнительной характеристики героев» по алгоритму выполнения задания. 95 А.де Сент-Экзюпери. Философская сказка «Маленький принц». Обучать работе в группах Прививать любовь к художественному слову. Пересказ о писателе. 96 А.де Сент-Экзюпери. "Маленький принц". Формировать развитие компетентности в области использования информационных технологий Развивать эстетическое сознание через художественное произведение. Беседа о главных и второстепенных героях. ПОВТОРЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ.
97-98 Реализация заданий рубрики «Проект» Уметь работать в группах и самостоятельно. Представление проектных работ. 99-100 Итоговая контрольная работа Уметь выделить главные вопросы. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Формировать навыки рассуждения со сверстниками. Составление развёрнутого устного и письменного ответа. К.Р101 Викторина по итогам года. Задание на лето. 102-103 Резервные уроки Список литературы  для 7 класса
(к учебнику под редакцией Коровиной В.Я.)О твоих ровесниках:1. В.Богомолов «Иван».2. Л.Пантелеев «Ленька Пантелеев».3. А.Свирский «Рыжик».4. А.Грин «Бегущая по волнам» и др. повести и рассказы.5. Н.Дубов «Мальчик у моря».6. Ю.Нагибин «Эхо».7. А.Маршалл «Я умею прыгать через лужи».8. Р.Погодин «Сколько стоит долг» и др. рассказы.9. В.Железников «Путешественник с багажом», «Чучело».О природе и животных:10. В.Бианки «Одинец», «Аскыр», «Мурзук» и др.рассказы.11. Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы».12. Г.Троепольский «Белый Бим Черное ухо».13. Дж.Даррелл «Моя семья и звери».Классики отечественной литературы:14. Н.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».15. А.Куприн «Изумруд» и др. рассказы.16.А.Пушкин «Повести Белкина».17. Л.Толстой «Детство».18. А.Чехов «Налим» и др. рассказы.Зарубежные классики:19. Ч.Диккенс «Приключения Оливера Твиста».20. А.Дюма «Три мушкетера».21. В.Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард».22. М.Твен «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий». 23. Ф.Шиллер «Вильгельм Телль».24. Майн Рид «Всадник без головы».Приключения, фантастика:25. А.Беляев «Человек – амфибия», «Ариэль».26. Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой», «Таинственный остров».27. И.Ефремов «Звездные корабли», «На краю Ойкумены».28. Ф.Купер «Последний из могикан», «Пионер», «Следопыт», «Зверобой».29. Г.Мартынов «Каллисто», «Каллистяне».30. Г.Уэллс «Человек – невидимка».31. К.Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли».32. Р.Брэдбери «Ржавчина» и др. рассказы.