Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств 3 им. О.Б. Воронец» Городской семинар-практикум «Классика и современность» Доклад «Композиторы современники» Подготовила Головинская Татьяна Евгеньевна, пре


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств 3 им. О.Б. Воронец»
Городской семинар-практикум
«Классика и современность»
Доклад
«Композиторы современники»
Подготовила
Головинская Татьяна Евгеньевна,
преподаватель теоретических дисциплин
г. Смоленск
Слайд 1
Слайл2«Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут все еще служить источником новых музыкальных мыслей»Петр Чайковский
Современное музыкальное искусство развивается во множестве направлений, в том числе и классическом. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и эмоциональных усилий.
Каждая эпоха выдвигает своих представителей, которые собой, своей деятельностью заполняют всё культурное пространство.
Слайд3
Современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия, таких как: Прокофьев С. С., Рахманинов С. В., Свиридов Г. В., Стравинский И. Ф., Хачатурян А. И., Шостакович Д. Д., Шнитке А. Г. Но так как все эти личности - ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так - великие современные композиторы 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.
Слайд 4
Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной, Александре Николаевне Пахмутовой , Владимире Сергеевиче Дашкевиче и других.
Слайд5
Русские композиторы ХХI века
Однако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными. Многие из современных композиторов придерживаются традиционного гармонического языка, некоторые любят эксперименты, ищут новые формы.
Батагов Антон.
Бакши Александр.
Екимовский Виктор.
Карманов Павел.
Коровицын Владимир.
Маркелов Павел.
Мартынов Владимир.
Павлова Алла.
Пекарский Марк.
Савалов Юрий.
Савельев Юрий.
Сергеева Татьяна.
Данный список может быть значительно расширен.
Слайд 6
О композиторах-современниках
Антон Александрович Батагов (10 октября 1965, Москва)- российский композитор - постминималист, пианист, композитор медитации. Этнос, электросинтез – основа его творчества. Лауреат международных конкурсов. Закончил Московскую консерваторию.

В дискографии музыканта, насчитывающей на данный момент более 30 компакт-дисков, представлены сочинения различных жанров, а также записи классической и современной музыки.
В его творчестве практически отсутствует граница между понятиями «сочинение» и «исполнение», и любые пласты звуковой культуры — от древних ритуальных практик до рок/поп-культуры и виртуальных технологий — органично сплетаются в единое целое. Колокольный звон и пение тибетских лам неразрывно связаны в сочинениях Батагова с отзвуками классического минимализма, пульсом русского авангарда и рокерским драйвом. В 1997 году журнал «Итоги» назвал его «одной из самых значимых и необычных фигур русской современной музыки».
Слайд 7
А. Батагов — автор музыки к ряду кинофильмов, в том числе к пяти фильмам Ивана Дыховичного.. Он также является создателем музыкального оформления крупнейших российских телеканалов, в том числе телеканала «Культура» (2002—2012). С 1989 по 1996 год Батагов был художественным руководителем ежегодного международного фестиваля современной музыки «Альтернатива».
Духовной основой сочинений Батагова конца 1990-х — 2000-х годов стала буддийская философия и практика. В 2005—2006 годах он перевёл на русский язык две книги, в которых собраны наставления, данные западным и российским ученикам выдающимися тибетскими ламами XX века.
Слайд 8
Бакши Александр Моисеевич

Родился 12 марта 1952 года в г.Сухуми. Композитор, лауреат Государственной премии России (1994). Окончил Донскую консерваторию (1977).
В его творчестве последовательно развиваются идеи синтеза театра и музыки, ищется новый жанр, подобный опере или балету, но вне литературного сюжета. Традиционные музыкальные жанры и формы (концерт, соната, трио и т.д.) в театральной трактовке превращаются в маленькие спектакли или драматические сцены, где музыканты являются персонажами и действуют в пространственно-звуковых мизансценах.«Сидур-мистерия» для сопрано и ансамбля ударных по произведениям Вадима Сидура (Москва, 1992), «Игры в инсталляциях» для того же состава по мотивам русского авангарда начала XX века (Рим, 1993) — первые в России целостные спектакли «театра звука». Премьера последней работы — мистерия «Полифония мира» для скрипки соло, струнного оркестра, ансамбля ударных, исполнителей этнической музыки и джаза, смешанного хора состоялась в 2002 году на Третьей Всемирной Театральной Олимпиаде в Москве.Совмещение принципов инструментального театра и драматического развиты в целом ряде спектаклей, в том числе «Нумер в гостинице города NN» по Н.Гоголю (ЦИМ), «Превращение» по Ф.Кафке (ЦИМ совместно с театром «Сатирикон»). «Еще Ван Гог…»(Театр-студия п/р.Табакова) в соавторстве с режиссером В.Фокиным.Музыка Ал. Бакши исполняется в крупнейших концертных залах и на фестивалях Европы и Америки.
Слайд 9
Баневич Сергей Петрович

