Урок по литературе в 9 классе«Татьяна – нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга.» (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)


Урок литературы в 9 классе:
«Татьяна – нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга.» (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»)
Дьяченко Людмила Михайловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ Индустриальная СОШ
Цели урока: обучающая- на основе анализа образа Татьяны Лариной показать, что она нравственный идеал А.С. Пушкина, создать условия для анализа и обобщения изученного материала;
развивающая- развивать умение логически мыслить, делать выводы, а также развивать культуру речи;
воспитывающая - осмысление нравственно-этических понятий.
Оборудование : проектор, экран, компьютер.
Пояснения к уроку: в течение урока на доске выстраивается цепочка качеств
героини. Это необходимо, чтобы подвести итог урока. Перед уроком на доске прикреплён лист 1 Татьяна Ларина
Ход урока
1.Орг.момент.
На сегодняшнем уроке мы вновь обратимся к страницам гениального пушкинского творения – роману «Евгений Онегин».На предыдущем уроке мы с вами знакомились с историей создания романа ,с его главными героями. С помощью теста повторим пройденное и вместе определим тему урока. Откройте тетради, запишите число, оставьте строку для темы урока. Выполните тест. Слайд № 3:Сколько лет А.С.Пушкин создавал роман «Евгений Онегин»-а)5 лет; б)7 лет и работа над текстом еще продолжалась;
Слайд №4:Онегинская строфа это: а)Строфа из 14 стихов 4-стопого ямба; б)строфа из 8 стихов где первые 6 рифмуются между собой;
Слайд №5:Сколько сюжетных линий в романе а)Одна; )Две;
Слайд №6:О ком говорил Белинский? …..- существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная А)Татьяна; б)Ольга;
Слайд №7:О ком из героинь романа писал А.С.Пушкин «Люблю …я милую мою» а)Ольга ; б)Татьяна.
Проверка теста: ставьте по 1 баллу за правильный ответ:1-б;2-а; 3-б;4-а;5-б.
Исходя из последних двух заданий скажите о ком пойдет речь на уроке и давайте сформулируем тему урока. Правильно, говорить мы с вами будем о Татьяне и тема урока будет звучать так:»Татьяна Ларина – нравственный идеал А.С.Пушкина. Татьяна и Ольга.» Слайд №10.
Наши цели на уроке- на основе анализа образа Татьяны Лариной показать , что она нравственный идеал А.С. Пушкина, создать условия для анализа и обобщения изученного материала; развивать умение логически мыслить, делать выводы, а также развивать культуру речи; и осмыслить нравственно-этические понятия.
2.Работа по теме урока :- На какие слова в теме урока мы должны обратить особое внимание?
(нравственность, идеал)
- Почему? Как вы понимаете слово нравственность, идеал? (ответы учащихся)
Что включает в себя это понятие?(ответы учащихся)
К уроку вы подбирали цитаты к образам Татьяны и Ольги, готовили сообщения о детстве Татьяны, о ее сне и о именинах, это все поможет нам анализировать текст.
Пушкин не скрывает своей симпатии к героине, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность в любви. Ее личность проявляется в сфере любовных и семейных отношений. Татьяна- участница сюжетного действия романа, в котором ее роль сопоставима с ролью Онегина.
То, что ее характер динамичный, развивающийся, рассмотрим сегодня на уроке. Побеседуем по образу Татьяны по такому плану:
1.Детство и юность Татьяны
2.Встреча с Онегиным и любовь к нему
3.Татьяна в финале романа
Итак сестры Ларины. Обратимся к Ольге. Слайд №11
Откройте текст романа гл.2 строфа 23.Выразительное чтение:
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела…
Мы видим в Ольге красивую беспечную, беззаботную. Легкомысленную девушку. Она красива, но обыкновенна, как другие уездные барышни, портрет подобной красавицы есть в любом романе, и поэт пишет, что такой портрет «надоел ему безмерно», Онегин отзывается об Ольге резко: «В чертах у Ольги жизни нет…»
В характере Ольги главное – резвость, беспечность, беззаботность. В этом причина дуэли Онегина и Ленского, причина гибели Владимира Ленского.
(Образ Ольги необходим в романе: с помощью антитезы Ольга- Татьяна мы лучше понимаем необычность Татьяны.)Как автор описывает Татьяну гл.2стр.26-27.Дается характеристика Ольги и Татьяны.
Слайд №12:Подумайте!В чем своеобразие характеристики сестер Лариных?
Что было в Ольге? Чего не было? Что было в Татьяне? Чего не было? Почему сестры Ларины не бывают вместе? Первое знакомство с Татьяной происходит в строфе №25 «Итак она звалась Татьяна.. Слайд №13.
О детстве Татьяны, ее увлечениях расскажет Быковская Е.
Слайд № 14 Подумайте! «Почему Пушкин назвал Татьяну « русскою душою»?1.Простонародное имя ,2.Связь с природой,3.Любовь к книгам.4.Мечтательность,одуховоренность,4.Сосредоточенность на внутренних движениях души. Можно сказать ,что Татьяну отличает от сестры простота и естественность? Лист 2 Простота
Лист 3 Естественность
2 часть. Встреча с Онегиным и любовь к нему.
- Неудивительно, что, увидев в первый раз Онегина, так непохожего на знакомых ей молодых людей, Татьяна сразу приняла Онегина за такого «всегда восторженного героя» и влюбилась в него.
Послушаем, как пишет Пушкин о приходе любви, как рассказывает о состоянии души влюблённой девушки.
(Выразительное чтение строфы 7-8 главы 3-й.И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнём оживлено.)- Мы видим, что мысли заняты героем, чувства, переполняющие её – любовь.
