Программа элективного курса Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 10-11 классах



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ассоциированная многопрофильная Саха-Бельгийская гимназия»
муниципального района «Усть-Алданский улус (район)»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ На заседании МО Зам. директора УМР Директор школы _________________ _________________ _________________ «____» ____________ «____» ___________ «____» __________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса
"Система подготовки учащихся к ЕГЭ
по русскому языку в 10-11 классах"
(консультации по 2 часа в неделю)
Составитель: Мигалкина В.И.,
учителя русского языка и литературы
2015-2016 учебный год
Программа элективного курса по русскому языку
"Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"
Пояснительная записка.
Элективный курс предлагается ученикам 10-11классов, чтобы при существующем режиме – 2 часа в неделю – можно было качественно подготовиться к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Программа курса разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Предназначена для консультаций по русскому языку в 10-11 классах.
Цели обучения:
обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых
Задачи обучения:
создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
Предполагаются следующие формы обучения:
установочные лекции по теории основных разделов базового курса “Русский язык”;
практические занятия;
самостоятельная работа с КИМами;
Для установления обратной связи определены следующие формы работы:
практические занятия;
решение заданий КИМов;
написание сочинения-рецензии с использованием моделей ;
зачет по курсу;
2. Учебный план.
Цели обучения:
обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых.
Задачи обучения:
создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
Категория: учащиеся10-11классов.
Срок обучения: 68 академических часов в год.
Режим занятий: по 2 часа в неделю в каждом классе.
н\п Разделы программы Кол-во часов Теория
(лекции) Практика Формы контроля
1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. 6 2 4 к\р
2. Морфемика и словообразование. 5 2 3 к\тест
3. Лексика и фразеология. 5 2 3 к\тест
4. Морфология 11 4 7 к\тест
5. Орфография. 11 4 7 Теоретико-практич.задания по карточкам
6. Синтаксис и пунктуация. 7 2 5 к\тест
7. Текст 5 2 3 к\тест
8. Культура речи. 4 1 3 к\р,анализ9. Анализ текста и создание сочинения - рассуждения 12 4 8 сочинение-рассуждение
10. Итоговый контрольный тест 2 2 Итого 68 23 45 3. Учебно-тематический план
Цели обучения:
обеспечить качественную подготовку учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ;
упорядочить процесс обучения путем алгоритмизации всех правил, орфографических, пунктуационных, речевых;
Задачи обучения:
создать условия, способствующие эффективной организации деятельности учащихся по освоению и закреплению учебного материала;
познакомить с основными разделами языка, входящими в объем знаний, требуемых для выполнения КИМов;
отработать этапы формирования и развития речеведческих умений в написании сочинения-рецензии;
использовать при подготовке к ЕГЭ эффективные образовательные технологии, позволяющие формировать у учащихся языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенции;
№ п\п Раздел программы К-во часов Лекции практикаФормы контроля
1 Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика. 6 1 1.1 Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко-буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки. 1 2 1.2 Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова. Основные фонетические процессы, происходящие в слове. 1 3
4
5
6 1.3
1.4
1.5
1.6 Практикум по разделу “Фонетика”: проверочный опросник, работа с текстами, задания по фонетике и орфоэпии в структуре ЕГЭ по русскому языку. 4 КИМы7 1.7 Контрольная работа по разделу. 1 к\р
2 Раздел 2. Морфемика и словообразование. 5 8 2.1 Значимые части слова, их особенности. Понятие производной и непроизводной основы. Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. 1 9 2.2 Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ. 1 10
11 2.3
2.4 Тренировочные задания и упражнения по разделу “Морфемика и словообразование”. 2 12 2.5 Контрольный тест по разделу. 1 к\тест
3 Раздел 3. Лексика и фразеология. 5 13
14 3.1
3.2 Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. Слова старославянского происхождения в лексике современного русского языка 1 1 КИМы15 3.3 Диалектизмы, профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Эмоционально-окрашенные слова. 1 16 3.4 Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. 1 17 3.5 Контрольный тест по теме “Лексика” 1 к\тест
