Мягкий знак для обозначения мягкости согласного.

игра ( 2 класс)
Тема: Мягкий знак для обозначения мягкости согласного.
Цель:
- закрепление умения, обозначать на письме мягкие согласные на конце слова мягким знаком;
- развитие речи, внимания, мышления на основе материала урока;
-воспитание чувства коллективизма.


Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Сообщение темы урока, постановка цели.
2. Вступительное слово учителя.
- Ребята, кто из вас любит цветы?
В народе существует поверье, что есть на земле цветок небывалой красоты - волшебный цветок. И человек, который найдет его, будет счастлив в жизни, т. е. исполнятся все его желания.

( Звучит 2 куплет песни «Волшебный цветок» Ю. Чичков)
« И мечтая о радостном чуде, вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди, но, однако находят не все.

- Кто из вас хотел бы найти этот цветок?».
На этом уроке мы отправимся на поиски волшебного цветка. Ребята, вас много и цветку будет трудно сразу исполнить все желания, давайте выберем одно общее наше желание и загадаем его.
- Кто из вас хотел бы сегодня на уроке получить хорошие оценки? Пусть это и будет нашим общим желанием.

3. Физминутка для рук «Цветочек».
« Вырос красивый цветок на поляне.
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питанье
дружно дают под землей корешки».

Теперь в тетрадях укажите день, когда мы отправились на поиски цветка.
II. Минутка чистописания.
- На пути стоит преграда - невысокая ограда,
Чтоб ее преодолеть, надо кое - что уметь.
Слова эти прочитать и красиво записать.

лось конь соль хорь
//////////////////////////////////
- Чем похожи данные слова?
- Когда на конце слова пишется мягкий знак?
- Какое стихотворение о мягком знаке мы учили на прошлом уроке?
«Мягкий знак, мягкий знак
Без него нельзя никак.
Без него не написать 30, 20, 10, 5.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть получим, ест.
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать».
- Красиво записать слова в тетрадь.
III .Словарная работа.
Дальше снова не пройти, стоят деревья на пути.
Ветки вниз свои спустили и дорогу преградили.
Чтобы веточки поднять, словарные слова хорошо надо знать.
(Письмо словарных слов)
а) Загадка:
«Уродилась я на славу,
Голова моя кудрява.
Кто любит щи,
Меня в них ищи. (Капуста)
б) Картинка. (Морковь)
в) Вставь пропущенную букву. ( ... гурец)
г) Самодиктант.
«Вышел суп совсем не плох,
В нем картофель и ....»
д)Письмо под диктовку. (Тетрадь)
Проверка (дети по таблице проверяют словарные слова).
-Кто написал без ошибок?
- Как можно назвать одним словом капусту, морковь, огурец, горох?
- А тетрадь что это?
IV. Самостоятельная работа.
Речушка здесь негромкая текла, но мы ее любили, дети.
Сейчас на лёд накидан всякий хлам и ржавь и слизь,
Как будто люди целью задались убить ее и своего добились.
-Ребята, будем очищать речку от хлама или пойдем дальше?
(Три ученика работают по карточкам у доски, очищают речку от хлама.)

Весь класс выполняет следующее задание: слова с мягкими согласными посадить на мягкий диван, слова с твердыми согласными на скамейку. (У всех на столе конверты с заданием)
- Какое правило мы должны помнить, выполняя это задание?
Проверка выполнения заданий.
V. Работа по развитию речи.
- Составьте предложение про речку. Запишите его в тетрадь.
VI. Письмо под диктовку с проговариванием.
Тюлень ел рыбу целый день.
- Подчеркнуть в словах мягкий знак.
- Почему мы его написали?
Физминутка
Руки подняли и покачали это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем - это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем, крылья сложили назад.
VII. Закрепление.
Только с птицей что случилось?
Она в клетке очутилась.
Надо птичку выручать - свои знания показать.
1. Кроссворд.




н
ь




н
ь




н
ь




н
ь




н
ь


- Время суток. (День)
- домашнее животное. (Конь)
- Торчащий остаток срубленного или сломанного дерева. (Пень)
- Название рыбы. (Окунь)
- В названиях, каких рыб пишется мягкий знак?
- А для чего зимой на речках делают проруби?
- Время года. (Осень)

2. Игра «Выйди на крылечко, назови словечко».
Рь (хорь, жарь, парь)
Сь (лось, карась)
Ть (лапоть, мыть)
Нь (конь, день, лень)
Ль (соль, моль, мель)

в) Назовите слова, которые относятся к данной схеме.
б > з (букв больше, чем звуков) - Почему?
б = з
3. Графическое письмо.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10





















рис, рысь, зелень, зелен, брат, брать, уголь, угол, ел, ель.

д) Работа с учебником.
Упр. ... стр. ...
- Назовите 1- й зимний месяц. (Декабрь)
- Какой праздник в декабре отмечают жители нашего города? (День рождения города Белово).
VIII. Встреча с цветком.
Вот и попали мы в лесок.
Где же сказочный цветок?
Как его нам отыскать,
Ведь под снегом не видать?
- Посмотрите, ребята, какие здесь большие сугробы. На каждом сугробе
лежит какой нибудь предмет. Найдите сугроб, на котором лежит предмет
в названии, которого пишется мягкий знак. Предлагаю здесь поискать цветок.
(Дети находят волшебный цветок. За цветком кружочки с оценками 4 и 5.
Учитель раздает эти кружочки детям.
- Вот и исполнилось наше желание, все получили хорошие оценки.
IX. Итог урока.