Внеурочный проект Театр и дети (для учащихся начальной школы)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия имени А.С. Пушкина







ВНЕУРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«ТЕАТР И ДЕТИ»





Выполнила:
Леттер Юлия Владимировна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
педагогический стаж - 20лет






Н.Новгород
2015
Проект «Театр и дети»
Общие сведения о проекте.
Проблема проекта: обеспечить условия, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности в различных сферах творческой деятельности.
Актуальность:
Введение познания видов искусства способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного кругозора, повышение культуры поведения учащихся – все это возможно осуществлять через творчество. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, а знакомство с позицией актера – творца способствует накоплению и развитию эмоционального, интеллектуального, нравственного, социального и трудового опыта ребенка.
Цель проекта:
Гармоничное развитие личности ребенка через формирование основных компетенций посредством познания театра и театральной деятельности как особого вида искусства.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи проекта:
Образовательные: формировать практические навыки творческой деятельности учащихся.
Развивающие: развивать культуру и технику речи, память, воображение, артистические способности.
Воспитательные: воспитывать способность улавливать и эмоционально воспринимать нравственную суть поступков героев произведений.
Дидактические:
1.Расширить представления детей о театре как особом виде искусства, формировать основы речевой культуры, эстетического вкуса через знакомство учащихся с различными видами театра ( кукольный, драматический, оперный, Театр Юного зрителя);
2. Придать проекту межпредметный характер, формировать основы мышления и целостной картины мира;
3.Развивать художественно - творческие способности учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру в процессе коллективного взаимодействия;

Методические:
1. Формировать информационную компетентность учащихся, умение выделять общие закономерности, корректировать и помогать в освоении приёмов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности (самостоятельный поиск, анализ и синтез на основе собственных учебных исследований, формы представления результатов); 2. Развивать коммуникативную компетентность (формировать навыки общения в группах в процессе поисково-исследовательской проектной деятельности, в процессе постановки исследовательских проблем и нахождении способов решения исследовательских задач, развивать инициативность, активную жизненную позицию и толерантность).
3.Совершенствовать умения собственного управления творческой деятельностью учащихся через постановку спектакля.
4.Совершенствовать собственное умение формирования у школьников навыков коллективной работы.

Новизна проекта заключается в том, что работа над ним осуществляется через взаимодействие с театрами города (ТЮЗом, Кукольным театром, Оперным театром, Драматическим театром) по четырём различным направлениям, которые переплетаются и взаимно дополняют друг друга:
«Волшебный мир театра»
«Театр приходит на урок»
«Творческая мастерская»
«Актёрское мастерство»

Отличительная особенность проекта - её комплексный характер. По способу организации педагогического процесса программа проекта является интегрированной, а по способу передачи информации - творческой.
В проекте важна интеграция предметов художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей.

1.Литература: обсуждение темы будущего спектакля, творческий конкурс на сценарий и стихи к спектаклю; 2.Изобразительное искусство: разработка грима, декораций, костюмов, афиш; 3.Технология: изготовление костюмов и декораций, кукол для спектакля; 4.Музыка: репетиция песен, обсуждение музыки к спектаклю; 5.Физическая культура: движение по сцене, ритмопластика, танцы и т.д.; 6. Информационные технологии: осуществление информационного поиска, информационной поддержки проекта, звуковые эффекты,  верстка программок, афиш.
Проект разработан в русле системно-деятельностного и компетентностного подходов, формирования у учащихся универсальных учебных действий. В рамках проекта реализуется эффективное взаимодействие между родителями и детьми, что способствует формированию «компетентного» родительства.
Организаторы проекта: учителя начальных классов.
Дополнительно привлекаемые специалисты: педагоги дополнительного образования.
Состав проектной группы: учащиеся 1-4 классов (7-11 лет)
Срок реализации данного проекта составляет 4 года, занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

Материально-техническое оснащение:
1. Музыкальный зал, оснащённый аудиовизуальным и музыкальным оборудованием;
2. Кабинеты начальных классов, оснащённые мультимедийным оборудованием, оргтехникой и дидактическими материалами;
3. Программно-методическое обеспечение, отвечающее целям и задачам эстетического развития детей начальной школы.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно - образовательного процесса;
2. Картотека дидактических игр по теме «Театр»;
3. Подборка художественной литературы для театрализованных представлений;
4. Подборка литературы познавательного характера;
5. Картотека аудио-записей, видео фильмов;
6. Конспекты театрализованных представлений;
6.Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера;
7.Консультационный материал для педагогов;
8. Консультационный материал для родителей.

