Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы


Хасанова Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ» № 12,
г. Кунгур,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ


ДуховностьЧто же такое духовность? В философском энциклопедическом словаре говорится о том, что «духовность»- это понятие, которому характерны такие специфические проявления, как идеология, политика, искусство, религия. К духовному относятся такие высшие ценности, как свобода, любовь, творчество, вера.
Из этого определения становится очевидным, что формирование духовности не возможно без религиозного контекста. При этом речь не идёт о религиозном воспитании обучающихся, о навязывании им религиозных взглядов. Но в то же время, если мы признаём необходимость духовного воспитания, то мы должны признать его бесполезность без усвоения обучающимися основ мировых религий, прежде всего, учитывая наши национальные традиции, православной ветви христианства. Согласимся с мнением Н.Н.Захарова, что воспитание – это деятельность духовная. [2:28].
Сегодня многие социальные явления направлены на разрушение личности обучающегося, его души. Так называемая массовая культура, СМИ, на мой взгляд, способствуют расшатыванию семейных устоев, размыванию представлений о добре и зле, безразличному восприятию таких понятий, как Родина, патриотизм. На этом фоне, по – моему, важной становится роль образовательной организации, которая способна воспитать человека гражданского общества.
Педагоги гуманитарных дисциплин, прежде всего, истории, литературы обращаются к тем процессам, которые когда-то лежали в основе социальной жизни наших предков. На уроках литературы обращаем внимание обучающихся на подвиг Бориса и Глеба в житие «Святые мученики князья Борис и Глеб» в переложении для детей, сделанном Е.Поселяниным. В «Сказании о Борисе и Глебе» речь идет о событиях 1015года, которые произошли после смерти князя Владимира, крестившего Русь. Его старший сын Святополк, занявший киевский престол, опасался за прочность своего положения и поэтому задумал уничтожить претендентов на престол – младших сыновей Владимира, своих братьев: Бориса и Глеба. Они приняли мученическую смерть, но не подняли руку на брата; предпочли гибель личную во имя недопущения междоусобиц и гибели многих людей. Осознать и прочувствовать прочитанное помогает иконописное изображение святых на цветной вклейке в учебнике. Акцентируем внимание обучающихся на том, какое влияние оказала Русская православная церковь на развитие русской культуры – живописи, архитектуры, литературы. В учебнике литературы есть раздел «Духовная литература» [3:190]. Жанры этой литературы связаны с Библией. Но Библия оказала влияние не только на духовную литературу, но и на литературу светскую. А.Пушкин, Н.Гоголь, Ф.Достоевский не только очень хорошо знали и любили «духовное чтение», но и в своих произведениях часто использовали сюжеты, имена, образы символы, взятые из Библии, житий, молитв. После прочтения молитвы «Отче наш» (изложена в Евангелии от Матфея и в Евангелии от Луки) обращаемся к поэтическому переложению этой молитвы, принадлежащему перу А.С.Пушкина: «Отец людей, Отец Небесный, да имя вечное Твое святится нашими устами, да придет Царствие Твое» [3:191].Отмечаем разницу: А.С.Пушкину удалось сохранить все религиозное, каноническое содержание этой евангельской молитвы и в то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу. Относим молитву «Отче Наш» к религиозной литературе, а поэтическую «Молитву» А.С.Пушкина к произведениям светской литературы. На страницах учебника – стихотворения А.С.Хомякова, П.Я.Вяземского, К.Р. (псевдоним великого князя Константина Романова): «К детям», «Молитва ангелу-хранителю», «Молитва». Такие чистые, светлые, пронзительные добрые стихотворения могли быть написаны глубоко верующими людьми. Эта вера, безусловно, влияла на их творчество, на отношение к истинным и ложным ценностям, к людям и жизни.[3:194].
На уроках внеклассного чтения читаем произведения древнерусской литературы: «Повесть временных лет» (XII в.), «Житие Александра Невского», «Слово о полку Игореве» (XII в.), «Хождение за три моря Афанасия Никитина» (XV в.), «Повесть о Петре и Февронии». Среди известных памятников живописи и архитектуры Древней Руси называем «Троицу» А.Рублева, храм Покрова на реке Нерли (1165), храм Василия Блаженного в Москве (1555-1560) На уроках, посвящённых культуре, обучающиеся готовят проекты, выступают с докладами.
Говоря о духовном воспитании обучающихся, мы должны иметь чёткое представление о том, для чего это необходимо. Об этом достаточно ёмко сказал А.И. Осипов: «Вопрос о духовной жизни является основным для каждого человека, поскольку именно она, в конечном счете, определяет характер, направление и саму разумность всей его деятельности. Духовное состояние является своего рода маточным раствором, порождающим «кристаллы» всех тех идей, чувств, желаний, переживаний, настроений человека, которыми он живет, всего его отношения к людям, природе, делам, вещам и т.д. Ибо дух творит себе формы. Правильная духовная жизнь несет в себе здоровую во всех отношениях жизнь, является источником того благоденствия, к которому естественно стремится каждый человек и каждое общество. Напротив, нарушение духовных законов неотвратимо приводит к разрушению всего строя жизни на всех ее уровнях – личном, семейном, общественном» [5: 148].
Несколько слов необходимо сказать о сущности духовного воспитания. Е.Е. Вяземский по этому поводу писал:
