Урок русского языка по теме: Слова, выражающие чувства


Учитель начальных классов
Михалева Е. Б.
Русский язык 2класс
Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи». ( ОС «Школа 2100»)
Цели урока:
- познакомить учащихся с междометиями, раскрыть их роль в речи.
– развитие умений находить слова, которые выражают чувства, и определять характер чувства.
Задачи:
1.познакомить учащихся с междометиями;
2. выяснить, какова роль междометий в речи;
3. рассмотреть какие чувства могут выражать междометия;
4.совершенствовать орфографические навыки;
5.развивать умение выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Умение эмоционально выражать свои чувства и понимать переживания других, умение сочувствовать, сопереживать;
осознание практической важности умения узнавать и использовать в речи междометия.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Умение определять и формировать тему и цель деятельности с помощью учителя;
умение высказывать свое предположение;
умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.
Познавательные:
Умение пользоваться словарем для получения необходимой информации;
умение делать выводы в результате совместной деятельности.
Коммуникативные:
Умение оформлять свои мысли;
слушать и понимать речь других людей;
учиться работать в паре.
Предметные результаты:
Умение видеть и выделять изученные орфограммы;
развитие умения ставить вопросы к изученным частям речи;
умение опираться на свои знания и опыт при открытии новых знаний;
умение узнавать и использовать в своей речи междометия.
Задачи урока:
- исследовать, какова роль междометий в речи;
- рассмотреть на примерах, какие чувства могут выражать междометия;
- совершенствовать орфографические навыки;
- развивать умение выражать свои мысли в речевой деятельности.
Ход урока:
Этапы урока Развитие УУД
1.Оргмомент
-Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
Личностные УУД – мотивационная основа учебной деятельности (сохранять положительное отношение к учению).2.Словарная работа СЛАЙД 2 – 4
- Записать только словарные слова. Проверка. Какие слова не записали? Почему? Какой вопрос можно задать к этим словам? Как называются эти слова? Какая тема урока? СЛАЙД 5
- Тему урока вы сформулируете позже, а пока я назвала ее так:
… КАК ТРУДНО ЖИТЬ НА СВЕТЕ, НЕ УСВОИВ…
- Какие задачи мы поставим на этот урок? СЛАЙД 6
выяснить на какой вопрос отвечают слова
узнать, для чего в нашей речи нужны эти слова
как они называются
ЛУЧ ЗНАНИЙ
- Что мы уже выяснили?
- На какой вопрос отвечают?
- Что обозначают?
Вывод: К словам – междометиям нельзя поставить вопрос. Эти слова не обозначают ни предмета, ни признака, ни действия .- Давайте поиграем и выясним, что обозначают.
Регулятивные УУД – учиться работать по предложенному плану, осуществлять пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД – уметь анализировать и синтезировать информацию, делать выводы; осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания.
Коммуникативные УУД – понимание возможности и важности различных мнений.
3. Совершенствование знаний о междометиях.
- Посмотрите на экран, прочитайте слова: ого, о, ура, ах, эх, ой, ох, ай, ух, ха-ха, фу, эй, ну и ну, баю-бай, ба, ага, ау... СЛАЙД 7
- Почему стоит многоточие? Потому что их много и мы знакомимся только с небольшой частью.
- Ребята представьте, что завтра у вас каникулы. Выберите нужное слово и составьте предложение.
- Ура! Завтра каникулы!
- Какое чувство выражает слово - ура?
- Чувство радости.
- Какое слово вы выберете, если я скажу, что завтра у вас будет четыре урока чтения.
- Ого! Четыре урока чтения!
- Какое чувство выражает слово - ого?
- Чувство удивления, недоверия.
Вывод: С помощью этих слов можно выразить чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
- Попробуем сформулировать правило. Что мы узнали об этих словах ? СЛАЙД 8
- Осталось узнать, как эти слова называются.
Познавательные УУД –
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
выделение необходимой информации; использование знаково-символических средств(алгоритм).
Регулятивные УУД – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
4. Работа по учебнику:
- Значит, какая тема урока?
СЛАЙД 9
Познавательные УУД – уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.