Родился 2 декабря 1941 года в городе Оханск Пермской области, где его семья находилась в эвакуации во время Великой Отечественной войны.Композитор.Заслуженный деятель искусств РСФСР (11.10.1982).Окончил Ленинградскую консерваторию в 1966 году, аспирантуру при консерватории - в 1969 году (класс композиции О.А. Евлахова).Основная область творчества — музыка для детей.В творческом наследии композитора более 10 опер («История Кая и Герды» по сказке Андерсена, «Снежная королева» (1979), «Белеет парус одинокий» (по одноименной повести В. Катаева, и др.), Оперы-балеты («Русалочка», «Петербург») мюзиклы, оперетты, вокальные циклы, сочинения для оркестра.,Слайд 10
музыка к 30 кинофильмам (в т. ч. «Фрески сна» (режиссёр Татьяна Данильянц, 2005),«Пленники Терпсихоры-2» (режиссёр Ефим Резников, 2006), «Вдох / выдох» (режиссёр Иван Дыховичный, 2006), «Тень отца» (режиссёр  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%B1%D0%B4%D1%83%D0%BB%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2,_%D0%A4%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%BE%D1%82&action=edit&redlink=1" \o "Абдуллаев, Фархот (страница отсутствует)" Фархот Абдуллаев, 2007), произведения для фортепиано «Петербургские страницы»
Слайд 11
Ви́ктор Алексе́евич Екимо́вский

(род. 12сентября 1947, Москва)  - советский и российский композитор,
музыковед и музыкально-общественный деятель: секретарь Союза композиторов России,
член Правления Союза московских композиторов,
с 1996 года Председатель Ассоциации Современной Музыки, организатор конференций и фестивалей («Страсти по поставангарду», «Музыка русского зарубежья», «К 10-летию Ассоциации Современной Музыки»),
консультант на мастер-классах (Иваново — 1983—1984, Кишинёв — 1998, Македония — 2001, Москва-Руза — 2003—2010).
В. А. Екимовский — имеет репутацию «неукротимого новатора» и сторонника экспериментов. Он — один из самых исполняемых современных композиторов и один из виднейших представителей отечественной композиторской школы, сформированной в конце XX столетия и продолжающей активную деятельность в XXI веке. Произведения композитора пользуются широким признанием российской и зарубежной публики, их исполняют известные отечественные и европейские солисты, ансамбли и оркестры.
Прежде и превыше всего, Виктор Екимовский — музыкальный конструктор и изобретатель. Он считает, что особый вклад, уникальность и новаторство — вот есть высшая мера оценки творчества всякого художника.
«Эксперименты — моя страсть… В каждом произведении свой стиль. Более всего здесь подходит термин  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0&action=edit&redlink=1" \o "Полистилистика (страница отсутствует)" панстилистика (или „всестильность“).
Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это "В созвездии Гончих псов" (музыка написана для флейт и фонограммы), "Сиамский концерт" (предназначенный для двух фортепиано), "Сублимации" (для симфонического оркестра), "27 разрушений" (для ударных инструментов) и многие другие.
Слайд 12
Маркелов Павел Георгиевич 
( Родился 6 июня 1967 года в городе Магадане) — композитор, главный звонарь Русской православной старообрядческой церкви. Специалист по знаменному распеву (пять лет служил регентом Покровского кафедрального собора РПСЦ), поэт, флейтист, пианист, дирижер, продюсер и наставник.     Павел Маркелов — автор идеи, композитор и исполнитель гигантского труда — Русская колокольная культура (1983-2007), включающего три тетралогии: «Колокольный индиктион» (Колокольная теодицея — 15 колокольных симфоний), «Палех» (Колокольные сказания — 4 колокольные симфонии), «Светлояр» (Русская колокольная мистерия — Двадцатая колокольная симфония).     На стезе академической композиции Маркеловым созданы: Девять симфоний для оркестра (1982-2012): Хоровая Мистерия» (1991-2012), «Весна света» (пасторальная мистерия для скрипки, альта, виолончели и рояля; 1991-2010), скрипичная соната, две альтовые сонаты, «Альтаир» (таинство для альта и рояля), виолончельная соната, соната для флейты-соло; фортепианная музыка: две сонаты, «Таинство» (1988-2012), «Сказки» (1980-2013), «Ноктюрны» (2012), «Осока на ветру» (четыре иероглифа; 1994-95), «Звон» для двух роялей (1991);В качестве пианиста и дирижера Маркелов выходил на столичные сцены с исполнением собственных сочинений и музыки западноевропейских композиторов середины двадцатого века.     Поэтическое творчество Маркелова увенчалось изданием книги «Мистерия листвы» (1979-2004), в которой собраны более 500 произведений.
Композитор создал новый музыкальный жанр — МАРКЕЛИАНА — медленная распевная музыка длительного широкого дыхания, основанная на слиянии русского и византийского распева
Слайд 13
Творчество Павла Маркелова — это Таинство, самоуглубленное священнодейство, посвященное глубинным откровениям человеческой души, живущей в первозданной гармонии с природой, в единстве русской и византийской культуры.
Слайд 14
Мартынов Владимир Иванович
Родился 20 февраля 1946 года в Москве.Композитор.Окончил факультет фортепиано и теоретико-композиторский факультет Московской консерватории имени П.И.ЧайковскогоюНаписал музыку к более 60-ти фильмам и телеспектаклям («Свет вечерний», реж. Р.Виктюк; «Братья Карамазовы», реж. Ю.Любимов; «Плач пророка Иеримеи», реж. Ан.Васильев).
Лауреат Государственной премии РФ (2002)
Композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и "продвинутость". Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.
Слайд 15
Слайд 16