Информационное обеспечение:
Афанасенко Е.Х и др. Детский музыкальный театр (программы, разработки занятий, рекомендации). – Волгоград, 2009.
Баева А.А. Оперный театр И.Ф. Стравинского. – М., Красанд, 2009.
Барик М. Кукольный театр. – СПб., Мелик Пашаев, 2014.
Гембицкая Е. Музыкально-эстетическое воспитание детей .-М., 2000.
Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М., 2007.
Засоркина Н.В. и др. Методы проектов в начальной школе. Система реализации. – Волгоград, 2010.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам. – М., Просвещение, 1982
Рассел Д. Большой театр (Санкт-Петербург). – М.,2012
Смолина К.А. 100 великих театров мира. – М., Вече, 2010.
Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр.// Дошкольное воспитание, 1990, № 3.
Чурилова Э. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2003.


Вид продукта проекта:
Для подведения итогов реализации проекта используются следующие формы:
игры
концерты
презентации
фестивали
театрализованные постановки
Итог каждого года - выступление в концертных программах, показ спектаклей.

Планируемые результаты.
После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
"Личностные результаты":
- проявлять ценностное отношение к театру как виду искусства;
- проявлять понимание чувства прекрасного, эстетические чувства, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- развивать самостоятельность и личную ответственность;
- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- проявлять способность к решению моральных дилемм, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- проявлять осознанные эстетические предпочтения, ориентацию на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
"Предметные результаты":
Литературное чтение:
- читать по ролям литературное произведение;
- овладеют элементарными приемами интерпретации текста (информации);
- ориентироваться в специфике текста пьесы и использовать полученную информацию в практической деятельности;
- систематизировать подобранные информационные материалы при подготовке собственных работ;
- составлять письменные отзывы
ИЗО и технология:
-использовать выразительные средства изобразительного искусства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действий в процессе создания костюмов и декораций;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной и декоративно-художественной задачей.
Внеурочная деятельность:
- различать театральные профессии и термины театральной деятельности;
- средствами художественной выразительности передавать характер героя произведения,инсценировать фрагменты произведения;

"Метапредметные результаты":
Познавательные
- ориентироваться в своей системе знаний;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- ставить, формулировать проблему и планировать действия выхода из проблемной ситуации;
- анализировать процесс деятельности и ее продукт, выбирая для этого основания и критерии.
Регулятивные
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
- корректировать – вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия;
Коммуникативные
- развивать навыки сотрудничества при работе в группе;
- целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
- совершенствовать речевое оформление;
- вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного / прочитанного произведения;
-работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
- развивать навык коллективной деятельности при планировании этапов работы и рефлексии;
- осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Информационные
- искать информацию в соответствующих возрасту базах данных, системах поиска;
- пользоваться доступными приемами работы с готовой текстовой, визуальной, звуковой информацией в сети Интернет;
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;
- готовить и проводить презентацию перед аудиторией.
II. Краткая аннотация содержания проекта.
Проект "Театр и дети" реализуется в рамках предметов "Литературное чтение" при изучении темы "Наш театр", «Технология» при изучении темы «Человек и информация», «Изобразительное искусство» при изучении темы «Жизнь костюма в театре»,а также во внеурочной деятельности.
Учащиеся 1-4 классов становятся участниками театральной труппы, узнают о театральных профессиях, своими силами готовят спектакли к показу. Проектная деятельность основана на групповой работе, ролевых установках. На протяжении всей работы задумано планирование этапов деятельности, оценивание, рефлексия.
Проект интегрированный. На уроках “Технология” и “ИЗО” идет подготовка театральных декораций, костюмов, афиш. Во внеурочное время организуются репетиции, премьера спектакля с последующим анализом. Задача проектной деятельности - формирование чувства прекрасного, эстетических чувств, ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
Приблизительная продолжительность проекта на каждом этапе (1 год) - 34 часа.

