ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.


ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.Ю.А. Астафьева
Областное государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования
«Иркутский техникум транспорта и строительства»
«… мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще».
К.Д. Ушинский
Это тема не новая в современном преподавании литературы, она актуальна всегда.
Урок литературы - это человекоформирующий процесс; урок общения, это искусство.
Литература - базовая учебная дисциплина, которая формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном интеллектуальном и эстетическом развитии.
Знания, которые обучающиеся получают через общение с преподавателем на уроках литературы, помогают им вдумчиво относится к жизни, выражать свое личностное отношение.
Основная цель преподавателя литературы – обучая, развивать и воспитывать. Грамотное воспитание способно предотвратить формирование отрицательных свойств личности и стимулировать формирование положительных качеств, обеспечивать устойчивость подростков к неблагоприятному влиянию среды.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
Воспитание духовно-нравственной личности;
Развитие читательской культуры, устной и письменной речи;
Овладение умениями чтения и анализа художественного произведения.
Эти цели достигаются на уроках литературы при помощи методов: наглядного, словесного, частично-поискового, творческого, исследовательского. Формы уроков- индивидуальный, фронтальный, групповой.
Дидактический материал к определенному виду урока можно составить и сгруппировать по тематике (добро и зло, смелость и трусость, дружба и предательство и т.д.).
Особую роль в воспитании, развитии современного подростка приобретают тексты художественного произведения направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему, будущему и т.д. При этом самого пристального внимания преподавателя требует эмоционального звучание текста, то настроение, которое передает автор.
Анализ текста художественного произведения является важнейшей формой учебной деятельности на уроках литературы. Такой вид работы позволяет выяснить авторскую позицию, высказывать свое личное мнение и делать свой моральный выбор - это путь, ведущий к сердцу подрастающего человека. Выполняя маленькое конкретное задание (например, выявление роли одного эпитета в стихотворной строке) или работая над сочинением после изучения романа, отвечая на проблемный вопрос, обучающийся должен принять для себя альтернативное решение- это значит выбрать между добром и злом, сочувствием и безразличием, смелостью и трусостью, честностью и обманом, верностью и предательством.
Например, при изучении рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» ставится проблемный вопрос « Как вы считаете, какие нравственные качества помогли Ивану Денисовичу выжить в трудных условиях и не потерять облик человека?».
При изучении рассказа В. Распутина « Прощание с Матерой», можно задать следующий вопрос « По вашему мнению, какую нравственную проблему поднимает автор в этом произведении?» и т.д. Совместная деятельность преподавателя и обучающегося на творческой основе должна происходить на духовном равенстве и межличностном общении.
Правильно анализируя ситуацию, объясняя те или иные поступки ее участников, делая выводы, мотивируя свое поведение, у обучающихся развивается высокий уровень морально-этического мышления, что характеризуется четким представлением о нравственных нормах и их реализации в нравственных поступках.
Формирование духовно-нравственной культуры личности на уроках литературы – это ведущее перспективное направление в воспитании подрастающего человека. Ему предстоит в различных жизненных ситуациях совершать моральный выбор согласно своим ориентирам.