Доклад на тему Духовно — нравственное воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре


Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре.


«Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого,
мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их
с этим через родные и национальные явления».
В.Г.Белинский
В современных условиях наступления “массовой культуры” становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни  человека  в быту, на телевидении, в музыке и т.п. Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были “Иванами, не помнящими родства”.
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Необходимо  донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к  истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.  Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка. 
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п. Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа.  Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
      Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные).
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги. Они рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. Это Сухомлинский ,Усова, Князева. Их опыт бесценен! Воспитывая детей духовно-нравственно, обращаясь к истокам русской народной культуры, можно выделить несколько этапов: это устное народное творчество, театрализованная деятельность, художественное творчество, декоративно -прикладное искусство, народные игры.
Театрализованная деятельность.
Говоря о театрализованной деятельности можно сказать следующее - активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, победы красоты и добра.
В процессе подготовки и проведения календарных праздников, таких как,: Рождество (Святки), колядки, Покров  и традиционные народные праздники мы ставим перед собой следующие задачи: -изучить историю народных праздников;- узнать о местных традициях в праздновании народных праздников;- развивать интерес к активной творческой деятельности, к традициям и обычаям своего народа.
Устное народное творчество.
Говоря о приобщении к истокам русской народной культуры через устное народное творчество можно сказать, что у ребенка формируется потребность в художественном слове. И здесь ставится следующая цель: ознакомление детей с бытом и культурными особенностями людей на Руси, и следующие задачи: развивать речь средствами фольклора, расширять и углублять представления детей о жизнедеятельности людей на Руси, осуществлять сравнение прошлого и современного укладов жизни русских людей.
В работе я использую все виды фольклора. При знакомстве детей с устным народным творчеством, я приобщаю их к общечеловеческим ценностям. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок, понятен детям. Для реализации задачи по развитию эмоциональной отзывчивости на произведения устного народного творчества предлагаю детям поиграть в сказку, пережить все приключения сказочных героев, помочь найти выход из трудной ситуации. Волки, медведи в сказке олицетворяют трудности, которые надо преодолеть. В сказке герой всегда выходит победителем из трудной ситуации. Учу детей быть такими же смелыми, решительными, находчивыми. Благодаря сказкам у ребенка развивается способность сострадать, сочувствовать, сопереживать, радоваться чужим удачам.
Художественное творчество.
Цель: развивать творческую активность и эстетический вкус, знакомить с предметами русского народного творчества, их разнообразием, показать характерные для того или иного вида художественного промысла особенности.
Задачи:
- знакомство с историей народных промыслов декоративно  прикладного искусства;
- изучить характерные особенности каждого промысла;
- развивать познавательные и творческие способности детей в процессе изучения различных видов декоративно-прикладного искусства;
- воспитывать у детей умение использовать разные виды росписей в повседневной жизни.
Народная декоративная роспись пленяет душу ребёнка гармонией и ритмом, способна увлечь национальным изобразительным искусством. В нашем детском саду дети с большим интересом рассматривают изделия с дымковской, городецкой, хохломской росписью. На занятиях и в самостоятельной изобразительной деятельности осваивают навыки изображения этой росписи. Всё это пробуждает душу ребёнка, воспитывает чувство красоты, любознательность.
Подвижные игры.
Русские народные подвижные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству («Жмурки», «Салки», «Гуси-лебеди», «Дождик», «У медведя во бору» и др.) Они влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Каждая игра, если она по силам ребенку, ставит его в такое положение, когда его ум работает живо и энергично, действия организованы. Почти все народные игры включат в себя движение, пение и стихотворный текст, поэтому их можно назвать и музыкальными и словесными и подвижными.

Предметно - развивающая среда.
Первостепенное значение в приобщении дошкольников к родной культуре имеет создание развивающей предметно-пространственной среды.
В группе создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. Отведено место для театрализованной деятельности. В процессе создания появился  уголок ряженья с элементами костюмов, шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок; кукольный, настольный, теневой и пальчиковый театры.
В развивающей среде группы - куклы в русских костюмах, народные игрушки: матрёшки, барышни, свистульки, подвижные игрушки-забавы.
В уголке изодеятельности представлены альбомы декоративно–прикладного искусства, дидактические игры по дымковской, городецкой, хохломской росписи.
Русские народные музыкальные инструменты находятся в свободном доступе детей и используются ими для самостоятельной, театрализованной деятельности, а так же для сюжетно-ролевых игр.
В ДОУ есть комната русского быта, которая представляет собой русскую избу со всей свойственной ей атрибутикой: печью, ухватом, самоваром и другой утварью.



Работа с родителями.
Моя работа не была бы столь плодотворной без помощи родителей моих детей. С ними систематически провожу беседы, консультации на темы: «Устное народное творчество как средство развития речи детей», «Произведения народного творчества», «Драгоценное достояние», «Сказка ложь, да в ней намёк».
 В уголок для родителей помещала статьи: « Что за прелесть эти сказки», « Пословицы и поговорки – жемчужины народного творчества» «Традиционные и обрядовые праздники», «Народные сказки».

Слушая сказку, дети получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно - прикладного искусства, испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов.  Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура   это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо  с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство  это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное  состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Русский народный фольклор  это живой родник чистой и светлой воды. Он помогает заглянуть в себя, понять  кто мы есть и откуда. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать их в национальных традициях.


























Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Леньковский детский сад.






Доклад на МРО
по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к русской народной культуре».










Подготовила воспитатель: Минеева Н.Н.
МБДОУ Леньковский детский сад.
2017 год

15