III. Этапы работы над проектом.

1. Ценностно-ориентационный этап.
Вопросы, направляющие проект:
Основополагающий вопрос
Зачем человеку творчество?
Проблемные вопросы
Почему человек стремится к красоте и гармонии? Могу ли я создать что-то прекрасное? Кто в театре главный?
Учебные вопросы
Как устроен театр? Кто работает в театре? Как пьеса становится спектаклем? Кто он - настоящий зритель? Как связано умение читать по ролям с актерской профессией?
Мотивация учащихся на участие в проекте.
Коллективное создание буклета.
Использование буклета для информирования о предстоящей проектной деятельности родителей учащихся.
Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания творческих способностей детей в театрально-игровой деятельности.
Составление анкет для родителей «Любите ли вы театр» по проблеме исследования. Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.
Анкетирование для изучения опыта посещения театра, сформированных зрительских предпочтений. Проведение вводного семинара, участниками которого становятся учащиеся, учитель, родители. Изучение результатов анкетирования, использование информации для определения вопросов проекта.
- Включение учащихся в определение партнеров проекта (родителей, педагогов дополнительного образования, работников театра).
Организация учебных экскурсий в театр.
Определение планируемых результатов. Проектирование работы.

2. Этап планирования и организации деятельности.
- Формирование рабочих групп проекта по классам. Использование стартовой презентации учителя для обсуждения вопросов, направляющих проект.
- Распределение ролей, заучивания ролей и песен.
- Обсуждение плана работы. Определение основных этапов деятельности по постановке спектакля: посещение театра. Сбор информации о театральных профессиях; подготовка костюмов, декораций, афиш, репетиции спектакля. Показ коллективного продукта – презентации.

Наглядная информация для родителей: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов, мастер – класс по изготовлению костюмов, реквизита, кукол для спектакля.
Выставка - презентация разных видов театра «Поиграйте с нами!»
- Оценка промежуточных продуктов, обмен мнениями и впечатлениями об участии в проекте.
- Премьерный показ спектакля.
- Составление рецензии участниками проекта, выполняющими роль критика.
- Обсуждение спектакля. Обмен мнениями о показе.
ПРОГРАММА ПРОЕКТА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

«Маленькие волшебники»
(1 класс)
№п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание
Характеристика деятельности учащихся

1. Волшебный мир театра.

1-2
Посещение музыкаль-ных театров нашего города в течение года.
2
Знакомство с историей театра, с атрибутами театрального представления. Ориентировка в простейших театральных понятиях и терминах.
Просмотр спектаклей. Обсуждение.
Сбор информации об истории театра и театрального искусства, знакомство с простейшими театральными понятиями и терминами.
Памятка 1 (Приложение «Поиск информации»)

2. Театр приходит на урок.

1-2
«От древней Греции до наших дней»
2
Расширять общекультурный кругозор учащихся. Дать представление об истории возникновения и развития театра, о его строении.
Работают с библиотечным материалом (чтение рассказов о театре).
Памятка 3 (Приложение «Работа над проектом»)
Виды театра.
Познакомятся с устройством театрального здания. Познакомятся с атрибутами театрального представления.
Просмотр видео, фото и репродукций картин.

3-5
«Великое театральное царство»
3
Формировать представления о театре как виде искусства , о театральном здании. Дать представление о понятиях: театр, сцена, кулисы, рампа, роль, афиша, софит, аншлаг, овация, «бис», «браво» .
Формировать представление о театральных профессиях.
Экскурсия в театральный зал. Сюжетно-ролевые игры. Тематические беседы. Игровой тренинг на развитие внимания, памяти, воображения.

6-7
Мир музыки. Краски музыки. Интонация и образы звука.
2
Дать представление о музыке как виде искусства, о природе музыкального звука. Развивать музыкальное восприятие. Формировать представления о средствах музыкальной выразительности. Развивать вокально-хоровые умения и навыки.
Слушание музыки. Обсуждение музыкальных произведений.
Вокально-хоровая работа.

3. Актёрское мастерство.

1-2
Техника речи
2
Дать представление об устройстве голосового аппарата механизме голосообразования..Формировать представления о понятиях: дикция артикуляция, декламация. Воспитывать навык глубокого крепкого дыхания.
Упражнения на дикцию, артикуляцию, дыхание. Скороговорки чистоговорки, Выразительное чтение.

3-4
Ритм, музыка, движение.
2
Музыкально-ритмическое воспитание учащихся.Развивать музыкальную восприимчивость, чувство ритма, выразительность движения. Развивать способность управлять своим ритмическим поведением на сцене.
Музыкально-ритмические упражнения. Хореографическая импровизация

5-7
Сценический этюд. Элементы сценодвижения.
3
Дать представление о значении и роли этюда в искусстве. Формировать представления о понятиях: сценический этюд сценическая площадка. Развивать фантазию, воображение творческие способности.
Игры-упражнения: «Позиции», «Зеркало». Выполнение этюдов. Сюжетно-ролевые игры.