4 Раздел 4. Морфология. 11 4 7 18 4.1 20. Классификация частей речи в русском языке. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция. 1 19 4.2 21 Основные признаки имени прилагательного. Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных. 0,5 0,5 20 4.3 22. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи. 0,5 0,5 21 4.4 23. Разряды местоимений, склонение местоимений. 1 22 4.5 Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола. 1 КИМы23 4.6 Причастие, его признаки. Правописание причастий. Деепричастие. Разряды по значению, образование деепричастий 0,5 0,5 24
25 4.7
4.8 Особенности служебных частей речи: предлог, союз, частица. 1 1 26
27 4.9
4.1 Тренировочные задания по разделу “Морфология” 2 28 4.1 Контрольный тест по разделу 1 к\тест
5 Раздел 5. Орфография. 11 4 7 29 5.1 Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. 1 30 5.2 О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова. 0,5 0,5 31 5.3 Правописание приставок. 0,5 0,5 32 5.4 Правописание согласных в корне слова. Правописание Ъ и Ь. 0,5 0,5 33 5.5 Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи. 0,5 0,5 34
35 5.6
5.7 Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи. 1 1 36 5.8 Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний 0,5 0,5 37 5.9 Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ. 0,5 0,5 КИМы38 5.10 Правописание служебных частей речи. 0,5 0,5 39 5.1 Контрольная работа по разделу 1 к\работа
6 Раздел 6. Синтаксис и пунктуация. 7 2 5 40
41 6.1
6.2 Строение и грамматическое значение словосочетаний и предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении. 1 1 42 6.3 Вводные конструкции. Обращение. Обособление определений и приложений. 0.5 1 43
44 6.4
6.5 Обособление обстоятельств. Сложносочиненные предложения. Сложноподчиненные предложения. 0.5 1 КИМы45
46 6.6
6.7 Тест (по разделу “Синтаксис и пунктуация”). 2 К\тест
7 Раздел 7. Текст. 5 2 3 47 7.1 Стили речи и типы речи. 1 0.5 48
49 7.2
7.3 Способы и средства связи предложений в тексте: лексические средства, морфологические средства, синтаксические средства. 1 0.5 50
51 7.4
7.5 Тренировочные задания по данному разделу. Контрольный тест. 2 8 Раздел 8. Культура речи. 4 1 3 52 8.1 Нормы ударения, нормы словоупотребления, морфологические нормы. 0.5 0.5 КИМы53 8.2 Синтаксические нормы: согласование, управление; сочетание однородных членов; построение предложений с чужой речью. 0.5 0.5 54
55 8.3
8.4 Контрольная работа по разделу и ее анализ. 2 К\работа
9 Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рассуждения. 12 4 8 56 9.1 Тема и главная мысль текста. 1 57 9.2 Учебно-тренировочные задания. 1 58 9.3 Лексические и морфологические средства художественной выразительности. 1 1 59
60 9.4
9.5 Специальные художественно-изобразительные средства (тропы): эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, гипербола, литота, перифраз. 1 1 61 9.6 Синтаксические средства художественной выразительности. Фигуры речи. 1 62 9.7 Учебно-тренировочные задания. Самостоятельная работа. 1 63
64 9.8
9.9 Создание сочинения-рассуждения. 2 Соч-рас.
65
66 9.1 Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рассуждения. 2 67,68 Итоговый контрольный тест 2 к\тест
Итого 68 23 45 4. Содержание программы
Раздел 1. Обобщающее повторение основных разделов науки о языке. Фонетика.
1.1. Введение. Задачи курса. Содержание программы. Структура и особенности ЕГЭ.
1.2. Обобщающее повторение фонетики. Предмет изучения данного раздела. Звуко- буквенный состав русского языка. Звуки речи: гласные и согласные, состав согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки.Стяжение.
1.3. Фонетическая транскрипция. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Список частотных слов,вызывающих орфоэпические трудности. Перенос слов при письме. Фонетический разбор слова.Основные фонетические процессы, происходящие в слове.
1.4. Практикум по разделу “Фонетика”:
1.5. Проверочный опросник, работа с текстами;
1.6. Задания по фонетике и орфоэпии в структуре ЕГЭ по русскому языку;
1.7. Контрольная работа по разделу. Задания из КИМов.
Раздел 2. Морфемика и словообразование.
2.1. Значимые части слова, их особенности. Части речи и формы слова.
2.2. Понятие производной и непроизводной основы.Разбор слова по составу. Способы словообразования в русском языке. Суффиксальный,приставочный, приставочно-суффиксальный,бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую, сокращение слов.
2.3. Вопросы словообразования в заданиях ЕГЭ.