Карманов Павел Викторович
(род. 12 февраля 1970 года, Братск Иркутской области) — российский композитор.
— Моя музыка — зеркало того, что у меня внутри, моего позитивного отношения к людям, публике, окружающему миру. Несмотря на то что мир, в котором мы живём, жесток, зол, загрязнён и полон абсурдного, я не уверен, что нужно продолжать линию мейнстримового авангарда, всё это иллюстрирующего, так как негативного и без того много вокруг, оно буквально врывается в жизнь каждого в том или ином виде.
Павел Карманов относится к немногочисленной касте современных композиторов, которые не боятся писать мелодически красивую музыку, понятную без дополнительных комментариев. Выпускник Московской консерватории и участник культовой авант-рок-группы “Вежливый Отказ” владеет разными композиторскими техниками - от сериализма до псевдобарокко, но особенный след в его творчестве оставил минимализм
Слайд 17
Павлова Алла
Родилась 13 июля 1952 года, в Виннице.
Российский композитор, музыковед.  Приобрела широкую известность благодаря своим симфоническим работам.  В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями. В 1983 году она получила степеньмагистра в Академии музыки имени Гнесиных в Москве.
С 1983 по 1986 жила в столице Болгарии Софии, где она работала в Союзе болгарских композиторов и в болгарской национальной опере.
С 1986 по 1989 год была в Москве, работала в Совете Русскогомузыкального с общества.
С 1990 года живет в Нью-Йорке. Она является членом союза Женщин-композиторов Нью-Йорка.
Алла Павлова написал ряд сочинений для оркестра, в томчисле восемь симфоний и балетов «Дюймовочка» по сказке Г.-Х.Андерсена, `Суламифь` (2003-2005), основанного на повести (1908г.) известного русскогописателя Александра Куприна, а также другиеинструментальные и вокальные произведений, которые были исполнены в Соединенных Штатах, Европе, Канаде и Японии.