4. Творческая мастерская.

1-2
«Мой театр»
2
Дать представление о сценарии спектакля, творческого вечера.
Учить применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Разработка сценария для участия каждого ребенка в творческом отчете «Маленьких волшебников».
Планирование концертных номеров.
Памятка 4 (Приложение «Как подготовить спектакль»)

3-4
Музыкальный театр. Карнавал.
2
Знать особенности музыкального театра. Расширять общекультурный кругозор учащихся. Дать представление. Развивать музыкальный слух. Накапливать вокально-хоровые навыки.
Просмотр видео фильмов. Слушание фрагментов. Сольное и хоровое пение.

5-7
«Маска, я тебя знаю»
3
Формировать представления об истории возникновения и развития масок и их роли.
Разработка и создание масок различных театральных образов. Создание масок к выбранному произведению, фрагменту произведения, карнавальному образу.

8-9
Театраль-ный костюм.
2
Познакомить с историей театрального костюма.
Просмотр фотоматериала, репродукций.
Посещение костюмерной. Создание костюмов для образов из выбранных произведений, карнавальных костюмов.

10-11
«О чём рассказала театраль-ная программка»

2
Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.
Дать представление об истории возникновения афиши.
Создают афишу и программку коллективно на занятиях кружка ИЗО.


12-15
«Маленькие волшебники»
4
Развитие творческого воображения через образ, символ, знак.
Сценодвижение.
Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Подготовка концертных номеров.
Создание творческих образов. Ролевые игры.
Проживание образов. Гармония движения и сознания.

16
«И снова блещет карнавал»
1
Творческий вечер. Премьера музыкального спектакля - карнавала.
Творческий отчет каждого ребенка о работе в проекте «Маленькие волшебники».
Показ спектакля.

ИТОГО: 32 часа



«Затейники»
(2 класс)
№п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание
Характеристика деятельности учащихся

1. Волшебный мир театра.

1-4
Посещение Театра юного зрителя (ТЮЗа) в течение года.
4
Знакомство с устройством театрального здания, архитектурой, с атрибутами театрального представления. Знакомство с репертуаром театра. Ориентировка в специальных понятиях и терминах.
Посещение ТЮЗа. Просмотр спектаклей. Обсуждение.
Сбор информации об истории театра, театральных профессиях, великих актёрах.
Памятка 1 (Приложение «Поиск информации»)

2. Театр приходит на урок.

1



Ты да я, да мы с тобой. Вводное.

1
Знакомство с участниками проекта.
Дать представление о проекте, провести инструктаж по технике безопасности.
Знакомство за круглым столом между участниками.
Определение целей и задач проекта.
Памятка 3 (Приложение «Работа над проектом»)

2

Театр начинается с вешалки
1
Формировать представления о театре как виде искусства
Изучение истории появления театра как вида искусства.
Памятка 2 (Приложение «Толковый словарик»)

3-5


В гостях у сказки
3
Познакомить с театральной лексикой, с профессиями людей, которые работают в театре. Через художественные образы народных сказок расширить круг представлений детей; углубить художественное восприятие.
Освоение основных терминов: режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий.
Чтение, пересказ и анализ сказок; инсценирование отдельных эпизодов, чтение по ролям. Упражнения на развитие интонационной выразительности. Упражнения на развитие мелкой моторики.

3. Актёрское мастерство.

1-2


Вместе весело играть.

2
Развивать социальные чувство, приобретать навыки и развивать умения действовать в коллективе.
Развивать мелкую моторику рук и высших корковых функций мозга - память, внимание мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность.
Контактные, сюжетно-ролевые игры. Игры-упражнения на развитие слухового внимания.

«Играем пальчиками – развиваем речь».

3-4



Мир вокруг нас
2
Формировать представления о понятиях: искусство, живопись, музыка, театр, цирк, музей, концерт, артист. Расширить общекультурный кругозор учащихся.
Контактные, сюжетно-ролевые игры. Игры-упражнения на развитие слухового внимания.