Регулятивные УУД – уметь формулировать и сохранять заданную цель урока, слушать, когда говорят другие.
5. Творческая работа.- А сейчас немного творчества. Работаем в парах. У вас на столах листочки, в них записаны предложения, вам необходимо вставить в предложение подходящее междометие.
- Проверим. Прочитайте предложения с междометиями. Какие чувства они выражают?…, карандаш сломался! …, начинается урок! …, какая прелесть! …, кого я вижу! …, как я люблю мороженое! …, какая большая рыба! …, хорошо быть кадетом! …, какой сильный мальчик! …, как больно!
- Обратите внимание, где в предложении стоят междометия?
Регулятивные УУД – учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Уметь удерживать внимание на определённом виде деятельности.
Коммуникативные УУД – уметь работать в группе, договариваться, понимать важность различных мнений.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
7. Работа с предложениями на экране.
- Прочитайте предложения, назовите междометие, что какие чувства выражают?. СЛАЙД 10
Ах! Какая красота в лесу! - восхищение
Ах, как я боюсь! - страх
Ах, едва стою я на ногах! - усталость
- Какие чувства выражает междометие «АХ»?Сделаем вывод – одинаковые ли чувства выражают одинаковые междометия?
Познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, на основе выделения их существенных признаков.
8. Правило написания предложений с междометиями.- Где в предложении стоят междометия?- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения?- Какие знаки препинания могут стоять после междометий?- С какой буквы пишется следующее слово в предложении, если после междометия стоит запятая?- С какой буквы пишется следующее слово в предложении, если после междометия стоит восклицательный знак?
Познавательные УУД –проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
уметь осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания.
Коммуникативные УУД –
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
9. Письмо по памяти.
- Назовите орфограммы в первом предложении.- Запишите предложение в тетрадь. - Проверьте написанное.
Регулятивные УУД – принимать и сохранять учебную задачу, планировать дальнейшие действия в соответствии с поставленной задачей.
10. Итог урока.Мне, сказало Междометье, -
Интересно жить на свете.
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрек, запрет.
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет…
Те, кого охватит страх,
Произносит слово… (Ах!)
У кого тяжелый вздох,
Произносит слово …(Ох!)
Кто встречается с бедой
Произносит слово …(Ой!)
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово …(Эй!)
У кого захватит дух,
Произносит слово …(Ух!)
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья!
- Что узнали нового о междометиях?(2-3 ученика отвечают) Молодцы! Значит…(смотрим на экран) СЛАЙД 11 Междометия – это слова, к которым нельзя поставить вопрос. Они выражают разные чувства. Эти слова делают речь ярче, эмоциональнее, богаче.
- Какие задачи ставили на уроке? СЛАЙД 12
ЛУЧ ЗНАНИЙ
Регулятивные УУД – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД –внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Личностные УУД – адекватная реакция на оценку учителя, товарищей.
11. Самооценивание- Сегодня самооценку проведем немного иначе
- Оцените свою работу на уроке по десятибалльной системе ( на полях)
Регулятивные УУД – уметь осуществлять самооценку, оценивать правильность выполнения действий (видеть положительные и отрицательные моменты, влияющие на правильность выполнения задания)
Личностные УУД – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
12. Домашнее задание:
- Творческая работа
Составить рассказ из 3 – 4 предложений, используя междометия.
Регулятивные УУД – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные УУД –
осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебного задания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
…, карандаш сломался! …, начинается урок! …, какая прелесть! …, кого я вижу! …, как я люблю мороженое! …, какая большая рыба! …, хорошо быть кадетом! …, какой сильный мальчик! …, как больно!
…, карандаш сломался! …, начинается урок! …, какая прелесть! …, кого я вижу! …, как я люблю мороженое! …, какая большая рыба! …, хорошо быть кадетом! …, какой сильный мальчик! …, как больно!
…, карандаш сломался! …, начинается урок! …, какая прелесть! …, кого я вижу! …, как я люблю мороженое! …, какая большая рыба! …, хорошо быть кадетом! …, какой сильный мальчик! …, как больно!