Слайд 18
Сергеева Татьяна Павловна
1951 г. Москва.
  Российский музыкант и композитор.
Закончила Московскую консерваторию как пианистка, органистка (1975) и композитор (1979). Член Союза композиторов России, лауреат премии им. Д.Д.Шостаковича, заслуженный деятель искусств России, лауреат международного конкурса композиторов им. С.С.Прокофьева. В настоящее время — ответственный секретарь Союза Композиторов России (Москвы)     Татьяна Сергеева — редкий пример, нетипичный для нашего времени, артиста, чья душа и талант относят нас к эпохе Ренессанса.     Она — самобытный композитор, концертирующий пианист, органист, клавесинист. Ее репертуар включает классику и современную музыку разных направлений. Среди исполняемых сочинений есть трансцендентные или редко звучащие (например, фортепианная транскрипция Листа Пятой симфонии Бетховена, произведения Бузони, Аренского, российских композиторов XVIII века). С сольными концертами она выступала во многих странах мира и везде получала восторженные отклики прессы («Виртуоз из школы Листа», «Летающие руки», «Искусство изысканной игры», «От дуновения к звуковому шторму», «В ее игре звучит оркестр...» — из заголовков статей).     И исполнительское, и композиторское ее творчество отмечены подлинностью высокой пробы, наполнены светом, радостью. Татьяна Сергеева – композитор – позитив. В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.
Музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна.
Современные композиторы создают разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.
Слайд 19
Детские современные композиторы
Яркими представителями являются– Юрий Весняк, Владимир Коровицын, Жанна Металлиди, Игорь Парфенов, Юрий Савалов, Юрий Савельев .
Слайд 20
Юрий Андреевич Весняк
  В многоцветной палитре музыкальной культуры Дона видное место принадлежит произведениям талантливого ростовского композитора Юрия Андреевича Весняка (родился 27 марта 1957г в Амвросиевка Донецкой области).
Уроженец украинской земли, Ю. Весняк дважды окончил Ростовский музыкально-педагогический институт - в 1982 году по классу баяна и четырьмя годами позднее по классу композиции.
На протяжении 80-90-х годов композиторское дарование Ю. Весняка ярко проявилось в различных жанрах. Неизменным успехом у самой строгой, взыскательной аудитории - детей и юношества — пользуется его музыка к спектаклям Ростовского театра кукол: «Карлсон», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Новогодние приключения Бабы-Яги», «Кто моя мама», «Приключения кота Леопольда», «Гусенок» и другим.
Фортепианные пьесы Ю. Весняка создавались в течение более чем двух десятилетий, оставаясь известными сравнительно узкому кругу профессионалов и любителей музыки.
Слайд 21
В альбом фортепианных пьес "Благодарение" входят пьесы: Сказочка. Вальс бабочек. Вальс "Диана". Скерцо. Нежность (Актриса). Баркарола. Элегия. Воспоминание. Тайна. Две прелюдии. Ноктюрн. С любовью. Благодарение. Адажио. В облаках (Багатель). Наваждение. 
Музыка доступна самой широкой аудитории. Секрет подобной «общительности» заключается в убежденном следовании автором классическим традициям. Концертный размах и виртуозность («Наваждение», Токката) мирно соседствуют у Ю. Весняка с «салонной» чувствительностью (баллада «Не уходи...», «Соп атоrе», «Актриса») и «детскими» фантазиями (вальс «Диана», «Сказочка».- - сходная многогранность присуща Глинке и Чайковскому, Рахманинову и Прокофьеву. А об эмоциональности музыки Ю. Весняка, ее приверженности щедрому, бьющему через край мелодизму и говорить не приходится!
Слайд 22
Владимир КоровицынКомпозитор Владимир Коровицын родился в Великом Новгороде в 1955 году.
Выпускник Новгородской ДМШ №1, выпускник Новгородского музыкального училища (по классу баяна), с отличием окончил Ленинградскую консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, лауреат Международных конкурсов, член Союза композиторов России.
В настоящее время живет в родном городе.
В его творческом багаже - музыка разных жанров: для хора, для камерного и симфонического оркестра, романсы, песни, духовные сочинения. Отличительными чертами музыки Владимира Коровицына, являются преобладание мелодического начала и благородный, тяготеющий к традиционному гармонический язык.
Слайд 23
Владимир Коровицын автор девяти сборников: «Радуйся солнцу», «Детский альбом», «Музыкальное путешествие по странам Западной Европы», «Исполнение желаний», «Предчувствие красоты» и других.   
Сборник Владимира Коровицына «Исполнение желаний» рассчитан на учащихся средних и старших классов ДМШ, оснащённых достаточно высоким уровнем техники.
Слайд 24
Пьесы, представленные в сборнике «Детский альбом», являются хорошим пополнением учебного репертуара учеников ДМШ.
«Детский альбом» предназначен для детей младшего и среднего возраста. Сборник состоит из пьес, написанных в разных музыкальных стилях: классическом, романтическом, джазовом. Все произведения несут в себе современный интонационно – гармонический комплекс.
. Сборник содержит не только музыкально-инструктивные пьесы, но и отрывки из фортепианных циклов композитора: «Русская тетрадь», «Джазовая коллекция», «Обаяние ушедших эпох». Программность пьес будит детскую фантазию, стимулируя работу над развитием образа.
Слайд 25
Владимир Коровицын говорил : “Музыкальное образование — это большой труд над самим собой. Поэтому я очень ценю решение тех родителей, кто несмотря ни на что даёт возможность своему ребёнку посещать музыкальную школу. Сам по себе вкус к действительно красивой музыке не придёт. В то же время понимание настоящей музыки может сделать человека по-настоящему счастливым”
Слайд 26
Музыка, написанная этими композиторами, уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык композиторов чрезвычайно демократичен, доступен и самым маленьким малышам и подросткам. Опыт показывает, что чем раньше начинается приобщение юных пианистов к сочинениям современных композиторов, тем выше эффективность музыкального обучения, тем шире и глубже постигают исполнители закономерности музыкального искусства в целом.
Мы живем с новыми композиторами в одно время, однако не стоит ждать, когда имена этих композиторов станут очень известны, так как наши дети - юные музыканты, должны разбираться не только в творчестве великих классиков, но и жить в мире современной музыки и ее создателей.