Конкурс рисунков «Мой театр»

5



Волшебной музыки страна.
В мире загадочных звуков.
1
Формировать представления о музыке как виде искусства. Воспитывать навыки восприятия музыкального произведения; накапливать музыкально-слуховые впечатления.
Конкурс рисунков «Рисуем музыку»
Просмотр слайдов. Слушание музыки. Рисование (цветопись). Музыкально-дидактические игры.

6


Три кита. Что музыкаль
ный инструмент расскажет о себе?
1
Формировать представления о понятиях: звук, мелодия, динамика, регистр, темп; песня, танец, марш; оркестр, дирижер; композитор, исполнитель, слушатель. Развивать музыкальный слух, музыкально-ритмическое воспитание.
Игра на детских шумовых инструментах.

7-8



С песенкой по лесенке.
2
Развивать вокально-хоровые навыки и умения. Формировать представления о понятиях: куплет, припев, аккомпанемент, дирижер, хор, солист, дуэт. Формировать навыки творческого звукообразования.
Работа с песенным репертуаром; упражнения на развитие певческого дыхания и голоса. Музыкальные игры. Голосовой тренинг.
Упражнение на дыхания, дикцию, артикуляцию.

9-10



Средства интонационной выразительнос
ти.
2
Развивать технику речи, умение пользоваться различными средствами интонационной выразительности.

Упражнение на дыхания, дикцию артикуляцию. Выразительное чтение. Игры со словами.
Голосово-речевой тренинг.
Чистоговорки. Игры-говорилки.
Этюды и упражнения.

11-13



Сценические движения.
3
Познакомить с понятиями «сценическое движение», «ритмопластика». Развивать пластику, умение двигаться.
Этюды и упражнения.
Инсценирование отдельных эпизодов.

4. Творческая мастерская.


1-2
«Весь мир театр».

2
Развивать представление о спектакле, о профессиях, без которых не получится спектакль, о сценарии спектакля.

Выбор сказки, режиссёрская разработка, распределение ролей.


3-4
Театральный костюм.
2
Познакомить с историей театрального костюма.
Просмотр фотоматериала, репродукций.
Посещение костюмерной. Создание костюмов для образов из выбранного произведения.


5-6
«О чём рассказала театральная программка»
2
Театральная афиша, театральная программка.
Дать представление об истории возникновения афиши.
Разрабатывают эскиз и создают афишу и программку коллективно на занятиях кружка ИЗО

7-11
«Мой театр»
5
Воспитывать сценическую культуру.
Учить применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Приобретать опыт сценической деятельности.

Разработка и работа по алгоритму «Как подготовить спектакль».
Памятка 4 (Приложение «Как подготовить спектакль»)
Работа над спектаклем.
Распределение технических обязанностей по спектаклю, по установке оформления, декоративных деталей, оказывают помощь друг другу в осознании ролевых особенностей.
Репетируют эпизоды сказки с использованием декораций и реквизита.
Составляют алгоритм по оцениванию действий актёров.
Памятка 6 (Приложение – «Оценивание действий актера»)

12


«Зал полон»
1
Премьера спектакля - сказки.
Показ спектакля ученикам начальных классов, родителям учащихся. Подведение итогов, обсуждение и анализ успехов каждого учащегося.
Видео «Репка 2 класс»
Фотоотчёт.
Приложение – фото 2 класс

ИТОГО: 34 часа



«Волшебный куклолёт»
(3 класс)
№п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание
Характеристика деятельности учащихся

1. Волшебный мир театра.


Посещение кукольного театра в течение года.
4
Знакомство с устройством театрального здания, архитектурой, с атрибутами театрального представления. Знакомство с репертуаром театра. Ориентировка в специальных понятиях и терминах
Посещение Кукольного театра. Просмотр спектаклей. Обсуждение.

2. Театр приходит на урок.

1-2

Вводное занятие.
Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.

2
История кукольного театра, театральные профессии, великие актёры. Театральный словарь.

Сбор информации об истории кукольного театра, театральных профессиях, великих актёрах.
Создание толкового словаря, отражающего работу театра.
Памятка 2 (Приложение «Толковый словарик»)

3-4

Театральная азбука.
Понятие о сцене.


2
Устройство театрального здания. Виды театра. Устройство театрального здания, неординарность архитектуры и красивый фасад. Атрибуты театрального представления
Понятие о сцене. Занавес. Виды занавесов. Термины и понятия: сцена, занавес, раздвижной занавес, подъёмный занавес, нераздвижной занавес.
Подготовка к работе над проектом.
Памятка 3 (Приложение «Работа над проектом»)
Работают с библиотечным материалом (чтение рассказов о театре). Виды театра.
Познакомятся с устройством театрального здания. Познакомятся с атрибутами театрального представления.