Можно ли назвать любовь Татьяны чужим чувством, заимствованным из романов?
(Нет, любовь Татьяны – настоящее, большое чувство, как бы по-книжному оно ни проявлялось.)
В романах героиня находит свой «тайный жар, свои мечты, плоды сердечной полноты», мы видим, что Татьяна - «натура глубокая, любящая, страстная», как сказал о Татьяне В.Г.Белинский. Чувства переполняют Татьяну, она вся в ожидании счастья, её преследуют мечты, её воображение постоянно рисует любимые черты. Поэтому она решается написать письмо Онегину. Слайд №15 Выразительное чтение письма Татьяны к Онегину. Лист 4 Искренность
Благородно ли поступил Онегин получив письмо Татьяны.
- Как вы можете объяснить смелый поступок Татьяны – написать Онегину письмо, открыть душу? (Она не сомневается, что Онегин должен её полюбить)
Гл. 3, стр. 24,25
Лист 5 Смелость
- Какие душевные муки пережила Татьяна, прежде чем послала письмо Онегину? (Волнуется, не находит себе места) Гл. 3, стр. 32,33
Давайте обратимся к кульминации второй сюжетной линии «Сон Татьяны» и «Именины Татьяны»Расскажет о сне Кияшов Александр. Слайд №16.
Сообщение об именинах сделает Иванов Денис. Ребята представьте , что мы тоже на балу у Лариных. Давайте пригласим друг друга на танец. Встали, поклонились, присели , улыбнулись, сели. Продолжим работу над анализом. Слайд №17.Татьяна увидела во сне не ужасы, не сказку: ее тонкий ум не мог не оценить окружавших ее людей. И она чувствует, что Онегин не чудовище! Но испытания дружбой наш герой не выдержал. На именинах Онегин ведет себя по законам света. Его поведение- поведение светского ловеласа, а дуэль следствие его душевного равнодушия.
Давайте сравним сон и именины Татьяны, мы видим страх и одиночество Татьяны. Слайд № 18.
3 часть нашего анализа.
На протяжении всего романа мы наблюдаем, с какой теплотой и нежностью рассказывает нам автор о своей героине. Пушкин любит Татьяну и, пожалуй, нигде это так не чувствуется, как в восьмой главе. Восьмая глава - это апофеоз Татьяны и окончательный приговор Онегину.
Такова Татьяна у Пушкина, и с этим невозможно спорить: об этом говорит уже её первое появление в заключительной главе.
- Что происходит в 8-й главе?
- Как рисует Пушкин портрет Татьяны-княгини ? Гл. 8, стр. 14 (Во внешнем облике Татьяны-княгини Пушкин отмечает гармоническое сочетание естественности и простоты, но по сути дела Татьяна — прежняя, но… - Неужели в Татьяне ничего не изменилось? Вспомните, какой наказ даёт Евгений Татьяне в саду. (зачитать слова текста)
- Разве она не научилась?
Лист 6 Самообладание
Пожалуй, это последнее пожелание Татьяна выполнила с лихвой: она научилась властвовать собою и даже в этом превзошла своего учителя. Слайд №19 - Почему же Татьяна так держится?
(Она узнала законы света, в котором опасно выставлять напоказ свои чувства.)
- Как Татьяна воспринимает светскую жизнь?
(Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я Вас…) - В 40 строфе мы видим прежнюю милую Татьяну.
…Княгиня перед ним, одна.
Сидит не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слёзы льёт рекой,
Опершись на руку щекой.
- В сердце Татьяны жива любовь к Онегину. Почему же она отвергает его любовь? Слайд № 20
(…Я вышла замуж. Вы должны,
Я Вас прошу, меня оставить…
Я Вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана.
Я буду век ему верна.)Лист 7 Честность
Лист 8 Верность
Счастье невозможно для Татьяны. Чистый и цельный человек, она не может и не хочет обманывать мужа, которого уважает.
Уйти же от него к Онегину – значило бы разрушить и свою репутацию, и главное, жизнь другого человека.
Татьяна не считает себя вправе жертвовать счастьем, спокойствием мужа ради своего счастья. В этом – проявление благородства, верности долгу, высоких нравственных принципов героини.
Слайд № 20 Пусть Онегин знает о жизни все, а Татьяна ничего, зато она сильнее его, сильнее нравственно, потому что близка к своим истокам, она - "русская душою". Этого-то как раз и лишен герой. В конечном счёте именно это объясняет развязку романа.
- Посмотрите, какой ряд качеств героини у нас получился. Можно ли человека, наделённого такими качествами назвать идеалом?
- А нравственным?
Лист 9 Нравственный идеал
Скажите действительно ли Татьяна со своеобразным характером живет мучительно, трудно, но богато. А Ольга живет легко, весело, но нищенски?
- Достигли мы цели урока? Слайд № 21.
Допишите предложения: на уроке я узнал…
Я задумался…
Итог урока: В Татьяне Пушкин соединил то, что по-настоящему любил в русской женщине: яркое своеобразие личности, простоту и непосредственность души, честность и верность. Она сильная натypa, ее легко представить среди жен декабристов, шедших за своими мужьями в Сибирь.
Оценки.
Домашнее задание: выучить письмо Татьяны к Онегину наизусть.
Литература:
Н. Долинина «Прочитаем Онегина вместе» - «Детская литература», 1985 г.
И.В. Золотарева, Н.В.Егорова «Поурочные разработки по литературе 9 класс»- «Москва» 2008 г.
А.С.Пушкин «Избранное»-«Москва» 1972 г.