Урок русского языка в 7 классе по теме Изъявительное наклонение глагола


Урок русского языка в 7-м классе по теме "Изъявительное наклонение глагола"
ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: Формирование у учащихся понятия о наклонениях глагола, о формах изъявительного наклонения; закрепление умения находить нужную информацию в тексте.
РАЗВИВАЮЩИЕ: Развитие речи, умение логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развитие умения выделять главное.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: Осуществлять нравственное воспитание.
ТИП УРОКА: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
ВИД УРОКА: урок-путешествие
Оборудование: флипчарт, картины, таблица
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.II. Работа по теме урока. Слово учителя. -Здравствуйте, ребята. У нас сегодня с вами необычный урок - урок- путешествие. А позвала нас в дорогу вот эта пригласительная на экскурсию, где указан и обратный адрес: Республика Грамматика, Познавательная область, город Глаголов, улица Наклонений. Этот город очень богат словами, ни один город, расположенный рядом с городом Глаголов, не может похвалиться таким разнообразием. А город этот необычный, не просто нам будет туда попасть. Только умным и прилежным открыты туда дороги. А вот и первая преграда. Не пустят нас с вами в город Глаголов, пока ключики к этим замкам не подберем. А ключи –это ваши правильные ответы на задания.
1.ЗАМОК . Что такое глагол?
2. ЗАМОК. Что такое инфинитив?
3. ЗАМОК
Найти среди данных слов глаголы?
дворец, играть, просьба, сказка, оригинальный, выполню.
 (После выполнения заданий учитель открывает доску, где крупно написано:4."Город Глаголов. Улица Наклонений"
-Молодцы, ребята! Вот и открылись ворота этого необычного города. Добро пожаловать! Я уже говорила, что город этот очень большой, много в нем улиц, площадей. И за 1 урок мы, к сожалению, сможем посетить только одну улицу-улицу Наклонений. А вот и она.
III.Объявление темы урока и целей. Начнём изучение изъявительного наклонения. Формирование новых понятий и способов действия. Знакомство с теоретическим материалом.
Изъявительное наклонение. Наклонение – одна из грамматических категорий глагола. Эта категория обозначает, насколько реально действие, о котором говорится в предложении и которая обозначена глаголом. В русском языке есть три наклонения: изъявительное, повелительное и условное.
Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле. Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, по видам.
Например: пишу - настоящее время, писал - прошедшее время, буду писать - будущее время .Работа по таблице
IV.Применение. формирование основных умений и навыков.
1.Образуйте возможные формы изъявительного наклонения от данных слов:
НАПИСАТЬ , БРОСАТЬ, ЛЮБИТЬ
2.Составьте предложения, употребляя глаголы изъявительного наклонения
(упражнение 2)
3.Чтение текста, ответы на вопросы.
Выполнение задания текста: Из текста выпишите глаголы изъявительного наклонения, составьте и напишите 2 предложения с ними.
4.Образуйте от данных глаголов формы СВ и НСВ:
Читать, строить
- Немалый путь мы с вами прошли, пора и перекусить. А вот и кафе, где делают отличные коктейли, причем очень необычные. Ведь из разных частей слов получаются новые слова! Вот первый коктейль:
1. приставку в слове УВИДЕТЬ
2. окончание в слове ДУМАЕТ
3. . возвратный суффикс в слове КАТАТЬСЯ
4. приставку в слове ПОДПИСАЛ
5.корень в слове СКАЗКА
6. суффикс прошедшего времени в слове БРОСИЛ
- Молодцы, ребята! Вижу я, что не случайно мы были с вами приглашены в город Глаголов: много мы знаем про жителей этого города, хорошо их изучили. Давайте отблагодарим жителей чудесного города.
Я буду читать предложения, а вы найдите предложения с глаголами изъявительного наклонения:
1. В гостях веди(пов.накл..) себя культурно, сдержанно. 2. Воспитанный гость обязательно спросит (изъяв. накл..), куда ему сесть. 3.Мальчики сначала усаживают (изъяв.накл.) девочек.4.Было бы (сослаг.накл.) неприлично выходить из-за стола во время еды. 5.Сиди (повел.накл.) за столом спокойно.6 Не размахивай (повел.накл.) руками. 7.Хороший гость, уходя, обязательно поблагодарит (изъяв.накл.) хозяев за гостеприимство и радушный прием.
А теперь попрощаемся с жителям города Глаголов . Думаю, они остались довольны нами, ведь мы очень много знаем о них, уважаем их и ценим. -А теперь нам пора возвращаться домой.
V.Итоги: О каком наклонении мы сегодня узнали?
Что обозначает изъявительное наклонение?
VI.Рефлексия (составление кластера)
VII.Домашнее задание: стр.108 упражнение 4
VIII.Оценивание работ учащихся на уроке