Познакомятся с назначением различных видов занавеса.

Получат представление об основах декорирования, возможностях художественного оформления сцены. Научатся различать виды занавесов; выполнять работу над изделием «Сцена и занавес» на уроках изо.

5-6
«О чём рассказала театральная программка.

2
Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.
Создают афишу и программку на компьютере.
Памятка 5 (Приложение «Создание афиши»)
Афиша. ПрограммаМiсrоsоftOfficeWord. Правила набора текста. Программа МiсrоsоftWord Document.doc.
Приложение «Как создать афишу»
Сохранение документа, форматирование, печать.

3. Актёрское мастерство.

1-2
Учимся слушать и слышать
2
Этюдный тренаж
Роль интонации, ритма, тембра голоса в создании образа.
Используют фольклорный материал для развития речи.
Выполняют упражнения на артикуляционный аппарат. «Играем. Сочиняем. Подбор рифм». Работают над формированием дыхательных навыков в чистоговорках. Работают с потешками.

3-5
Таинствен-ные превраще-ния
3
Низовые, верховые, перчаточные, тростевые, механические, срединные куклы. Способы управления верховыми куклами на гапите.
Перчаточные куклы. Способы управления.
Сбор информации о куклах разных видов.
Этюды на театральной ширме, разыгрываемые верховыми куклами на гапите, перчаточными куклами.


6-9
Моя Вообрази-лия


4
Выбор сказки «Красная Шапочка», режиссёрская разработка.

Выразительное чтение сказки.
Беседа о прочитанном. Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки. Игры: «Дрессированные собачки», «Птичий двор», «Эхо» и т д.
Скороговорки.
Работа по алгоритму «Как подготовить спектакль».
Памятка 4 (Приложение «Как подготовить спектакль»)
Работают над сценарием . Приложение «Сказка»

10
Волшебной музыки страна.

1
Музыкальные произведения, отрывки которых будут звучать в сказке.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях.
Знакомятся с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в сказке.
Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях

11-13
Театраль-ная игра
3
Репетиционные занятия. Этюды на воспроизведение отдельных черт характера героев.
Заучивать текст наизусть, соединять действия куклы со словами своей роли.
Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической и концертной деятельности.
Учатся понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.
Игры и упражнения на речевое дыхание, скороговорки.
-Артикуляционная гимнастика.
- Зарядка для языка.
- Творческие игры со словами.
Распределяют технические обязанности по спектаклю, по установке оформления, декоративных деталей, оказывают помощь друг другу в управлении куклами.
Репетируют эпизоды сказки с использованием декораций и реквизита.
Составляют алгоритм по оцениванию действий актёров.
Памятка 6 (Приложение – «Оценивание действий актера»)

14-16
«Путешест-вие в сказочную страну»
3
Генеральная репетиция, звуковое оформление, оформление декорации

Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, музыкального сопровождения, света.
Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями.
Учить коллективной работе.
Формировать чёткую и грамотную речь.

17
Мы в театре
1
Премьера спектакля
Показ пьесы ученикам начальных классов, родителям учащихся. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого учащегося.
Фотоотчет (Приложение – фото 3 класс)

4. Творческая мастерская.

1-6
Творческая мастерская кукол
«Готовим спектакль»

6
Шьём куклы на уроке технологии.
Для выполнения эскиза:
- подбор иллюстрации с изображениями персонажей;
-определение деталей и состава костюмов;
-рисование элементов костюмов на бумаге;
-распределение ролей и выбор материалов, необходимых для работы;
-разработка выкроек изделия и подбор материала, заготовка деталей;
Оформление готового изделия
Практическое применение готового изделия
Выполнение практической части проекта.
Приложение «Шьем кукол»
Презентация проекта.
Анализ результатов выполнения проекта.
Оценка качества выполнения проекта.


7
Зритель-ский парламент
1
Защита проекта
Открытие итоговой выставки с приглашением друзей и родителей.

ИТОГО: 34 часа




«Музыкальный полёт»
(4 класс)
№п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание
Характеристика деятельности учащихся

Театр приходит на урок.

1.
Вводное занятие.
1
Познакомить с программой на год. Провести инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с правилами поведения в учреждениях культуры.
Памятка 3 (Приложение «Памятка по работе над проектом»)

2.
Оперный театр как особый вид искусства.
1
Понятие театра. Определение, история возникновения театра, рассказы о театре.

