Статья о введении ФГОС НОО в городском округе город Первомайск


От новых стандартов к новым результатам.
Ваш ребенок пошел в первый класс! Для него это очередная жизненная ступенька: он будет учиться взаимодействовать с окружающим миром, учиться самовыражать себя. Легко и одновременно трудно, но дети умеют быстро преодолевать трудности. А вот для его родителей начальная школа – наверное, самый тяжелый период. Надеюсь, что сегодняшний разговор о системе начального образования поможет родителям лучше ориентироваться в школьной жизни ребенка.
Какова цель процессов обновления, происходящих сейчас в российском образовании? Каждый ребенок - личность инициативная, способная творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовая к самообразованию в течение всей жизни. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению именно такой личности.
С 2011 года начал поэтапно внедряться Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Цель и результат его - усвоение младшими школьниками универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, познание мира, формирование общей культуры. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
Школы городского округа провели серьезную работу по подготовке к обучению в новых условиях: еще в 2010 году были сформированы рабочие группы из администрации и педагогов, изучен педагогический, методический, кадровый и материально-технический потенциал, проанализированы ресурсы учебной и методической литературы, программного обеспечения, проведена оценка условий обучения учащихся, организована курсовая подготовка педагогов.
Что позволяло нам надеяться на успешное внедрение стандарта? Готовность учителей к введению стандарта, имеющееся ресурсное обеспечение в школе и, безусловно, надежда на понимание и содействие со стороны родителей! Родители не просто заказчики образовательного процесса - именно от них зависит, насколько благоприятную среду они создали в семье для обучения и воспитания детей.
Учебно – методические комплексы, по которым сегодня работает учитель, включают в себя учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: «Гармония» (занимаются 15 классов в округе), «Планета знаний» (12 классов), «Начальная школа XXI век» Виноградовой (7 классов), «Школа 2100»(2 класса). В основе их – совершенно иное построение урока, взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников.
Ребенок, который умеет только механически запоминать, в старших классах не сможет рассуждать, сравнивать, проводить аналогии в истории и литературе, написать эссе. Идея стандартов в том, что этому начитают учить с первого класса. В арсенале учителя Кошелихинской основной школы Г.В.Сундуковой разнообразные формы организации учебного занятия: групповые, индивидуальные, парные. Ребенок в течение урока выступает то в роли руководителя, то в роли консультанта группы. Меняющийся состав обеспечивает гораздо более тесное общение одноклассников. «Высший пилотаж» такого урока в том, что учитель лишь направляет детей, дает рекомендации. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Новый стандарт выделяет в качестве предмета исследования интегрированные технологии. На первый взгляд, они связывают несовместимые понятия: знания, полученные при изучении одного предмета, предполагается активно использовать при изучении других предметов. Этой методикой свободно владеет учитель начальных классов Большемакателемской школы О.Н.Сазанова. На уроке русского языка идет работа над текстами - описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом такой деятельности становится видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.д.
Начальная школа сегодня учит не только читать, писать и считать. Она развивает у школьника две группы умений. К первой относятся универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться, в частности, навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у школьника мотивации к обучению, навыков самоорганизации. Для успешного внедрения стандартов школами приобретены компьютеры, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, ноутбуки, подведен интернет. Библиотеки укомплектованы необходимой литературой. Все учащиеся обеспечены в полном объеме учебниками и учебными пособиями по основным предметам, используемым в образовательном процессе в соответствии со стандартом начального общего образования.
Учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти и внимания, учитель Шутиловской школы Л.В.Катихина использует персональный компьютер для разноуровневых заданий. Учащиеся с высоким уровнем мыслительной деятельности при помощи ноутбуков знакомятся с новым материалом, получая новые сведения или углубляя свои знания, выполняют задания повышенной сложности. Учащиеся с заниженным уровнем мыслительной деятельности могут работать с компьютером в индивидуальном темпе, не замедляя продвижения класса по программе. Дети, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях на отдельных этапах урока либо во внеурочное время.
Один из главных факторов повышения качества образования в условиях реализации стандарта - внедрение в образовательный процесс метода проектов. Главная идея методики проектного обучения: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им свободно. Лозунг этой деятельности: «все из жизни, все для жизни». Проект — это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований, демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения мест с иллюстрациями, картой и т. д. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида и как члена проектной группы. Самое важное то, что не учитель, а ребенок определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Интересен опыт учителей Первомайской средней школы №2 М.А. Грининой, Г.Н.Ершковой, С.В. Игошевой, Л.Б.Горыниной, В.И.Востровой, Е.В.Харитоновой, готовность которых к преподаванию в условиях новых стандартов по данному направлению достаточно высока. Презентации проектов, участвуя в которых дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях, можно увидеть на сайте «Дневник.ру». Уровень работ учащихся показывает, что проектный метод интересен детям и учителя компетентно и умело направляют их деятельность.
Непременное условие формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования – преемственность в освоении учащимися этих действий. С первых дней внедрения стандарта ведется образовательный мониторинг. Следует отметить работу в этом направлении команды учителей начальных классов Первомайской средней школы. В течение учебного года Т. Н. Леонтьева, психолог школы, проводит диагностический анализ и вместе с педагогами измеряет уровень успешности обучения по предметам каждого ученика класса. Такая диагностика определяет уровень усвоения отдельных тем из изученного курса, выявляет затруднения учащихся и пробелы в их подготовке, дифференцирует учащихся по успешности обучения. Фиксируется продвижение младших школьников в освоении приобретенных умений и навыков по основным предметам. Благодаря умелой организации учебного процесса учителями Алексеевой С.А. и Скворцовой Л.П. учащиеся включаются в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки самоконтроля и умения сравнивать свои достижения с эталоном.
С введением новых стандартов очень актуально использование системы накопительной оценки – портфолио учащихся. Это оценка динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка, кроме того, это активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребенком выбирает то, что является для него результатом на сегодняшний день. Отбирая в портфолио творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог отслеживает, как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие действия. Портфолио повышает самооценку обучающегося, максимально раскрывает его индивидуальные возможности, мотивирует для дальнейшего творческого роста. Отрадно видеть, как к концу второго класса дети уже осознанно подходят к оформлению своего портфолио.
Неразрывной частью образовательного процесса и неотъемлемой структурой учебного плана является внеурочная деятельность, которая согласно стандарту организуется по разным направлениям: духовно-нравственное, физкультурно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Правильно организованная внеурочная деятельность учителем начальных классов Сатисской школы Н.В. Зарезовой уже приносит свои положительные результаты и эффекты. Творческий человек, обладая развитым воображением, эрудицией, поэтическим даром, Наталья Васильевна сама пишет стихи, интермедии, разрабатывает сценарии школьных праздников, хорошо рисует. Педагогический опыт учителя публикуется на страницах газет «Нижегородская правда», «Сюжет». Её ученики – участники и победители муниципальных, региональных и федеральных конкурсов и фестивалей: «Голос ребенка» (2010-2011), «Реализация прав и обязанностей в вашей жизни» (2011г), «Новое пространство России», « Фестиваль детской литературы имени Корнея Чуковского» (2010) и др. их творческие работы мы встречаем в периодической печати муниципального, регионального, федерального уровней: журналы «Миша», «Школьник», газеты «Районный вестник», «Арзамасские вести» и др.
Учитель очень мобилен, он готов работать по - новому и открыт для него. Он понимает, насколько успех ребенка зависит от желания и характера именно учителя, уровня его профессиональной подготовки. Педагог, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот он главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.