2.4. Тренировочные задания и упражнения по разделу “Морфемика и словообразование”.
2.5. Контрольный тест по разделу. Задания из КИМов.
Раздел 3. Лексика и фразеология.
3.1. Повторение ранее приобретенных учащимися знаний о лексике русского языка. Разграничение лексических и грамматических значений слова.
3.2. Лексические омонимы. Паронимы. Лексические синонимы и антонимы. 3.3 Диалектизмы,профессионализмы; разговорно-бытовая, книжная лексика. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы.Эмоционально- окрашенные слова.
3.4. Понятие фразеологизма. Классификация фразеологизмов. Лексико-грамматические разряды фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы.Поговорки..
3.5. Контрольный тест по теме “Лексика”. Задания из КИМов.
Раздел 4. Морфология.
4.1. Классификация частей речи в русском языке,их опознавательные признаки. Имя существительное, его морфологические признаки и синтаксическая функция.
4.2. Основные признаки имени прилагательного.Качественные, относительные, притяжательные прилагательные. Склонение прилагательных.
4.3. Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Склонение числительных, употребление в речи.
4.4. Разряды местоимений, склонение местоимений.
4.5. Глагол. Значение глагола, его морфологические признаки. Спряжение глагола.
4.6. Причастие, его признаки. Правописание причастий.
4.7. Деепричастие. Разряды по значению,образование деепричастий.
4.8. Особенности служебных частей речи: предлог,союз, частица.
4.9.-4.10. Тренировочные задания по разделу“Морфология”
4.11. Контрольный тест по разделу. Задания из КИМов.
Раздел 5. Орфография.
5.1. Принципы русской орфографии. Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением. Чередование в корнях. Правописание согласных в корне слова.
5.2. О-E после шипящих и - Ц- в различных частях слова.
5.3. Правописание приставок. Буквы З-С на конце приставок. Правописание Ы-И. Правописание Ъ и Ь.
5.4. Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
5.5.-5.6 Буквы – Н - и –НН- в словах различных частей речи.
5.7.-5.8 Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.
5.9. Написание – НЕ - с разными частями речи.Разграничение частиц НЕ и НИ.
5.10. Правописание служебных частей речи.
5.11. Контрольная работа по разделу“Орфография”: теоретико -практические задания по карточкам. Задания из КИМов.
Раздел 6. Синтаксис и пунктуация.
6.1. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Способы связи слов в словосочетании. Согласование, управление.Примыкание.
6.2. Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа. Виды сказуемых. Типы простых предложений. Виды односоставных предложений. Однородные члены предложения. Тире в простом предложении.
6.3. Вводные конструкции. Обращение Уточняющие члены предложения. Обособление определений и приложений.
6.4. Обособление обстоятельств.
6.5. Виды сложных предложений .Союзы и союзные слова. Сложносочиненные предложения.Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Сложное с разными видами связи.
6.6. Виды придаточных. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.
6.7. Тест (по разделу “Синтаксис и пунктуация”).Задания из КИМов.
Раздел 7. Текст.
7.1.Текст как тематическое, смысловое, стилевое,структурное и грамматическое единство.
В тексте зафиксирован способ оформления мысли,её предметно-смысловая, коммуникативная и структурно-языковая цельность. Строение текста.Способы и средства связи между частями текста
Основные признаки текста
7.2. Типы речи. Стили речи. Повествование.Описание. Рассуждение.
Каждый тип речи имеет свои композиционные особенности
Повествование-рассказ, сообщение о каком-то событии в его временной последовательности на первый план выдвигаются порядок протекания действия, развитие сюжета.
Описание-изображение какого-либо явления действительности путём перечисления и раскрытия его основных признаков. Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. Жанровые формы рассуждения: письма,статьи, рецензии, доклад.
7.3. Функциональные стили речи.
Научный стиль. Основные признаки научного стиля. Особенности научного стиля речи: в лексике, в составе слова, в морфологии, в синтаксисе. Основной тип речи.
Публицистический стиль речи. Основные признаки публицистического стиля речи. Лексические,синтаксические, морфологические особенности публицистического стиля речи.
Основные признаки официально-делового стиля речи. Отличие от других стилей речи. Что общего у официально-делового стиля и научного стиля.Жанры официально-делового стиля речи.Разговорный стиль речи. Сфера употребления.Общие признаки.