Сбор информации об истории Оперного театра.

3.
Знакомство с особенностями театрального искусства.
1
Дать представление об известных театрах мира. Расширить общекультурный кругозор учащихся. Воспитание активного зрителя и слушателя.

Лекции – беседы. Просмотр видео и фотоматериалов.

Волшебный мир театра.

4.
Виды и жанры театрального искусства.
1
Дать представление об истории становления различных театральных видов и жанров, их особенностях . Развивать умение анализировать художественное произведение с точки зрения жанровых характеристик.
Лекции – беседы. Просмотр видео и фотоматериалов.

5.
Водевиль.
1
Знакомство с данным видом искусства.
Сбор информации, подготовка презентационных материалов. Показ готовых презентаций младшим школьникам.

6.
Мюзикл.
1
Знакомство с данным видом искусства.
Сбор информации, подготовка презентационных материалов. Показ готовых презентаций младшим школьникам.
Приложение «Опера»

7.
Оперетта и опера.
1
Знакомство с данным видом искусства.
Сбор информации, подготовка презентационных материалов. Показ готовых презентаций младшим школьникам.

8.
Балет.
1
Знакомство с данным видом искусства.
Сбор информации, подготовка презентационных материалов. Показ готовых презентаций младшим школьникам.

9-10.
Беседы с учащимися на тему «Театр в твоей жизни».
2
Использование самостоятельных импровизаций, творческих игр, рисунков для закрепления представлений.
Беседа - диалог. Рисование по теме.

11.
Знакомство с современным Оперным театром.
1
Знакомство с особенностями Оперного театра.

Работа в библиотеке по поиску информации.
Памятка 1 (Приложение «Поиск информации»)

12.
Знакомство с театральными профессиями.
1
Знакомство с разными театральными профессиями.
Сбор информации о различных театральных профессиях. ( книги, газеты, журналы, интернет)
Памятка 2 (Приложение «Толковый словарик»)

13.
Спектакль-результат коллектив-ного творчества.
1
Формирование представления о работе театрального коллектива.
Игра-тренинг по формированию навыка работы в коллективе.

14.
Создатели декораций.
1
Знакомство с историей создания декораций , видов декораций и создателях декораций.
Сбор информации об истории декораций. Об известных декораторах.

15.
Актер –главный персонаж театра.
1
Знакомство с особенностями работы актеров Оперного театра.
Сбор информации об известных Нижегородских актерах.

16.
Беседа о создателях театра.
1
Знакомство с историей Оперного театра.
Сбор информации о создателях и основателях театра «Оперы и балета имени А.С.Пушкина».

17.
Экскурсия в театр.
1
Знакомство с устройством театрального здания, архитектурой, с атрибутами театрального представления.
Посещение театра «Оперы и балета имени А.С.Пушкина».

Актерское мастерство.

18.
Просмотр спектакля.
1
Знакомство с репертуаром театра.
Посещение спектакля в Оперном театре .

19.
Обсуждение спектакля.
1
Формирование умения анализировать. Ориентироваться в специальных понятиях и терминах.
Беседа – диалог.

20.
«Спектакль в картинках». Рисунки к спектаклю.
1
Формирование собственного восприятия и выражения эмоций через рисунок.
Организация выставки «Спектакль в картинках»

21-22.
Игры – импровиза-ции. Вокальная работа.
2
Изучение основ сценического искусства.
Изучение основ актерского мастерства.
Развитие вокальных способностей.
Учатся понимать и принимать полученную информацию. Участие в играх – импровизациях.

Творческая мастерская.

23.
Пьеса-основа спектакля.
1
Знакомство с основами пьесы. Виды пьес.
Подбор пьесы для инсценирования.
Памятка 4 (Приложение «Как подготовить спектакль»)

24-25.
Подготовка сценария.
2
Формирование художественного литературного вкуса. Выбор пьесы.
Распределение ролей и технических обязанностей по спектаклю.

26-27.
Изучение ролей.
2
Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, фантазии, мышления, воображения. Развитие пластической выразительности.
Игра – тренинг «Верю - не верю». Инсценирование.

28-29.
Подготовка декораций. Афиша.
2
Дать представление об истории возникновения афиши.