- Духовное воспитание – это развитие человеческого в человеке, развитие свойств, присущих всем людям без исключения.
- Духовное воспитание как педагогический феномен обладает ярко выраженной национальной спецификой. Поэтому духовное воспитание не воспитание «человека вообще», «гражданина мира», а процесс приобщения к национальным культурным ценностям.
- Процесс духовного воспитания по своему характеру диалогичен, в широком плане он понимается как диалог культур, как диалог субъектов процесса духовного воспитания – воспитателя и воспитанника. Результатом этого процесса становится переход человека на новую ступень духовной зрелости.
- Основным свойством, которое приобретает человек в процессе духовного воспитания, является способность к самовоспитанию и духовному самосовершенствованию.
- Процесс духовного воспитания имеет индивидуальный субъективный характер, что необходимо учитывать при отборе содержания воспитания и соответствующих педагогических технологий. [1:16].
К сказанному остается добавить только то, что процесс воспитания, на взгляд, завершается приобретением обучающимися новых знаний, обладанием информации, которую можно применить во благо. На уроках русского языка важен подбор языкового материала, который воздействует на обучающихся. Тексты дают возможность работать над закреплением знаний по орфографии и пунктуации, развитием культуроведческой компетенции, воспитанием гражданских чувств и нравственных качеств личности. Тексты краеведческого содержания содержат широкий спектр орфограмм и пунктограмм.
1. Сиропитательный дом.
М.Грибушин решил открыть приют для призрения бедных мальчиков-сирот, выделил средства для строительства. Автор проекта здания Сиропитательного дома Рудольф Иосифович Карвовский, поляк по национальности.
Постройка особого здания Сиропитательного дома была завершена в 1891 году. Михаил Грибушин умер раньше. Все дела по устройству дома взяли на себя жена М.Грибушина Антонина Ивановна, ставшая попечительницей приюта, и сын Михаил Михайлович. В духовном завещании Грибушин просил жену выйти с прошением в Городскую Управу о присвоении приюту названия «Михайло-Антонино-Кирилловского Сиропитательного дома.
В приюте были мещанские и крестьянские дети, в разное время и разными путями попавшие в приют. При приюте имелось начальное училище. Курс обучения распределялся на два класса. В первом классе (три года) обучение проходило по программе одноклассных начальных училищ. Во втором классе (два года) преподавали технологию дерева и кожи, геометрию, арифметику, черчение и рисование. Кроме того, учащихся обучали гимнастике, церковному пению и игре на духовых инструментах.
Для содействия образованию учащихся в Сиропитательном доме была создана библиотека. При приюте имелись столярная и слесарная мастерские, где мальчики обучались столярному и сапожному ремеслам.
В этом здании сейчас находится МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» [4:148 ]
2. Елизаветинская рукодельная школа.
В память о своей рано умершей дочери Елизавете А.С.Губкин выстраивает в центре города кирпичный трехэтажный дом, в котором с 1878 года располагается Елизаветинский дом призрения бедных детей. Для обучения рукоделию принимались только девочки. Дети в возрасте от 2 до 12 лет находились в приюте на полном обеспечении до 18-летия. Они получали хорошее образование, учились вести домашнее хозяйство4. По достижении совершеннолетия воспитанницам выдавалось приличное приданое и пособие в сумме 100 рублей. С 1882 года произошло переименование дома в Елизаветинскую женскую рукодельную школу.
Полное финансовое обеспечение школы происходило из специального фонда, учрежденного А.С.Губкиным.
3.Губкин и Кунгур.
Алексей Семенович Губкин, купец-чаеторговец, был одним из ктиторов Благовещенского собора, он не жалел ни средств, ни трудов на украшение храма. В 1862году благодаря А.Губкину в соборе установили новый иконостас стоимостью 10000 рублей, а в 1880году появилось печное отопление. За превращение холодного храма в теплый, отапливаемый в зимнее время, купец заплатил 4000 рублей. На его средства также были вызолочены через огонь крест и шар, установленные на колокольне; приобретена сребропозлащенная риза на икону «Вход Господень в Иерусалим».[6:16 ]
К сказанному остаётся добавить только то, что ценности духовно-нравственного воспитания будут вкрапливаться в сознание людей, неравнодушных к прошлому и настоящему своей страны; имеющих представления о благотоворительности, о сострадании, о своём предназначении. Какими будут наши дети, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье, к своей малой Родине как самой большой ценности для человека.
Библиографический список
1.Вяземский Е.Е. Воспитание как целостный социально-педагогический феномен.//Историческое образование в современной школе. Альманах № 4. Под ред. Вяземского Е.Е. – М., 2004.- С. 11-21.
2.Захаров Н.Н. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа технологии развития современной России.//Гражданин России: отечественные традиции образования и современность. Материалы форума (23-24 августа 2007 года). Сост. А.В. Колобов, Н.А. Гоголин, Л.А. Минеева. – Пермь, 2007.- С. 28-30
3.Кутузов А.Г., Леденева В.В, Романичева Е.С., Киселев А.К. В мире литературы. 6кл.Ч.1: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений.- М.: Дрофа, 2006.- С.190-194
4. Мушкалов С. Грибушины. Право на память и уважение.- Кунгур, 2003.- С.36
5.Осипов А.И.Путь разума в поисках истины.- С.148
6.Ренева О. Губкин и Кунгур.// Искра, 2016.№ 47.- С.16




15