7.4.-7 .5 Тренировочные задания по данному разделу.Контрольный тест .КИМы
Раздел 8. Культура речи.
8.1. Нормы ударения, нормы словоупотребления,морфологические нормы.
8.2. Синтаксические нормы: согласование,управление; сочетание однородных членов;построение предложений с чужой речью.
8.3.-8.4 Контрольная работа по разделу и ее анализ.
Раздел 9. Анализ текста и создание сочинения-рецензии.
9.1. Тема и главная мысль текста. Опознавательные признаки рецензии и эссе.
9.2. Учебно-тренировочные задания.
9.3. Содержание и структура сочинения-рецензии.Лексические, морфологические, синтаксические,стилистические средства художественной выразительности.
9.4.-9.5. Специальные художественно-изобразительные средства (тропы):эпитет, сравнение, метафора,олицетворение, гипербола, литота, перифраз.
9.6.-9.7. Учебно-тренировочные задания. Варианты вступительной и заключительной части сочинения-рецензии
9.8.-9.9. Создание сочинения-рецензии.Редактирование и совершенствование сочинения-рецензии.
9.11.-9.12. Задания и упражнения по формированию навыков написания сочинения-рецензии. Речевое оформление сочинения. Смысловая цельность и композиционная стройность. Точность, богатство и выразительность речи.
Грамотность. Соблюдение орфографических норм.Соблюдение пунктуационных, языковых, речевых норм.

План дополнительных консультаций по русскому языку для учащихся 11 класса.

п/п Тема и содержание занятия. Дата проведения.
план. факт.
1. Прорешивание диагностического варианта экзаменационной работы. 2. Нормы русского литературного языка: Орфографические нормы (А1). Лексические нормы (А2). 3. Нормы русского литературного языка: Морфологические нормы (А3).
Синтаксические нормы (А4). 4. Нормы русского литературного языка: Синтаксические нормы (А4).
Работа с микротекстом: речь и грамматика (А6-А11). 5. Нормы русского литературного языка: Структурно-смысловой анализ микротекста (А6). 6. Нормы русского литературного языка: Структурно-смысловой анализ микротекста (А7). 7. Нормы русского литературного языка: синтаксический анализ простого и сложного предложения (А8). 8. Нормы русского литературного языка: синтаксический анализ простого и сложного предложения (А9). 9. Нормы русского литературного языка: Морфологический анализ слова (А10) 10. Нормы русского литературного языка: Лексический анализ слова в контексте. 11. Нормы русского литературного языка: Работа с микротекстом: речь и грамматика. 12. Орфография. Правописание нн и н в словах разных частей речи (А12). Правописание корня слова (А13). 13. Орфография. Правописание приставок (А14). Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий (А15). 14. Орфография. Правописание суффиксов разных частей речи (А16). Правописание частиц не и ни, слитное и раздельное написание не с разными частями речи (А17). 15. Орфография. Слитно-дефисно-раздельное написание наречий, производных предложений, союзов и слов других частей речи (А18). 16. Пунктуация. Знаки препинания в сложносочиненном предложении (А19). 17. Пунктуация. Знаки в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами (А20). 18. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями (А21). 19. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с однородными членами (А22). 20. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях в бессоюзных сложных предложениях (А23). 21. Пунктуация. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (А24). 22. Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи (А25). 23. Синтаксис. Грамматические синонимы. Синонимическая замена сложноподчиненного предложения простым предложением с причастным оборотом (А26). 24. Информационно-смысловая переработка текста. Выделение основной и дополнительной информации в тексте (А27). 25. Многоаспектный анализ текста (А28-А30; В1-В8;С1). Смысловой анализ текста (А30). 26. Типологический анализ текста (А29). Лексический анализ текста (А30). 27. Языковой анализ текста. Определение способа словообразования (В1). Морфологическая характеристика слова (В2). Определение типа связи слов в словосочетании (В3). 28. Определение типа односоставных предложений (В4). Синтаксический анализ обособленных членов предложения (В5). Синтаксический анализ сложного предложения (В6). 29. Средства связи предложений в тексте (В7). Средства выразительности в тексте (В8). 30. Написание сочинения-рассуждения (С1). 31. Выполнение заданий для углубления и систематизации изученного материала. 32. Выполнение тренировочных материалов. 33. Контрольный вариант экзаменационной работы. 34. Анализ допущенных ошибок при решении контрольного варианта экзаменационной работы.