Организация мастерской по изготовлению декораций. Создание афиши.
Памятка 5(Приложение - «Создание афиши»)

30-31.
Подготовка костюмов.
2
Знакомство с историей театрального костюма.
Организация мастерской по изготовлению костюмов.

32-33.
Репетиция спектакля.
2
Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности. Накапливать опыт сценической и концертной деятельности. Развивать умение самостоятельного создания сценического образа; развивать пластическую выразительность. Формировать умения и навыки действия в вымышленных обстоятельствах, распределяться на сценической площадке с учетом присутствия партнеров.
Репетиция отдельных сцен, сводная репетиция.

24.
Показ спектакля на школьной сцене.
1
Премьера спектакля.
Показ спектакля ученикам начальных классов, родителям учащихся. Подведение итогов, обсуждение и анализ успехов каждого учащегося.
Фотоотчёт.(Приложение – фото 4класс)

Итого: 34 часа


3. Конструктивный этап.
Все занятия при работе над проектом коллективные и сочетают в себе два основных вида деятельности: беседу о специфике театрального искусства и игру.
Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, с учетом присутствия партнеров распределятся на сценической площадке. Продолжением служат занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием.
Основным методом развития творческих способностей выбрана импровизация: имитация движений, театрализация, импровизация на заданную тему.
70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции.
Для успешной реализации проекта используются различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Модель реализации проекта
Направления работы
Содержание деятельности


1. Работа с детьми
1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного
характера.
2. Диагностика уровня готовности восприятия
материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.
3.Посещение детьми театров.
4. Просмотр театров и работа по ним.
5.Проведение игр- превращений (учимся владеть собой)
6.Чтение художественной и познавательной
литературы.
7.Продуктивная деятельность детей.



1. Работа с детьми
8.Инсценировки и театрализации
9. Подвижные, дидактические,
имитационные игры, игры-путешествия.
10. Театрализовано - познавательные праздники.



Сотрудничество с родителями

1.Изготовление элементов костюмов
2.Изготовление декораций для театрализованной деятельности.
3.Помощь в изготовлении различных видов театра.
4.Оказание помощи в приобретении дидактических
игр, детской художественной литературы, книжек-
раскрасок, аудио- видео для детей.
5.Приобретение оборудования для занятий и
свободного творчества детей (цветная бумага,
альбомы, картон, цветные карандаши, краски,
кисточки и т.д.)
6.Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.
7.Участие в подготовках к праздникам (пошив
костюмов и тд).
8.Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов
на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.
9. Участие в совместных театрализованных
постановках (родители - дети - педагог).
10.Организация выставок творческих работ детей.


4. Подготовка к презентации проекта.
Смысл участия в проекте заключается в том, чтобы учащиеся не просто осваивали чьи-то продукты деятельности, а производили их самостоятельно, то есть:
1. Знали основы музыкальной и сценической грамоты.
2. Знали понятия жанров театрального искусства.
3. Приобрели навыки самостоятельной работы с музыкальным и литературным материалом.
4. Приобрели навыки самостоятельной работы на сценической площадке.
5. Достигли определенного уровня информационной компетентности: приобрели опыт освоения приёмов информационно-поисковой и информационно-аналитической деятельности.

5. Рефлексивный этап.
- Подготовка фото и видеоматериалов учащимися класса и родителями.
- Подготовка учащимися отчетных материалов о показе спектакля.
- Размещение информации о результатах проекта в школьных СМИ.
- Написание учениками эссе. Чтение, анализ.
- Итоговая конференция. Участниками конференции становятся учащиеся, родители, учителя. Подведение итогов проектной деятельности. Работа экспертной группы (учащиеся и родители), озвучивание результатов.

IV. Достигнутые эффекты проекта.
Проект реализуется с 2011 года.
Итоги:
Дети стали больше проявлять активность и инициативу, с большим желанием участвовать в играх, коллективных творческих делах.
У детей в большей степени развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).
Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.
У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).
У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т.д.
Возросла удовлетворённость родителей учащихся уровнем представляемых в гимназии образовательных услуг художественно-эстетического цикла.
Заметно повысилась квалификация педагогов в области художественно-эстетического развития.
Прослеживается тенденция к совершенствованию материально-технического, методического, дидактического обеспечения учреждения по художественно – эстетическому направлению.


Заключение.
Рост показателей уровня развития аспектов художественно - эстетической направленности у учащихся позволяет говорить об эффективности проекта и необходимости продолжения работы в данном направлении.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15